Без чтения Священного Писания, и прежде всего Нового Завета, стать христианином практически невозможно, напомнил владыка…
С приходом к власти в России большевиков и благодаря последовавшим за этим долгим годам советской власти, русский народ не только в массе своей утратил память о своих предках и фактическим превратился в Иванов, не помнящего своего родства, но и растерял те благочестивые народные и церковные традиции, которые были ему свойственны ещё до революции.
Привести примеров в подтверждение этого можно множество, однако самым печальным в этом смысле является, пожалуй, то, что в нашем народе практически полностью исчезла традиция чтения и изучения Священного Писания. Ведь даже в былые времена, когда грамотой в России владели далеко не все, изучение в том или ином виде Священных Книг было практически повсеместным.
Ныне же каждый из нас не только способен, но и имеет все возможности, в любую минуту обратиться к Слову Божию, однако этого в большинстве своём не происходит. И как это ни печально, сбываются пророческие и в то же время обличительные слова царского наставника, обер-прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева, который в своё время выступал категорически против всеобщей грамотности, поскольку эти знания, по его мнению, не могут принести пользы народу, который начнёт читать всякую дрянь и напрочь забудет о христианских началах.
Так и происходит в наши дни, и поэтому архипастыри Русской Православной Церкви призывают современных христиан не забывать о наставлениях Святых отцов и, по их совету, ежедневно читать Новый Завет. Давно известно, что чтение Нового Завета не только научает Благой вести наш ум, но и благодатно питает душу, которая никак не может утешиться маскультурой.
«Чтение Евангелия является не просто неотъемлемой частью христианской жизни, но её основой. Есть очень много хорошей духовной литературы. Но Евангелие — это первоисточник, это слово Божие, которое должно постоянно звучать в человеческом сердце. Вот почему Священное Писание, и прежде всего Новый Завет, христианину нужно читать обязательно», — заявил в эфире епархиальной телепередачи глава Саратовской митрополии митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Владыка напомнил, что «традиция ежедневного чтения Евангелия очень древняя» и «такое чтение может быть разным». «Некоторые читают по одной главе в день, некоторые по зачалам — отрывкам, которые звучат в этот день за Божественной литургией, следуя тем самым за чтениями церковного года. Есть и такая распространенная практика (и я хотел бы её рекомендовать): читать в день три главы Нового Завета — по одной главе Евангелия и по две из Апостола (книги Деяний и посланий апостольских). Если так читать, то и Евангелие, и апостольские чтения заканчиваются примерно в одно и то же время», — напомнил архипастырь.
Кроме того, в личное молитвенное правило христианина, напомнил митрополит, обычно входит Псалтирь. «Как её читать — по кафизме в день, или хотя бы по одной части кафизмы — по „Славе…“, — это зависит от возможностей человека и от потребностей его сердца. На самом деле найти время на то, чтобы прочитать одну, две, даже три главы Священного Писания не так трудно. Скажем, у меня это занимает до пятнадцати минут в день, и я с трудом представляю себе, чтобы человек не мог найти несколько минут для чтения…»
«Вся жизнь человека весь этот день должна проходить под знаком прочитанного, — продолжил архипастырь — По слову преподобного Серафима Саровского, ум должен вращаться в словах Священного Писания. Если человек начнёт день с чтения, и потом, в течение дня, независимо от его обязанностей и занятий, будет хотя бы вспоминать о том, что он прочитал (а ещё лучше стараться исполнить) — он получит большую духовную пользу. Как и всё доброе, этот навык приобретается со временем, нужно только приложить усилия».
Русская линия