Ровно 450 лет тому назад двуглавый орел, с размещенным на нем Георгием Победоносцем, стал гербом России. Размещение всадника на груди орла может объясняться тем, что существовали две государевы печати: Большая и Малая. Малая была двусторонняя и прикреплялась к документу, на каждой стороне её помещались орёл и всадник по отдельности. Большая же печать была односторонней и прикладывалась к документу, поэтому и возникла необходимость совместить два символа Российского государства в одном. Впервые такое совмещение встречается на большой печати Первого Русского Царя Иоанна Грозного 1562 года.
О значении этого государственного символа рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный русский ученый, доктор исторических наук, автор книги об Иоанне Грозном Александр Николаевич Боханов.
Двуглавый орел – это символ государственного и духовного начал России. Этот символ получил актуальность, когда Иоанн Грозный короновался на Царство (он же стал первым Царем в русской истории). А Царь – это Помазанник Божий, предводитель христианского народа. Царь – это не просто правитель государства, а вождь христианского мира. Царь – явленный самим Богом факт, милость Божия, а не человеческая условность.
Когда рухнул Константинополь, то через 100 лет русская общественная мысль восприняла Московское Царство как Богом данное для исполнения христианской миссии. Особо отмечу, что Великий князь Иоанн IV Грозный, венчавшийся на Царство, был самым ярким представителем русской интеллектуальной элиты XVI века. По факту вселенская миссия Царьграда (тогда говорили не Византия, а Константинова Империя) перешла к Московской Руси. Отсюда и возникла необходимость в соединении знаков государства, потому что двуглавый орел появляется впервые на печати Иоанна III – это герб Палеологов, последней правящей династии в Царьграде. При Иоанне Грозном к двуглавому орлу добавляется святой Георгий Победоносец как духовное начало.
Я не знаю, как этот символ может быть актуализирован, как он может получить современное звучание в условиях, когда Россия по Конституции признается светским государством, а русская монархия прекратила свое существование. Мы находимся в состоянии разброда и шатания. Наш герб – это памятник духовного бытия Государства Российского. Никто же не знает, что будет дальше, может быть, русская монархия будет восстановлена? Сейчас эти символы выглядят не актуально, но если народ будет воцерковляться, ходить в храм, то единственное настроение, которое созвучно с православным мировоззрением, – это монархия.
Можно сказать, что сам факт того, что герб России остается прежним, дает надежду на то, что на Руси когда-то восстановится симфония властей. Наш герб с двуглавым орлом и Георгием Победоносцем – это знак преемственности. Когда Россией правили коммунисты, они отбросили старые символы, заменив их серпом, молотом и звездой. Сейчас же руководители государства интуитивно, возможно, даже не вкладывая глубокого духовного смысла, на уровне инстинкта возвращаются к истокам и корням русской государственности.