Православная Россия почитает Царя, а Государь молится за Россию!

Сегодня исполняется 15 лет со дня канонизации Святых Царственных Страстотерпцев

Сегодня исполняется 15 лет со дня канонизации Святых Царственных Страстотерпцев. Церковное прославление последнего российского Самодержца Императора Николая II и членов его семьи состоялось 20 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Собор установил днями памяти Государя и его семьи 4/17 июля (день расстрела), а также в числе Собора новомучеников — 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Первые попытки канонизации убиенных большевиками в 1918 году Императора Николая II, Императрицы Александры Федоровны, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии предпринимались русскими эмигрантами еще в 1930-е годы, однако лишь в 1981 году Русская Православная Церковь Заграницей причислила их к лику святых мучеников. По понятным причинам Русская Православная Церковь в СССР не могла в то время даже обсуждать этот вопрос, хотя тайное почитание Царственных мучеников существовало в России буквально с первых дней, после их расстрела. Уже 8/21июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал проповедь, в которой обозначил суть духовного подвига Царя и выразил отношение Церкви к состоявшейся казни: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе». С этого времени началось тайное почитание православными верующими Царской семьи, но по понятным причинам, вопрос о ее канонизации был открыто поднят лишь после падения коммунистического строя.

Однако идея канонизации Царской Семьи встретила противодействие в церковных кругах. Противники прославления старались доказать, что расстрел Императора, его жены и детей был вызван сугубо политическими причинами, а потому не может считаться мученической смертью за Христа; критики также указывали на неудачи в политике последнего Самодержца и выражали сомнение в характере религиозности Государя.

Но несмотря на все трудности, почитание Царственных Страстотерпцев верующим народом с каждым годом росло, в ряде епархий Русской Церкви состоялось их прославление как местночтимых святых и в итоге в 1992 году Архиерейский Собор поручил  Комиссии по канонизации святых приступить к изучению возможности официального прославления семьи последнего Государя. Комиссия, работавшая под руководством митрополита Ювеналия, к 1996 году пришла к выводам, что в жизни Императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в заключении — из которых первый (пребывание у власти) не дает достаточных оснований для канонизации, а второй (период духовных и физических страданий) — позволяет констатировать, что «за многими страданиями, перенесенными Царской Семьёй за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесённых Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Царская Семья была причислена к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных (общим числом включающим 860 человек). Чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года.

Отличием от канонизации Царской Семьи РПЦЗ стало то, что Московский Патриархат прославил последнего Государя, его жену и детей не как мучеников, а как страстотерпцев, поскольку «в богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово «страстотерпец» стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников», являя «высокий образец христианской нравственности и терпения». В докладе митрополита Ювеналия также отмечалось, что Государь «уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России», а за годы его царствования «число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, открыто более 250 новых монастырей».

«Глубокая религиозность выделяли Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии, ‒ подчеркивалось в документе. ‒ Религиозным духом было проникнуто воспитание детей Императорской Фамилии. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов было неотъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием традициям. Царская чета посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли Императора и Императрицу. Специально для них совершаются службы в Царскосельском Феодоровском соборе, построенном в древнерусском стиле. Императрица Александра молилась здесь перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за богослужением».

Комиссией также было отмечено и личное благочестие Государя, проявленное в том,  за годы его царствования было канонизовано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников. В документе также отмечалось, что «как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из своих религиозно-нравственных принципов» и относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу.

«За многими страданиями, перенесенными Царской Семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, ‒ говорилось в заключении, ‒ мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

За истекшие со времени канонизации пятнадцать лет почитание Святой Царской Семьи стало поистине всенародным. В епархиях Русской Православной Церкви освящены десятки храмов и приделов в честь Царственных Страстотерпцев, написаны сотни икон, и теперь уже нет, наверное, ни одного храма, в котором не было бы их иконописных ликов. Продолжается собирание сведений о чудесах по молитвам к Августейшим Страдальцам.

Особенно почитаются Царственные Мученики в местах, связанных с их жизнью и страданиями ‒ в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве, Тобольске, Могилеве, Владивостоке и Крыму. В северной столице в памятные царские дни (17 июля и 19 мая) ежегодно проходят монархические стояния у Спаса-на-крови. Эта давняя традиция в последние годы дополнилась крестным ходом в день рождения Цесаревича Алексия. Но самым торжественным и многолюдным является крестный ход в Екатеринбурге от Храма-на-крови в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме в ночь убиения. В последние годы этот многочасовой ночной крестный ход собирает десятки тысяч верующих. Традиционно царский крестный ход возглавляют несколько архиереев, специально прибывающих в этот день к месту царской Голгофы.

За пятнадцать лет, истекших со дня прославления Царской Семьи, значительно изменилось и отношение общества к личности последнего Государя. Попытки опорочить Царя, глумиться над годами его правления, бывшие в 90-е годы минувшего века нередкими, сегодня стали уже уделом маргиналов. Активно происходит мемориализация жизни и деятельности Государя, издаются книги и альбомы, снимаются фильмы, организуются выставки, посвященные Императору Николаю Александровичу и Царской Семье. В нынешнем году был открыт памятник Императору в Ливадии.

Пятнадцать лет прошло, и мы можем с уверенностью сказать: православная Россия почитает Царя, а Государь молится за Россию! По крайней мере, именно после церковного прославления последнего русского Государя началось изменение политического климата в стране, которое сегодня привело к тому, что Россия демонстирует в своей политике самостояние, по слову поэта, бросая вызов мировым силам зла.

Редакция «Русской народной линии»