18 октября 2013 года по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в конференц-зале Покровского храма в Минске состоялось открытие выставки «Императрица Мария Федоровна — Величие судьбы».
Перед открытием был совершен молебен на начало доброго дела, который возглавил Преосвященнейший Вениамин, епископ Борисовский, викарий Минской епархии в сослужении настоятеля Свято-Покровского прихода протоиерея Виктора Белякова.
Выставка, рассказывающая о жизни августейшей особы — предпоследней русской императрицы Марии Федоровны Романовой, урожденной датской принцессы Дагмар, — приурочена к празднованию 400-летия Дома Романовых.
Экспозиция выставки включила в себя 149 фоторепродукций с документальных фотографий и художественных произведений, некоторые фотоработы сняты самой императрицей.
Выставочные экспонаты предоставлены датским Культурно-Историческим Обществом Имени Ее Императорского Величества Государыни Марии Федоровны «Дагмария».
Выставка была организована православным братством в честь Святого Архистратига Михаила совместно с датским Культурно-Историческим Обществом «Дагмария».
По окончании молебного пения владыка Вениамин обратился к посетителям выставки с архипастырским словом:
«О Царской семье много говорится и пишется в наше время. Эта тема является своего рода камнем преткновения для современного человека. Некоторые люди (в основном воцерковленные и знакомые с учением Церкви, а это, можно сказать, значительная часть населения нашей страны) почитают святыми последнего Царя и всю Царскую семью, которая была мученически убита, поклоняются им и воздают должную славу и благодарение через них Богу, стараются подражать им в добродетелях и с любовью хранят все, что связано с их именем.
Другие же оценивают историю Царской семьи, их жизнь только с точки зрения практической и говорят, что царь Николай не сохранил не только Россию, но не смог уберечь и свою семью в трудную минуту. Эта оценка чисто человеческая. Если подходить таким образом к поступкам и действиям людей, то тогда у нас и святых может не оказаться совсем. Мы знаем, что «ин суд Божий, ин суд человеческий» (вспомним пример святых благоверных князей Бориса и Глеба: они, по сути дела, были образцом для подражания последующим поколениям и их подвиг во многом близок подвигу святых Царственных страстотерпцев).
Если глубже исследовать эти примеры, то можно увидеть, что подобная интонация звучит и в словах, которые были произнесены у Креста Господня, когда проходящие злословили Христа: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста. … Других спасал, а Себя Самого не может спасти».
Та же интонация звучит и сейчас, когда размышляют порою люди далекие от Церкви и неведущие Христа и смысл Его подвига и не понимающие Его последователей. Можно сказать, что за Христом последовали Царственные страстотерпцы. Примером следования за Христом была также и в Боге почившая царица Мария Федоровна, которая воспитала царя Николая II в истинно православной вере и заложила ему глубоко благочестие, хотя сама имела корни датские, была датской принцессой, далекой от понимания православной веры. Но потом, уже в России, глубоко восприняла Православие как жизнь, которой и следовала.
Она заботилась, чтобы во время войны самой помогать людям, получившим ранения, сама создавала многие учреждения Красного Креста, госпитали и т.д. Организовывала также и сборы дополнительных средств для оказания медицинской помощи воинам, пострадавшим во время сражений.
Эта выставка, которая ныне открывается, помогает современному человеку беспристрастно взглянуть на нашу историю и задуматься о том, что пусть это были и цари, но они такие же люди, как мы: имели некоторые человеческие слабости, но имели и великие человеческие достоинства, которые превозносятся даже перед глазами Божьими. За это мы и почитаем Царскую семью страстотерпцев и их родительницу — в Боге почившую Марию Федоровну — и вспоминаем слова святителя Иоанна Златоуста, который говорит, что благочестие матери определяет благочестие детей. И, несомненно, не было бы у нас такой святой семьи, если бы не было у них родительницы, которая глубоко верила в Бога и чтила Его не только словами, но и делами.
Вина Царственной фамилии и страстотерпцев заключалась лишь в том, что в последнее время, по слову одного их современника, они служили своему народу не столько блистанием и великолепием, как ожидали от них, сколько простым искренним служением людям и искренним исполнением своего долга царственного служения. Народ же и приближенные не всегда это понимали. Так как не понимали и Христа, примеру Которого последовали царственные страстотерпцы и их родительница Мария Федоровна».