Помолись о нас грешных, Владыка, у Престола Господня

Верующие Санкт-Петербурга вместе с Патриархом Кириллом поминали вчера митрополита Иоанна (Снычева) …

Вчера православный Санкт-Петербург вспоминал выдающегося церковного деятеля второй половины ХХ века, нашего дорогого Владыку митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Вчера исполнилось 19 лет со дня безвременной кончины любимого верующими Северной столицы архипастыря. По традиции в этот день на Никольское кладбище Александро-Невской лавры приходят священнослужители, миряне, чтобы помолиться у могилы митрополита Иоанна. Не стала исключением и 19 годовщина его кончины. Сразу после окончания Литургии в храмах города у могилы митрополита Иоанна буквально выстроилась очередь из священников, желавших послужить панихиду по приснопоминаемому Владыке.
Погода в этот воскресный день в Санкт-Петербурге выдалась крайне скверная. Примерно такой же, как рассказывают (меня в ноябре 1995 года в Петербурге не было), она была и в тот трагический день – 2 ноября, когда владыка скончался. С утра шел снег, который к середине дня превратился в дождь. Но это не остановило верующих и духовенство.
Я приехал на кладбище около 15 часов и встретил у входа на кладбище уходящих уже оттуда представителей Собора православной интеллигенции – профессоров Валентина Евгеньевича Семенова и Алексея Николаевича Швечикова, которые во главе с председателем Собора священником Алексием Морозом, который тоже собирался уже уходить, служили панихиду на могиле владыки. Но уже служил панихиду другой батюшка.
А следом у могилы встали члены Богословского отделения Петровской Академии наук и искусств, которое было создано по инициативе митрополита Иоанна и которое он до самой кончины возглавлял, во главе с нынешним ее руководителем священником Георгиев Сычевым. Пришел помянуть Владыку и Геннадий Дмитриевич Колдасов, который стоял у истоков создания отделения. Пришел, несмотря на болезнь.
Вокруг много знакомых лиц. Здесь историк и публицист Николай Кузьмич Симаков, работавший под началом Владыки. Здесь руководитель издательства «Царское Дело», благословленного митрополитом Иоанном и издающего труды Владыки. А мой давний знакомый протоиерей Алексий Успенский пришел со всей своей многочисленной семьей и с самоваром, у которого могли обогреться все продрогшие почитатели памяти митрополита Иоанна. Словом царила такая домашняя атмосфера, словно мы в гости пришли к нашему Владыке.
Неожиданно прошла молва, что на кладбище скоро придет Святейший Патриарх Кирилл, – было известно, что Его Святейшество прибыл в Санкт-Петербург, поскольку 2 ноября была тридцатилетняя годовщина кончины его матери, а за две недели до того исполнилось 40 лет со дня кончины его отца. И Святейший Патриарх приехал помолиться на могилу родителей и заодно помянуть своего духовного наставника митрополита Никодима (Ротова), которому в этом году исполнилось бы 85 лет. Могилы митрополитов Никодима и Иоанна рядом.
Вскоре у могилы митрополита Никодима выстроились два иподиакона Патриарха, которые на мой вопрос ответили, что вскоре сюда прибудет Святейший. Они попросили приостановить служение панихид у могилы митрополита Иоанна, чтобы Патриарху не пришлось дожидаться, когда закончит служить кто-то из батюшек. Правда, как обычно, подсуетились задолго до прихода Патриарха. Впрочем, у нас всегда так подчиненные относятся к начальству, по принципу лучше перебдеть, чем недобдеть.
Среди народа пошли разговоры, что, мол, Патриарх будет служить панихиду у могилы митрополита Никодима, а к могиле митрополита Иоанна небось и не подойдет. Вокруг слышалось такое угрюмое бурчание. Я же почему-то был уверен, что Патриарх непременно подойдет у могиле митрополита Иоанна. Но в споры вступать не стал, пусть, думаю, Святейший посрамит сомневающихся.
И вот у ворот появилась процессия во главе со Святейшим, которого сопровождал сонм духовенства, монашествующих Александро-Невской лавры, хор Санкт-Петербургских духовных школ и верующие. Как потом выяснилось Патриарх послужил панихиду в Никольском храме Лавры, а на могиле пришел послужить краткую литию. Патриарх Кирилл, действительно, посрамил всех сомневавшихся, – он служил литию о упокоении обоих митрополитов – Никодима и Иоанна, и кадил у двух крестов, а в конце молитвы поклонился двум, видимо, одинаково дорогим для него могилам.
Совершенно непонятно, но почему-то этот факт умолчали журналисты церковного официоза – сайта Патриархия.ru, согласно сообщению которых, Патриарх служил литию именно на могиле митрополита Никодима, а про владыку Иоанна в сообщении ни слова не сказано. Зачем им нужно так нахально искажать реальность, совершенно непонятно. Да и кто мог дать распоряжение так осветить служение Святейшего Патриарха Кирилла?!
После того как процессия во главе со Святейшим покинула кладбище, возобновились панихиды на могиле митрополита Иоанна. Я поучаствовал еще в дивном Богослужении, которое совершили сразу три батюшки – известные в нашем городе священнослужители-монархисты и почитатели памяти митрополита Иоанна – иерей Александр Захаров, протоиерей Алексий Масюк и протоиерей Алексий Успенский. Дождь, казалось, усилился, но на кладбище Александро-Невской лавры у могилки митрополита Иоанна возносились молитвы.
После этой панихиды я все-таки поехал домой, куртка совсем промокла, и уже холод пробирался к костям. А народ все шел и шел помолиться о упокоении того, кто стал символом православного возрождения России, символом соборности и единства русского народа перед лицом новых, грозящих ему, опасностей.
Народ помнит своего любимого митрополита. И дай Бог, чтобы в нашем городе помимо его могилы появился еще и памятник Владыке, об установке которого недавно попросила губернатора Георгия Сергеевича Полтавченко инициативная группа известных в городе людей. Не сомневаюсь, что весь православный Петербург поддержит эту инициативу. И, будем надеяться, в следующем году, когда будет отмечаться 20-летие со дня упокоения Владыки, такой памятник будет стоять в нашем городе.
А вчера до позднего вечера не умолкала молитва у известной каждому верующему могилы: «Упокой, Господи, душу раба Твоего, приснопоминаемого митрополита Иоанна». Подходя к кресту, все просили: «Владыка, помолись о нас грешных у Престола Господня».
Анатолий Степанов, главный редактор Русской народной линии, председатель Русского Собрания