В Петропавловской крепости завтра открывается выставка «Следствие длиною в век. Гибель семьи императора Николая II» …
5 июня в Невской куртине Петропавловской крепости (Государственный музей истории Санкт-Петербурга) открывается выставка «Следствие длиною в век. Гибель семьи императора Николая II», которая продлится все лето, до 24 августа сего года. Выставка эта проводится при поддержке не только Министерства культуры Российской Федерации, но и, как следует из пресс-релиза, Русской Православной Церкви Заграницей и Джорданвильской Свято-Троицкой Духовной семинарии. Казалось бы, такому сотрудничеству государственных и церковных структур (пусть и заграничных) можно было только порадоваться, если бы не одно «но»…
Как сообщается в пресс-релизе, выставка призвана рассказать «о расстреле Царской семьи под Екатеринбургом в 1918 году, о событиях, предшествовавших этой трагедии, о следственных делах по факту убийства Царской семьи 1918 года и 1990-х годов, о процессе идентификации найденных останков». Составленная из более чем 270 экспонатов (документов, фотографий, исторических реликвий из архивных, музейных и церковных собраний), иллюстрирующих жизнь Царственных мучеников с марта 1917 до июля 1918 года, выставка также познакомит посетителей с… материалами Генеральной прокуратуры РФ, которая «довела до конца расследование екатеринбургской трагедии». Таким образом, как следует из пресс-релиза, акцент на выставке будет сделан на захороненных в Петропавловском соборе «екатеринбургских останках», настойчиво выдаваемых следователем Генпрокуратуры В.Н.Соловьевым и группой его единомышленников за святые мощи Царственных страстотерпцев.
О том, что это именно так, видно из пресс-релиза, со странной категоричностью сообщающего, что «окончательная точка в расследовании была поставлена специалистами Генеральной прокуратуры РФ», которыми были «идентифицированы останки Императора, его семьи и приближенных». «17 июля 1998 года найденные под Екатеринбургом останки Императора Николая II, Императрицы Александры Федоровны, великих княжон Татьяны, Ольги и Анастасии, а также троих слуг царской семьи и врача Е.С.Боткина были захоронены в Петербурге в Петропавловском соборе – усыпальнице Императорского Дома Романовых (останки Царевича Алексея и Великой княжны Марии на тот момент не были обнаружены), – говорится далее. – Об организации и ходе траурной церемонии дают представление многочисленные фотографии и документы. Также на выставке представлен отчет экспедиции 2007 года, обнаружившей на Старой Коптяковской дороге за Поросенковым логом место захоронения останков, предположительно принадлежащих царевичу Алексею и великой княжне Марии. Завершают выставку три тома Постановления о прекращении уголовного дела № 18/123666-93 “По выяснению обстоятельств гибели членов Российского Императорского дома и лиц из их окружения в период 1918-1919 годов на Урале и в г. Петрограде”. Следствие, начатое летом 1918 года, было завершено в 2011 году».
При этом среди участников пресс-конференции, посвященной открытию выставки, помимо руководства Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного архива Российской Федерации и протоиерея Владимира Цурикова (РПЦЗ, США) заявлен старший следователь-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета России Владимир Соловьев, который, как известно нашим читателям, все эти годы выступает едва ли не главным сторонником признания «екатеринбургских останков» царскими мощами.
Напомним, что Русская Православная Церковь не признает «екатеринбургские останки» царскими, проявляя в этом вопросе оправданную сдержанность и трезвость. Так, прошлым летом в ходе Далматовских торжеств архиепископ Курганский и Шадринский Константин (Горянов), митрополит Ташкентский и Среднеазиатский, постоянный член Священного Синода Викентий (Морарь) и архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) в очередной раз отметили, что так называемые «екатеринбургские останки» не являются мощами святых Царственных страстотерпцев. А годом ранее, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда подтвердил журналистам, что Русская Православная Церковь пока не приняла решение о подлинности «екатеринбургских останков».
Таким образом, официальная позиция священноначалия Русской Православной Церкви сводилась к тому, что оно не готово принять на веру результаты имевшей место генетической экспертизы «екатеринбургских останков», поскольку ее представителям не был обеспечен доступ к информации о том, какие в точности генетические материалы использовались при сопоставлении данных. «Позиция Церкви была сформулирована четко: мы ориентируемся на то, что в свое время, когда с нашей стороны поступали просьбы о том, чтобы церковные представители присутствовали хотя бы при проводимых экспертизах, их не допускали, а когда мы просили ответить на ряд вопросов, связанных с этими экспертизами, ответы не получили. Люди, которые в то время со стороны Церкви принимали участие в обсуждениях, почувствовали себя отрезанными от самой сути дискуссии – у нас не было ясной картины того, что там происходило», – так выразил эту позицию в марте 2012 г. председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Напомним, что члены Царской Семьи и лица из их ближайшего окружения – всего 11 человек – были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года. Согласно выводам следствия 1918-1919 гг., которое возглавлял следователь Николай Алексеевич Соколов, их тела были уничтожены при помощи огня и серной кислоты у заброшенной шахты в урочище Ганина яма, где в 90-е годы был построен монастырь в честь Святых Царственных Мучеников.
В июле 1991 г. на Старой Коптяковской дороге в Поросенковом логу близ Екатеринбурга было вскрыто захоронение, в котором находились останки девяти человек. Было выдвинуто предположение, что это останки членов Царской Семьи и их слуг. Государственные власти назначили новое следствие, которое возглавил старший следователь Генпрокуратуры В.Н.Соловьев. Захоронение было найдено благодаря так называемой «записке Юровского», машинописному документу, составленному якобы со слов главного цареубийцы чекиста Я.Юровского известным специалистом по фальсификации исторических источников большевистским историком М.Н.Покровским. За границей были проведены генетические экспертизы, в результате которых государственная комиссия, созданная Б.Ельциным, признала останки подлинными. С выводами комиссии не согласился ряд ученых – генетики, антропологи, историки, – однако их мнение не было учтено.
Священноначалие Русской Православной Церкви, Русской Зарубежной Церкви, учитывая общественный резонанс и кулуарный характер следствия с выводами комиссии не согласилось и постановило провести дополнительные исследования. Позицию Священноначалия поддержала и глава Российского Императорского дома княгиня Мария Владимировна Романова. Однако в 1998 г. под давлением президента Б.Н.Ельцина останки были захоронены в Екатерининском приделе Петропавловского собора. В церемонии участвовали православные священники, отпевавшие убитых, как неизвестных жертв богоборческого режима. С 1998 г. позиция Священноначалия Русской Православной Церкви не изменилась.
Между тем, в июле 2007 г. недалеко от места первого захоронения в Поросенковом логу были найдены останки еще двух человек. Генетическая экспертиза утверждает, что останки принадлежат Цесаревичу Алексею и Царевне Марии, что также вызвало подозрение в подлоге.
Показательно, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая 17 апреля 2010 года Екатеринбургскую епархию, проигнорировал место в Поросенковом логу на старой Коптяковской дороге, где были обнаружены т.н. «екатеринбургские останки», настойчиво выдаваемые группой светских ученых за мощи Царя-Мученика Николая и его семьи.
Следует отметить такой примечательный факт, что сторонники подлинности «екатеринбургских останков» – люди в основном далекие от Церкви. Показательно, что свою выставку они назвали «Гибель семьи императора Николая II», что является лишним свидетельством их нецерковности и нечувствительности к слову.
В последнее время следователь В.Н.Соловьев и группа его поддержки кулуарно утверждают, что их поддерживает Священноначалие Русской Православной Церкви Заграницей. Однако сторонники г-на Соловьева выдают желаемое за действительное, – до сих пор известно лишь о публичной поддержке со стороны отдельных архиереев РПЦЗ и не более. Участие в выставке протоиерея Владимира Цурикова, надо думать, – лишь проявление интереса к царской теме ученого-священнослужителя.
Мудрая осторожность Священноначалия РПЦЗ понятна. У Церкви есть свои специфические способы определения подлинности мощей, результативность их не может заменить ни одна научная экспертиза, – это чудеса и народное почитание. Однако поскольку сторонники подлинности «екатеринбургских останков» – люди нецерковные, им эти методы не доступны.
К сожалению, и внутри Церкви есть священнослужители, поддерживающие идею, что генетика является чуть ли не критерием подлинности святых мощей. Пока это, слава Богу, отдельные мнения отдельных лиц из священнической корпорации. Основная масса церковного епископата, духовенства и церковного народа понимает, что попытка навязать Церкви науку как критерий определения святости мощей – опасное явление, которое будет иметь трагические последствия для нашей жизни.