Как ни напрягал память, сколько ни пытал себя, а не припомню, когда же познакомился с атаманом Сергеем Кришталем (Сергей – на фото), где впервые наши пути-дороги сошлись. Сейчас, взявшись за данное написание (что это будет по жанру – очерк, исследование, расследование, биография, не столь важно), изучая публикации, в том числе в интернет-сети, с атаманом связанные, вижу, что и здесь-то мы запросто бы «пересеклись», и тут бы парой слов перекинулись, и там бы руки друг другу пожали…
Например, с середины двухтысячных годов он часто бывал и бывает на Патриаршем подворье храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках (Москва). А я с друзьями-соратниками из Движения «Народный Собор», которое мы только создали, аккурат в то время грудью встали и за это Подворье, и за храм, имеющий немалую историко-архитектурную ценность (о духовной и не говорю). Написано об этой борьбе немало, и все же упомяну: подверглось тогда Патриаршее подворье в Сокольниках беспрецедентному по наглости рейдерскому захвату, пытались мошенники отнять у Церкви ее исконные территории и стены…
Как бы то ни было, помню отчетливо, что с первого нашего обстоятельного разговора, а не накоротке, почувствовал непередаваемую симпатию к этому человеку. Словно бы, чуть ли не десятилетия знаю его. Словно бы, только вчера мы расстались и вот встретились опять… Случается такое в жизни, жаль, что редко. Родная, в общем, душа!
То же, вероятно, почувствовал и Кришталь. Потому что с тех пор стал он обращаться ко мне исключительно: «Брат Сергий…». Я же зову его: «Сережа…» – но это без свидетелей, а в присутствии кого-либо величаю, как и положено его возрасту и чину: «Сергей Николаевич!».
ПРИЗНАЮСЬ И В ТОМ, что за годы дружбы неоднократно порывался написать о нем. Написать, опять же, не абы как, но обстоятельно, как можно доходчивей, чтобы все и каждый знали, какие казаки у нас на Руси! Но как, спрашивается, это сделать, если… Если… Ну, не дается нам хотя бы день побыть с глазу на глаз, потолковать, как говорится, по душам – о житье-бытье, и чтобы была у меня возможность поподробней расспросить друга о его судьбе.
Живем мы в приличном удалении друг от друга: Кришталь у себя на хуторе на Кубани, а я – хочется надеяться, что окончательно – вернулся на Волгу в родной Нижний Новгород. Да и на хуторе мало бывает, потому что постоянно в разъездах. Не раз просил взять меня с собой в длительные его походы, так сказать, «прикомандированным», да все что-то (у меня) не складывалось.
Созваниваемся часто, переписываемся по интернету, но разве «живые» встречи это заменит? А встречаемся – изредка. На православных, патриотических мероприятиях в Москве или же где-нибудь в глубинке, скажем, в Ивановской области. И всегда народ кругом, и у всякого свои неотложные задачи и дела. А после мероприятия, глядишь, и домой (на поезд, по машинам) пора. Только несколько слов и получается перемолвить.
Впрочем, тройку раз Кришталь у меня в Нижнем бывал. Бывал, однако, проездом. Появится поздно вечером, я лишь и успеваю, что гостя накормить да первоочередными новостями обменяться. Подкрепится с дороги, немного придет в себя, а потом вдруг скажет, как отрежет: «Все, отдыхаем! Завтра выезжать рано!». Я не спорю: он же за рулем, а «пилить» предстоит не одну сотню, а то и тысячу километров, и даже если есть с ним кто-то из сопровождающих, то есть подменит на водительском кресле в пути, основная тяжесть-ответственность лежит на нем, Криштале… Но и автор этих строк, так сказать, не лыком шит, упорства ему тоже не занимать! Кое-что, читатель, я все ж таки разведал-разузнал, и самое время теперь в красках поведать, куда и зачем колесит казачий атаман Сергей Кришталь и что У НЕГО за неотложные задачи и дела!
* * *
БЫТЬ МОЖЕТ, дальнейшее обилие цитат кого-то и напряжет. Однако приводить источники буду не потому, что своими словами суть событий передать не умею, а по той причине, что… вынужден это делать! Да-да, я не оговорился – ВЫНУЖДЕН!
Сложны порой перипетии жизненного пути Сергея Кришталя, и мне, журналисту, ПРИХОДИТСЯ ссылаться на те или иные официальные публикации-документы. Дабы, во-первых, меня не обвинили в предвзятости (дескать, автор дружен со своим персонажем, вот и «приукрашивает», а то и «выгораживает» его), а во-вторых, перипетии эти порой не только сложны, но удивительны, а голословно автору могут не поверить. Наконец, существуют некие и, поверьте, неслабые силы, которые, наверняка, попытаются меня «опровергнуть». В то время как я журналист-профессионал, с тридцатилетним, между прочим, стажем, и «опровергать» себя не позволяю. Впрочем, цитатами обещаю не злоупотреблять.
Вот лишь некоторые выдержки, произвольно выбранные (как Бог на душу положил), из множества сообщений разных лет российских информагентств, газет, журналов.
Фестиваль «Царские дни» завершился Крестным ходом
Вести.Ru
В Екатеринбурге прошел ночной Крестный ход в память о семье последнего российского императора Николая II. Всю его семью расстреляли в ночь на 17 июля 1918 года. Крестным ходом завершился фестиваль «Царские дни». Для участия в нём в Екатеринбург приехали десятки тысяч паломников со всей России (…). Этот Крестный ход полностью повторяет путь, по которому (…), после расстрела, везли тела императора Николая II и его семьи. Путь, длиною 21 километр. Через 4,5 часа Крестный ход уже у ворот монастыря. Все направляются к главному месту паломничества – к Ганиной яме, к шахте N7, куда сбросили облитые кислотой и сожженные тела Николая II, его супруги и детей. Сейчас здесь памятный крест и обелиск – финальная точка Крестного хода во имя святых царственных страстотерпцев (…). Уже 9 лет в первых рядах Крестного хода – самая большая из всех икона. Каждый год ее привозят на Урал кубанские казаки. Атаман Сергей Кришталь для таких путешествий оборудовал автомобиль специальными полками. Икона побывала уже не только в России, была и в Белоруссии и в Сербии.
Надымская икона Царя-мученика Николая II в Ростовской области
«Российский казак», журнал Союза казаков России.
…в храм Николая Угодника поселка Аюта Шахтинского благочиния Ростовской области по промыслу Божиему перед престольным праздником прибыли иконы Царя Мученика Николая II, Цесаревича Алексея – Верховного Атамана казачьих войск, преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Икона Царя Мученика Николая II была написана по заказу родового кубанского казака атамана Надымского округа Сибирского казачьего войска казачьего полковника Сергея Николаевича Кришталя в 2003 году (…). Когда иконы внесли в храм, все обратили внимание на благоухание, а потом увидели, что замироточила икона Царя Мученика Николая II. Миро стекало тремя ручейками из-под короны Царя по лицу и одежде.
На Патриаршем подворье в Сокольниках прошел Крестный ход с Надымской Чудотворной иконой Святого Царя Страстотерпца
Православное информагентство «Русская линия»
…на Патриаршем подворье храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках состоялся Крестный ход с Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконой Святого Царя Страстотерпца Николая II. Эта икона была написана по заказу родового кубанского казака, атамана Надымского казачьего округа Сибирского казачьего войска, казачьего полковника С.Н.Кришталя в 2003 году (…). Почти две недели икона, а также иконы Цесаревича Алексея, святых Серафима Саровского и Сергия Радонежского, находились на Патриаршем подворье в Сокольниках. Икона украшена многочисленными подарками, среди которых наперсный крест и архиерейская панагия. Вечером 2 июня в храме Рождества Иоанна Предтечи был отслужен молебен Царю Страстотерпцу Николаю II, после чего вокруг подворья был совершен Крестный ход с иконой Царя Мученика и иконами Цесаревича Алексея, святых Серафима Саровского и Сергия Радонежского (…). После окончания Крестного хода, в полночь, атаман С.Кришталь отбыл с Патриаршего подворья с чудотворными иконами на Крестный ход в Липецк.
Путь к Задонскому чудотворцу
www.lipetskmedia.ru
…после традиционного водосвятного молебна от Христорождественского собора Липецка по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона отправился традиционный Крестный ход к святителю Тихону. Божественная литургия в главном храме Липецка по сути уже являлась началом Крестного хода (…). Постоянно сопровождающий икону Царя-страстотерпца казачий атаман Сергей Кришталь тоже разделяет крестный ход.
Крестный ход со святыней в 250 кг
www.lazarevskoe.moykrai.ru
…в Лазаревский район города Сочи доставили Чудотворную икону Святого страстотерпца Государя императора Царя Николая второго с мощами святых великомучеников и икону Цесаревича Алексея. Икона Государя императора считается казачьей. Доставил ее в Лазаревский район Сергей Кришталь, атаман конвоя Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконы его Императорского Величества Николая Александровича (…). Казаки Лазаревского РКО с послушниками монастыря установили икону на специальное приспособление, общий вес конструкции составлял около 250 килограммов. По благословению настоятеля монастыря казаки также взяли иконы Цесаревича Алексея, святых Серафима Саровского и Сергия Радонежского, хоругви и в сопровождении более 150 верующих двинулись в путь.
В Москву прибыла Надымская чудотворная икона Государя Николая II
www.belrussia.ru
…была написана в 2003 году. Образ Государя в Императорской короне и мантии на золоченом и серебряном фоне, в окружении образов Российских святых написан иконописцем А.И.Родиковым. Освящена святыня старцем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священноархимандритом Германом в день памяти убиения Царской семьи 17 июля. Икону переносили многими Крестными ходами. Дорогами России она прошла уже не одну тысячу километров. Образ прославлен многочисленными чудесами, мироточением, исцелениями и избавлениями от болезней и недугов.
Благодатно завершился Крестный ход по Белоруссии
Православное информагентство «Русская народная линия»
…закончился белорусский этап Крестного Хода во имя св. бл. Князя Андрея Боголюбского «ЕДИНАЯ ВЕРА – ЕДИНАЯ ИСТОРИЯ – ЕДИНЫЙ НАРОД» (…), начавшийся в День Рождения Святого Государя Николая, 19 мая. В понедельник, 21 мая внушительная колонна Крестного хода, состоящего из трех микроавтобусов, одного большого автобуса и джипа с Надымской иконой святого Царя Николая Александровича въехала в Минск. В прекрасном Георгиевской храме была отслужена литургия и молебен, совершен обход местности с иконами и хоругвями (…). Атаман конвоя Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконы Сергей Кришталь выразил надежду на возрождение православной монархии в России, что одобрительно поддержали и собравшиеся, причем один из священников тут же напомнил о пророчествах святых о возрождении монархии перед концом времен.
«Мы, волей Божию, народ…»
Православная газета «Русский Вестник»
…в селе Мугреево-Никольское Ивановской области – в торжественной обстановке был открыт Поклонный крест как знак памяти и поклонения мужеству и героизму ополченцев и их руководителей – Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, изгнавших из Московского Кремля польских захватчиков и продажную боярскую верхушку, положивших конец так называемому «смутному времени» на Руси.
Установка Поклонного креста в столь памятном историческом месте в канун 400-летия окончания «Великой смуты» – событие, конечно, неординарное, далеко выходящее за пределы районного и даже областного масштаба (…). Участниками торжеств стали представители казачества, городов-героев Москвы, Ленинграда и Сталинграда, Нижнего Новгорода, Московской, Рязанской, Ярославской, Псковской, Тверской областей и других регионов России (…).
…во время престольного праздника св. праведного отрока Артемия Веркольского по окончании Божественной Литургии обильно замироточил список Надымской Царственной казачьей чудотворной иконы Царя мученика и страстотерпца Николая II, подаренный накануне храму атаманом Сергеем Кришталем*.
* Далее сайт Движения «Народный Собор» расширяет эту информацию.
Список Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконы замироточил
www.narodsobor.ru
…в селе Мугреево-Никольское Южского района Ивановской области состоялось открытие Поклонного креста – памятника руководителям Народного ополчения 1611-1612 гг. (…). Надымские казаки передали в дар настоятелю местного храма во имя святого праведного отрока Артемия Веркольского иеросхимонаху Митрофану список Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконы размером 80 на 105 см (…)
…на вечернем богослужении в храме Надымская Царственная казачья Чудотворная икона заблагоухала и замироточила с десницы Св. Царя, а также с расположенных на её клеймах образов преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного Великого князя. Александра Невского. Отец Митрофан помазал собранным миром собравшихся богомольцев, ставших свидетелями и участниками чуда, явленного в знак благодарности к ныне живущим потомкам героя народного ополчения князя Дмитрия Пожарского, которые ходатайствуют перед Священноначалием Русской Православной Церкви о прославлении этого спасителя Отечества и его соратника Кузьмы Минина в лике святых.
Православные Северной Осетии отметили Крещение Господне
www.alaniatv.ru
В воскресенье православные отметили Крещение Господне. Ночью по традиции верующие собрались у купелей. Окунуться в холодную воду пришли сотни людей. Во Владикавказе крещенские купания прошли на реке Терек, где установили две купели. Начались торжества в кафедральном соборе Георгия Победоносца.
Крещение Господне… Согласно Евангелию, именно во время Крещения Иисуса Христа в реке Иордан на него сошел Святой Дух (…). Крестный ход во Владикавказе в этом году совершили с Надымской казачьей Чудотворной иконой Императора Николая Александровича. Икону привез атаман надымских казаков генерал-адъютант Сергей Кришталь. Объясняет, что приехал в Северную Осетию специально, ведь освящение вод всего Кавказа начинается в Северной Осетии, потому что она географически выше других регионов расположена на берегах Терека (…). Архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима: «Я поздравляю всех, всю православную Российскую державу. Желаю мира и благополучия каждому дому, каждому человеку доброй воли. Мир, здравие и благополучие». Торжества в честь Богоявления и крещенские купания прошли во всех церквях и селах Северной Осетии. По подсчетам министерства внутренних дел, в них приняло участие не менее 35 тысяч человек.
В Краснодарском крае прошел Крестный ход с чудотворной иконой Царя-Страстотерпца Николая II
www.tv-soyuz.ru
400 тысяч километров проехал по дорогам России Сергей Кришталь, атаман Надымского казачьего общества. Уже несколько лет он совершает непрерывный Крестный ход с чудотворной иконой Царя-Страстотерпца Николая Александровича. Накануне он побывал со святыней в селе Соленом Краснодарского края.
Больше тысячи километров прошел с Надымской Царственной казачьей чудотворной иконой казачий атаман Сергей Кришталь
Информационное агентство Екатеринбургской епархии
Напомним, что Архиерейский крестный ход с Надымской Царственной казачьей иконой состоялся в Екатеринбурге 30 апреля, в день начала пути Царственных Мучеников на Царскую Голгофу, а затем она отправилась в порт города Новороссийска, где на учебном паруснике «Паллада» 19 мая, в день рождения Благоверного Государя, состоялись проводы кругосветного Крестного хода в честь 90-летия Царской Пасхи (…).
По пути в Новороссийск, 17 мая, икона приняла участие в Тиховских поминовениях, на месте гибели казаков Ольгинского кордона под командованием полковника Тиховского. На вечернем богослужении икона замироточила с державы, о чем было доложено правящему архиерею, митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору. А 18 мая Владыка Исидор прибыл в храм, помазался миром и Крестным ходом проводил икону на борт парусника.
По Кубанскому краю икона (размер которой составляет 1 метр 75 сантиметров в ширину и 2 метра 10 сантиметров в высоту) провозилась, стоя на багажнике «Волги», накрытой императорскими флагами. 18 мая в Успенском соборе Новороссийска состоялся молебен, и с благословения митрополита Исидора список с чудотворной иконы перенесли на борт парусника «Паллада», который совершает кругосветное путешествие. Митрополиту была вручена Грамота, свидетельствующая о зачислении его в штат экипажа парусника и медаль участника кругосветного путешествия. В ответной речи Высокопреосвященнейший Исидор благословил «Палладу» идти далее Покаянным кругосветным Крестным ходом.
19 мая, в день 140-летия со дня рождения императора Николая II, на борту был отслужен молебен Царю Николаю и освящены две иконы-литографии с чудотворной иконы Благоверного Государя. Одна была благословлена на корабль, а вторая – в дар Владыке Приморскому и Владивостокскому Вениамину.
А сама чудотворная икона продолжила наземный Крестный ход. Из Новороссийска она пошла в Одессу, а затем, через Молдавию, в Сербию и Румынию. Владыка Петр, викарный архиерей Молдовский и Кишиневский, благословил на икону свою архиерейскую панагию и благословил протоиерея Анатолия (Чибрика), настоятеля храма Блаженной Матрены в Кишиневе, сопровождать святой образ в Сербию.
28 мая Патриарх Сербский Павел благословил Крестный ход с иконой в Косово. В городе Косовская Митровица Преосвященнейший Артемий, епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский совершил Крестный ход с иконой Благоверного Государя вокруг храма, а затем икона отправилась в монастырь Речаница – резиденцию Сербского Владыки, где состоялась встреча с российским послом в Сербии Александром Васильевичем Канузиным.
Далее икона проследовала через Высокие Дечани, где ее встречал Владыка Феодосий, настоятель Царской Лавры в Дечанах, и в монастырь Печа Патриаршая.
Все передвижения великой православной святыни по Косово прошли при сопровождении сотрудников МИДа под защитой сил КФОР и ООН.
По возвращению чудотворной святыни из Косово Секретарь Священного Синода Митрополит Черногорский Амфилофий благословил икону Благоверного Государя и сопровождающие ее иконы Святого Цесаревича Алексия – Верховного атамана казачьих войск, святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского пройти Крестным ходом по Белграду. Сказал при этому буквально следующее: «Царь Николай Россию положил за Сербию».
4 июня иконы прибыли в строящийся в Белграде храм Святого Саввы, а затем были перенесены в Вознесенский Кафедральный собор. 5 июля по улицам Белграда состоялся Архиерейский Крестный ход с иконами русского и сербского царей. Иконы несли воины сербской армии. В Крестном ходе приняли участие три епископа Сербской Православной Церкви и наследный принц Сербии. В пятичасовой торжественном шествии приняло участие несколько тысяч человек – жители Белграда и многочисленные паломники, приехавшие для того, чтобы поклониться великой русской святыне.
На обратном пути из Сербии икона Благоверного Государя посетила Одесскую духовную семинарию, где побывала на празднике, посвященному выпуску семинаристов, завершивших полный курс обучения.
По возвращении в Россию чудотворная казачья икона побывала на престольном празднике в монастыре Святого Духа в городе Тимошевске, где митрополит Екатеринодарский и Новороссийский отслужил молебен Царю Николаю и благословил дальнейший путь иконы – в Екатеринбург, на Царские Дни.
10 июля икона прибыла в Екатеринбургскую епархию. Ее встречали Крестным ходом в монастыре в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». На фундаменте строящегося здесь храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев был отслужен благодарственный молебен о прибытии иконы на Царские дни.
В Киеве побывала Надымская Царственная казачья чудотворная икона св. Царя-мученика Николая II
Православное информагентство «Русская народная линия»
В нынешнем поистине смутном времени, которое настало для нашей страны, Бог послал нам великое утешение. С 31 января по 3 февраля, по благословению наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Павла, в Успенском Соборе Киево-Печерской Лавры пребывала для поклонения чудотворная икона святого Царя-мученика Николая II, а также иконы св. мученика-цесаревича Алексия, святого преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Большую благодарность выражаем генерал-адъютанту, атаману конвоя Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконы Сергею Николаевичу Кришталю, который, несмотря на серьезную болезнь, приехал к нам, понимая важность присутствия этой иконы и молитвы об умиротворении в городе Киеве и во всей Украине.
За это время множество православных верующих приложилось к чудотворной иконе, вознесло свои молитвы к святому Царю-мученику Николаю II. По благословению Владыки Павла один лаврский священник, которого назначил сам Владыка, 3 февраля служил молебен об умиротворении враждующих и прекращении смут перед иконой св. Царя-мученика Николая II в храме преподобного Антония в Ближних Пещерах. После этого мы отправились на автомобильный Крестный Ход с чудотворным образом вокруг мятежного центра города, на что также получили благословение владыки Павла (…).
Все оказалось не так просто – чтобы монтировать икону огромного размера на крышу машины, понадобилось шесть человек! Сотрудники «Беркута» охотно отзывались на просьбы о помощи, спрашивали об иконе, прикладывались к ней. Я уверена, что св. Царь им помогает защищать нас от евро-революционеров и неофашистов! Во время Крестного Хода мы прочитали акафисты Державной иконе Божией Матери и св. Царю-мученику Николаю II, окропили территорию вокруг Майдана Крещенской водой (…).
…иконы проехали Крестным Ходом более 400 000 км по разным странам мира. Особенно помогает святой Царь-мученик отражать вражескую интервенцию в горячих точках. Чудотворная икона побывала на линии фронта во время Грузино-Абхазской войны и в Косове. Где прошла икона, враг не смог ступить! Были и чудесные явления св. прп. Серафима Саровского и свв. Царственных мучеников рядом с этой иконой, о чем свидетельствуют фотографии.
Твердо верю, что сам святой Царь прогонит всякую нечистую силу из центра святого града Киева и из нашей страны, избавит нас от бесноватых евроинтеграторов и фашиствующих террористов!
Да будет так!
* * *
НА ЭТОМ НЕДАВНЕМ сообщении известной православной журналистки из Киева, с места самых что ни на есть «горячих» событий, пожалуй, и остановимся. Хотя цитировать можно до бесконечности.
Обобщим сказанное.
В начале двухтысячных годов Надымский атаман Сергей Кришталь нашел силы и средства и заказал икону Царя-мученика Николая II: «Образ Государя в Императорской короне и мантии на золоченом и серебряном фоне, в окружении образов Российских святых написан иконописцем А.И.Родиковым».
Икона двусторонняя:
«Освящена святыня, – как уже говорилось, – старцем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священноархимандритом Германом в день памяти убиения Царской семьи 17 июля».Добавим к этому, что образ был освящен в 2003 г., на 85-летие гибели Царственных мучеников, в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, подворье храма Святых Петра и Павла, и не только освящен, но и написан по молитвам и пастырскому наставлению архимандрита Германа (Чеснокова), другими словами – по совету, предложению, назиданию пастыря. 8 октября 2003 г., на День памяти Сергия Радонежского, в стенах этой же обители атаман из далекого Надыма Сергей Кришталь получил высочайшее благословение приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II сопровождать образ с Крестными ходами по России, странам Ближнего и Дальнего зарубежья.
С тех пор образ прошел Крестными ходами в общей сложности более 450 тысяч километров. Это территории современной России, в том числе традиционные места пребывания Царской семьи. Побывал на Украине, в Белоруссии, в зоне грузино-абхазского конфликта, в Румынии и Сербии. Списки с иконы (литографии) совершили воздушный перелет с военного аэродрома «Чкаловский» (Подмосковье) самолетом Минобороны России на российский Дальний Восток, как уже говорилось, морской кругосветный переход на учебном парусном судне «Паллада»
Образ посетил храмы и монастыри Москвы, Санкт-Петербурга, а также Брестской и Воронежской, Борисоглебской и Вятской, Слободской и Екатеринодарской, Кубанской и Липецкой, Елецкой и Курской, Рыльской и Минской, Слуцкой и Могилевской, Мстиславской и Новогрудской, Одесской, Измаильской, Омской, Тарской, Псковской, Великолукской, Читинской, Краснокаменской епархий Русской Православной Церкви, ее Архангельской, Донской, Екатеринбургской, Нижегородской, Приамурской, Приморской, Тульской, Ярославской митрополий…
Икона – самая большая по размерам из посвященных Царю-страстотерпцу: 1 метр 75 сантиметров в ширину и 2 метра 10 сантиметров в высоту. Когда несут ее, зрелище, друзья, не для «слабонервных» – сердце замирает! Вместе с конструкцией, на которую ее должны установить, общий вес – около 250 кг. И теперь представьте, сколько верующих ее должны на плечах нести, с учетом того, что Крестный ход в день может составить несколько десятков километров, а может быть и дождь, и снег, а иной раз и изматывающая жара, и какие тяготы крестоходцы переносят…
В настоящий момент в икону вложены частицы мощей св. великомученика и целителя Пантелеимона и св. преподобного Иосифа Волоцкого, противостоявшего ереси жидовствующих. Ей также сопутствуют иконы святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, цесаревича-мученика Алексия, написанных по заказу надымских казаков позднее. Почему именно эти иконы и мощи? Разъяснять читателю, вероятно, не требуется.
Первоначально икона именовалась «Надымская Царственная казачья», затем, с явлением ею чудес, в название вошло уточнение – «Надымская Царственная казачья Чудотворная». Икона мироточит. Исцеляет. Чему свидетельств множество, в том числе приведенных выше. Мироточат, исцеляют и ее списки (литографии).
Икона в пути являет прочие чудеса, знамения. То погода с выносом образа из храма резко и в корне изменится, явно благоприятствуя, то солнечное светило внезапно ударит четырьмя лучами (крестом) в разные стороны, то рядом с иконой Царя-страстотерпца на мгновение проявится еще образ – какого-либо другого почитаемого православного святого. Эти мгновения фиксируют фотографии. Вот другая известная журналистка, сопровождавшая Сергея Кришталя в очередном Покаянном Царственном Крестном ходе по маршруту Москва-Липецк-Елец-Задонск, с удивлением отмечает у себя на сайте в фотоотчете: «Солнце повторно показало нам крест. Может быть, это технический эффект, но могу сказать одно – при всей моей любви фотографировать солнце, никогда раньше на снимках такого явления не возникало!».
Но дело в том, что не только уважаемая мною коллега свидетельствует. Автор этих строк – и сам очевидец!
Мироточений чудотворного образа, к сожалению, я не видел. Хотя мог бы! Выше мы читали, как в селе Мугреево-Никольское открывали Поклонный крест – памятник руководителям Народного ополчения 1611-1612 гг… В тот день «Надымские казаки передали в дар настоятелю местного храма во имя святого праведного отрока Артемия Веркольского иеросхимонаху Митрофану список Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконы размером 80 на 105 см». На вечернем богослужении в храме образ при большом стечении народа замироточил… Случилось это 1 ноября 2012 г. г, в канун 400-летия великой народной победы 1612 г., а также в день рождения князя Дмитрия Пожарского (это село в прошлом – его родовая вотчина). Так вот: по приглашению о. Митрофана, моего давнего наставника и друга, я был с нижегородской делегацией в Мугреево-Никольском на открытии памятника, однако богослужения в храме мы, увы, не дождались, поспешив в обратную дорогу до Н.Новгорода длиною в ночь. Поспешили, в общем: к нам ведь все время по телевизору и прочим эфирам взывают – будь «успешным»! А ведь по-русски – поспешать следует, не торопясь!
Зато двумя неделями ранее мы с Надымской иконой Царя-мученика завершали Всероссийский Крестный ход «Память благодарных потомков», посвященный 400-летию победы Народного ополчения под руководством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и доблестного воеводы князя Дмитрия Пожарского. Начался Крестный ход 1 октября 2012 г. с литургии в древнем Михаило-Архангельском соборе Нижегородского кремля, где покоятся останки национального героя Кузьмы Минина, шли до Москвы от епархии к епархии, от храма к храму две недели, главным образом, по федеральной трассе «Н.Новгород-Москва».
Погода изначально стояла такая, что… бедные крестоходцы! Грязь, слякоть, моросящий, с порывами холодного ветра, осенний дождь. И вот – Сергиев Посад… Далее пусть расскажет Сергей Кришталь (его слова я привел в одном из сообщений, которые по ходу маршрута составлял и рассылал во всевозможные российским информагентства): «К Крестному ходу «Память благодарных потомков» мы, казаки, присоединились в Сергиевом Посаде 13 октября, в субботу. И когда в этот день вместе с крестным ходом вошли в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, тучи вдруг расступились, засияло пронзительное солнце, такое, что слепило глаза. Утром, на Покров Пресвятой Богородицы, погода была аналогичная. Как только наш Крестный ход покинул Лавру, небо затуманилось. Тучи стояли над Москвой».Москва, и правда, встретила хмуро. Но затем случилось новое чудо, разгадать которое – уму непостижимо (а может, постигать и не надо?). Наш Крестный ход… пустили на Красную площадь!
Проблема в том, что народным Крестным ходам на главную площадь страны вход заказан. Здесь происходят исключительно религиозные действа, которые, так сказать, «официальны», на высшем уровне и по важным датам разрешены, в том числе нашей родной Патриархии. Речь же о народных Крестных ходах, коим Крестный ход «Память благодарных потомков» являлся. Строгая охрана «обычным» крестоходцам неизменно предлагает оставить «реквизит» (иконы, хоругви) у ограждения и «тихо-мирно» пройти на площадь рядовыми посетителями. Как вдруг… охрана расступилась! И – под удивленные взгляды разноплеменных гостей столицы, под прицел их фото- и видеоаппаратов… Друзья, я ничего не придумываю – так и было на самом деле!
Сайт Движения «Народный Собор», одного из организаторов Крестного хода, в те дни писал (писали многие российские информагентства): «С иконами, хоругвями, под знаменами державной символики, с православными песнопениями крестоходцы поднялись по Васильевскому спуску на Красную площадь и встали у подножия знаменитого памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса (…). После возложения цветов к памятнику Минину и Пожарскому участники крестного хода вошли в Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного), где их поприветствовал игумен Всеволод (Варющенко) и преподнес им просфору. Затем крестоходцы прошли с молитвами по Красной площади до храма Казанской иконы Божией Матери. Здесь, в храме, участники крестного хода приложились к чудотворному образу иконы Божией Матери Казанская. После Казанского Собора крестный ход проследовал до Иверской часовни у Воскресенских ворот на Красной площади, возле которой был совершен краткий молебен. После его окончания крестоходцы еще раз прошли с иконами, крестами и хоругвями по Красной площади до Васильевского спуска, где двухнедельный многокилометровый крестный ход был завершен»…
ДЛЯ СПРАВКИ: грандиозный (не в пример нынешним) и последний народный Крестный ход приходил на Красную площадь в Москве 9 (22) мая 1918 года, на Николин день.
* * *
ПИШУ ДЛЯ ЛЮДЕЙ верующих, по меньшей мере – сведущих, в том, на каких основаниях последний русский император, его супруга-императрица и пятеро их детей в 2000 г. были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. В то же время даже среди таковых как-то подзабылось, что Русской Православной Церковью Заграницей царская семья была канонизирована еще в 1981 г. Что в эмигрантских русских кругах по всему свету на протяжении более полувека совершались панихиды по царской семье в день ее злодейского убиения, в другие памятные дни, возводились храмы, другие молитвенные памятники в честь Царя-мученика и его семьи; создавались их иконописные образы. А первые обращения верующих с прошением о канонизации Николая II стали поступать с начала 30-х годов прошлого века (в Синод Сербской Православной Церкви). Тайное почитание Царственных страстотерпцев не угасало среди верующих в эпоху и в границах СССР. Начало же было положено Патриархом Тихоном (канонизирован Русской Православной Церковью в 1989 г.).
Когда трагическое известие дошло до «столиц», Патриарх Тихон благословил священство совершать панихиды о невинно убиенных, в проповеди в Казанском соборе в Москве публично призвал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».
Первое из известных иконописных изображений Царя-страстотерпца датируется 1927 г. (Сербия). Имеется свидетельство, что еще в 1930-х гг. в Советской России верующие тайно молились прекрасному образу, исполненному неким талантливым художником. Размером икона была примерно 60 на 60 сантиметров, Николай II представал на ней в коронационной мантии в окружении всей августейшей семьи. Над головами всех членов семьи сияли нимбы святых… К нашему времени известно немало подобных образов кисти зарубежных и отечественных иконописцев, сложилась целая иконография. Немало этих образов, что также широко известно, признаны в православном мiре чудотворными…
Таким образом, ничего, скажем так, экстраординарного в том, что надымские казаки заказали икону Царя-страстотерпца, исполненную и освященную в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, нет. Разве что размерами она превосходит существующие, разумеется, имея и другие свои свойства, присущие каждому отдельному образу, замыслу и таланту автора-иконописца. Чудотворения икон Царя-страстотерпца – явление тоже распространенное. И все-таки буду настаивать: Надымская Царственная казачья Чудотворная икона святого Царя-мученика Николая II – особая!
Хотя бы потому, что она – «казачья» (первая и пока единственная в этом роде). А еще потому, что Крестный ход с ней (читай – путь) уникален, измеряясь сотнями тысяч километров и, по сути, непрерывен на протяжении вот уже более 10 лет! Как неповторим, и кажется, что нескончаем Крестный путь атамана (воеводы) ее казачьего конвоя (сопровождения) Сергея Кришталя!
* * *
И ЕЩЕ ОБ ОДНОЙ особости – иконы и человека.
Когда Царственная казачья икона была освящена, надымские казаки объявили о «Покаянном Крестном ходе по Руси «За Веру, Царя и Отечество» от Русской Голгофы до Голгофы Господней».
Покаяние…
Мне не раз приходилось бывать на различных массовых и не очень народных покаянных молениях, стояниях в память о невинно убиенных Царственных мучеников. Проводилось их одно время множество, создавалось впечатление, будто бы мода такая объявлена. Атмосфера там довольно часто бывала уныла и даже угнетающа и порой ничего, кроме опустошенности душевной и физической, не оставляла. В какой-то момент я сказал себе: «Хватит! Мой дедушка царя не убивал, мой папа и я – тоже!». Словно бы покаянный чин кто-то отменил, а мне, грешному, каяться в принципе не за что… Но вот что удивительно: рядом с Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконой не до уныния! Всякий при виде ее дыхание затаит, а то и по по-строевому вытянется, торжественность момента почувствует, его значимость! Размеры все-таки впечатляют – поистине ДЕРЖАВНЫЕ! Однако впечатление производит и атаман ее конвоя-сопровождения.
На вид – так настоящий казачий полковник, а теперь уже и генерал-адъютант! При погонах и орденах, могучего телосложения, не менее он ДЕРЖАВЕН, а значит, НАДЕЖЕН!
Немногословен. Во время самого Крестного хода ему не до разговоров – неотлучно при иконе, контролирует, что и как. И потом (думаю, Сергей Николаевич на меня не обидится): много, долго и складно говорить он не умеет. Зато уж если скажет – как отрежет:
– Нарушил народ клятву. Дана была при восшествии первого из Романовых на престол. Клятва – 1613 года. И мы, казаки, нарушили. Вот и не уберегли царя!..
И сразу, без лишних слов, ясно, в чем каяться и кому… Вновь для справки: из древней «Грамоты утвержденной об избрании на Российский престол Царем и Самодержцем Михаила Феодоровича Романова» следует, что «весь освященный собор, и государевы бояре, и весь царский синклит, и христолюбивое воинство, и есть православные крестиане» целовали крест на верность роду Романовых, клялись «в роды и роды и во веки». «А кто убо и не похощет послушати сего соборнаго уложения, его же Бог благоизволи, и начнетъ глаголати ино»,как «разоритель закону Божия» будет отлучен от Церкви. Не было на Руси наказания страшнее! Целовали крест на верность Романовым и казаки, принимавшие в событиях Смутного времени и его преодоления деятельное участие. Скажу и как историк, многие годы занимающийся Смутным временем: если бы не казаки, то не сесть бы Романовым на престол!
В двух-трех фразах атаман объяснит, в чем преимущества монархической системы госуправления в сравнении с так называемой демократической. Мол, раз в четыре-пять лет один пустозвон сменяет другого, и только следи потом, чтобы лишнего не наворовал, а государя с детства воспитывают-пестуют, лезть в бюджет-карман ему без надобности, потому что так или иначе все в государстве ему принадлежит…
Действительно, монархия – это больше, чем обязанность или долг, для русского человека – в особенности! «Монархия есть (…) не только образ, форма правления, но и совокупность определенных идей духовного, государственного и общественного порядка. Монархия характеризуется принципами наследственной власти, единоначалия и (…) первенством нравственного начала. Православное сознание воспринимало это как личное служение Царя Богу и своему народу, Богом ему врученному. Это не карьера, не вершина могущества, но христианский подвиг, избранность, а не выборность, бессменная стража, историческая ответственность», – в 1948 г. писал русский эмигрант Леонид Северский в статье «Сущность монархической идеи». И если внимательно посмотреть на карту мира, нетрудно убедиться: идея отнюдь не утратила своей актуальности!
Более сорока государств на сей день имеют сегодня монархические формы правления, плюс несколько десятков территорий под властью Британской короны. Только в «передовой» Европе, помимо Великобритании, это Испания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Дания, Норвегия, Монако, Лихтенштейн, Люксембург, Ватикан…
При необходимости атаман веско выскажется и на другие злободневные темы. Должен высказаться!
Когда в 2003 г. надымские казаки объявили Покаянный Крестный ход по Руси «За Веру, Царя и Отечество», начали они его «в честь 2000-летия Рождества Христова, 420-летия Сибирского казачьего войска, 10-летия начала возрождения в граде Надыме и на Ямале казачества». То есть задачи изначально ставились шире, чем только Покаяние. Шли годы, отдалялись озвученные даты, а Крестный ход продолжался и продолжается, день ото дня расширяя свою географию…
Расширялись и задачи: сегодня обобщенное название Крестного хода – «ЗА ВЕРУ, ГРЯДУЩЕГО ЦАРЯ, ЗЕМЛЮ, СЕМЬЮ И ОТЕЧЕСТВО». О многом, согласитесь, заставляет задуматься. Скажем, о разделенном русском народе. О будущем многострадальной России, а не о тривиальном, пусть и насущном, куске хлеба. О ювенальных технологиях, с подачи Запада разлагающих российские семьи… Не случайно. например, совсем недавно атаман Кришталь стал одним из победителем Всероссийского конкурса просветительских деяний «Под Царским покровом», завершающий этап которого в Костроме провела общественная организация «Семья России»… Вообще же, различных званий, поощрений, благодарственных писем, грамот, в том числе от архиереев Русской Православной Церкви, у атамана немало!
Все это вкупе придает особые ощущения, необычное звучание Крестным ходам, которые надымские казаки проводят самостоятельно, либо к которым присоединяются. Даже просто на каком-то православном собрании будет установлена Надымская Царственная казачья Чудотворная икона, дышится здесь легче, и глаз радует… Автор этих строк – свидетель.
* * *
А ТЕПЕРЬ – О КАЗАЧЕСТВЕ.
Если не поговорить на непростую эту тему, хотя бы тезисно, не понять вектора, направления Крестного пути, о котором ведем речь.
К тому же, тема для меня личная.
Когда я подрос, стал входить в сознательный возраст, выяснилось: по папиной линии мы, Скатовы, вольные казаки, которые в свое время бежали от всяких там притеснений за Волгу на Керженец нынешней Нижегородской области, а потом дальше – на Ветлугу… Пращура звали – Потём. Был он темен очами и лицом, волосат и бородат (семейное предание). И был могуч. В ухе у него была золотая серьга, что у казаков значило: единственный он сын в семье, а потому надо было его в бою беречь, чтобы родителей-стариков, то есть моих бабушек-дедушек, уберечь на старости лет (пенсий, понятно, тогда не было)… Молодец, Потём! Всех уберег! Иначе бы и я на этот белый свет не явился!
По маминой же линии, которая родом из Артемовска Донецкой области, мы и вовсе запорожские казаки! Мой украинский дедушка мне, внуку, рассказывал, что общий наш предок все время с турками воевал (чего-то там у него с турками не заладилось). Брал их в полон, но одна полонянка… Короче, моя пра-, прабабушка – ну, в чистом виде турчанка! Полюбил ее прадедушка, в жены взял… Не знаю, зря он это, или нет, но с тех пор мы любим в пищу острое (что истинно!). Что же касается женского полу… Предупреждал меня мой украинский дедушка, с малолетства предупреждал: «Будь в данном вопросе осторожен!».
В связи с чем казачьему движению я всегда сопереживал, содействовал. Сидит, видимо, в крови. В начальники не лез, но делал казачеству в помощь все, на что способен, на что Господь сподобил…
«Казачество – это единственный репрессированный народ России, в отношении которого разработан целый сборник документов», – читаем в развернутом докладе «Государственная политика РФ в отношении российского казачества в течение 20-ти лет: итоги» казачьего генерала В.И.Глуховского. Отметим, что генерал говорит о дореволюционном казачестве как об отдельно взятом народе, что спорно. Но с ряда точек зрения определено – компактностью былого проживания, историческими корнями, вековыми традициями, устоями, особым социальным, сословным статусом казачества в рамках Российской империи. И нынешнее государство, разработав «целый сборник документов», это признает.
Признает, что (цитирую генерала далее): «Казачество несколько веков служило России. Присоединяло и осваивало новые территории. Охраняло границы. Участвовало в больших и малых войнах. Захватившие в 1917 г. власть большевики подвергли казачество жестоким репрессиям, – с горечью докладывает генерал. – Главной целью репрессий было уничтожение казачества как народа, способного к самоорганизации. Казачьи войска и территории казачьих войск были упразднены. Казачьи земли, отличающиеся высокой культурой обработки, были конфискованы и распределены между республиками и областями СССР. Казаков – мужчин и женщин, не щадя ни малого, ни старого выселяли в отдалённые районы Сибири, Севера и Казахстана. Здоровых мужчин без суда расстреливали или отправляли в лагеря, где они погибали. Опустевшие казачьи дома станиц и хуторов заселяли инонациональными людьми из других регионов».
Что же в ИТОГАХ? «За 20 лет только на федеральном уровне принято два Закона, –перечисляет В.И.Глуховской, – две Концепции государственной политики в отношении казачества, одна Федеральная целевая программа, одна региональная программа и около двух сотен указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Общее свойство всех этих документов заключается в том, что ни один из них реально не работает». И, в конечном итоге, «государство уже более 20 лет не может обеспечить даже малейшей реализации прав казачества на реабилитацию», а «казачье движение было расколото, дезорганизовано». Более того, по мнению генерала, это движение «сегодня целенаправленно заведено в тупик».
Далее – уже от себя… В ельцинские еще времена, думается, что намеренно, движение было расколото на так называемых реестровых казаков, которые, по идее, могут быть взяты на государеву службу и ждать от властей и бюджета каких-то вспоможений, и на нереестровых, в чистом виде общественников, этаких, знаете, энтузиастов, которые назвались казаками, но это сугубо их личное дело. И вот из года в год идут бесплодные споры, кому какую форму носить, кто «реестровей» и по праву ли чин, кто «настоящий» казак, а кого, «ряженого», гнать в шею… Ох, уж эти «ряженые»! Их на просторах современной потешной России, и правда, густо развелось…
Однако не все в порядке и в реестровых, официально назначенных рядах. Какую службу им могут предложить власти на местах? В лучшем случае – улицы патрулировать, толпы полицейских, которые со своей работой отчего-то не справляются, подменяя…
Но что с историческими корнями, традициями, устоями все у тех же реестровых казаков?
В сентябре прошлого года в Ессентуках прошел очередной казачий Круг Терского войскового (реестрового) казачьего войска. В его работе принял участие управляющий Ставропольской и Невинномысской епархии, председатель Синодального комитета Русской Православной церкви по взаимодействию с казачеством митрополит Кирилл. Поднявшись на трибуну, владыка отметил, что войсковой атаман в своем отчетном докладе «очень много употребил слов о служении казаков вере православной». Но!
– 7 сентября был день памяти апостола Варфоломея, день покровителя войска Терского. И кто из вас был в этот день в храме? – обратился митрополит с вопросом к собравшимся. – Судя по рукам, более половины не было…
По мнению архиерея, за отчетный год в войске «ничего серьезного не сделано. В войске безобразия, все переругались. Общественная войсковая организация толком не работает. Молодежную структуру так войско и не учредило. Хотя я был сторонником (…). Сколько сил потратил! (…) Частная охранная организация Терского войска пока не зарегистрирована. Что мы имеем вместо этого? Войсковой атаман и его приближенные принесли в Терское казачество авторитаризм и раскол, неуважение к Русской Православной Церкви». Приведя конкретные примеры неуважения, укорил казаков в том, что «присягаете на Кресте и Евангелии, в том числе «служить вере православной»…», но когда «архиерей или священник молчит или говорит то, что нравится, это «Любо», а слова жесткой правды, то это «Не любо»…». И тут же, с трибуны, наложил на войскового атамана… епитимью!
– Это церковное наказание, – разъяснил владыка. – Я могу его наложить на любого православного человека. Если он православный, он выполнит его…
«40 дней нести пост по уставу Великого поста, с чтением Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу». При этом наказуемый на тот же срок лишался права «исполнять обязанности войскового атамана»…
«События, происходящие в казачьих обществах в последнее время, приводят казаков в недоумение. Они не знают, что дальше делать и по какому пути идти. Особенно этот вопрос волнует родовых (потомственных) казаков…» – после казачьего Круга резюмировал один из ставропольских журналистов.
Атаман Кришталь как раз из родовых (потомственных)… Хотя его Надымский казачий округ, структурно входящий в Сибирское казачье войско и Союз казаков России, – организация общественная, следовательно, под командой у него нереестровые казаки. Неудобств от этого Сергей Николаевич не испытывает. Реестр, споры вокруг да около ему, по большому счету, без разницы: что «делать и по какому пути идти», а также – с КЕМ и ЧЕМ, атаман Кришталь знает доподлинно и давно.
* * *
СЕРГЕЙ КРИШТАЛЬ родился в 1959 году 9 июля, на День памяти Тихвинской иконы Божьей Матери, покровительницы Дома Романовых. На хуторе Трудобеликовский Красноармейского района Краснодарского края.
Отец, Николай Иванович, 5 лет отслужил на Балтийском флоте старшим электриком, затем по специальности работал на различных предприятиях района. Мама, Елена Семёновна, – швея.
– Моя мать, – вспоминает Сергей Николаевич, – перед смертью сделала мне откровение… Её деды-прадеды были одними из первых атаманов станицы Славинская-на-Кубани. За это она была репрессирована, а было репрессированной… 5 лет от роду! Случилось это в 1933 году: февральской ночью красноармеец поднял ее, ребенка, с постели и пинком вышвырнул из хаты. Босиком в одной ночной рубашке она бежала до станицы Петровской к тете. А это 18 километров – ночью по плавню и морозу! Кожа на пятках отстала до костей от обморожения… Тётка с перепугу завернула девочку в мешок, запрягла коней и подбросила к другой тетке в хутор Бараниковский, где её и нашли…
Сережа закончил местный сельхозтехникум, затем, по его окончании, был призван в Вооруженные Силы (Погранвойска КГБ СССР, Закавказский пограничный округ). По окончании службы и Межокружной школы сержантского состава служил на командирских должностях, вышел в запас в звании лейтенанта, что для выходца из рядового состава, поверьте, большая редкость (отдельный приказ Министра обороны СССР). Сергей потом и дальше учился – заочно в Москве закончил институт по специальности «юриспруденция». И можно только догадываться, чего ему это образование стоило: уже был обременен своей семейством, работал, бытовые проблемы, заботы и так далее… Сын, Кришталь Николай Сергеевич, родился в 1983 г. там же, где и отец, – на хуторе Трудобеликовский Краснодарского края, повзрослев, служил старшим матросом минного тральщика «Железняков» (Черноморский флот), а в декабре прошлого года на День Святителя Николая Чудотворца сам стал отцом, подарив Сергею Николаевичу внука.
Начало 90-х, в разлом эпох и СССР, застало Сергея Кришталя в Надыме.
«Википедия» пишет: «Современный Надым – это один из красивейших городов Крайнего Севера». Город, может быть, и красивейший, не знаю, не бывал, но вот еще информация из той же «Википедии»: «Среднегодовая температура воздуха – -3,9 °C». Как тебе, читатель, информация? Испытал я это на собственной «шкуре»!
Было мне 17 лет, закончил я школу. Закончил хорошо. И все, и родители, и учителя, думали, что буду поступать в университет. Однако втемяшилось же в голову: поеду куда-нибудь на Север на Комсомольскую ударную стройку, проверю себя! Чего и кого нужно было проверять? А в Н.Новгороде, тогда Горьком, нельзя было проверить? Тем не менее, сел в поезд (мама дала денег и плакала). Оказался в плотницкой бригаде под Сургутом, поселок Юность.
Климат там – не дай Бог! Где-то неделю перед трудоустройством меня гоняли по врачам, я еще удивлялся: «А почему так строго?». «А потому, – отвечали врачи, – что здесь тундра, кислороду не хватает. Тех, у кого с давлением проблемы, мы сразу домой, обратно отправляем!».
Морозы? Н-да. Никто не знает, что это такое – за минус 40, а то и под минус 50?!
Контингент, так сказать, тоже интересен.
Полбригады у нас были мужики-уголовники. немалые сроки отсидели. Достаточно сказать, что бригадир Камиль (татарин из Казани) имел 17 лет отсидок… Остальные мужики – в основном разведенцы, алиментщики… Бригадир меня предупредил: «Ты чего это с работы все время отлучаешься? Смотри, уволю!».
Уволит? Как бы не так!
Уходил я из бригады, когда мужики элементарно квасили, ящиками в «балок» вино и водку носили. Квасить могли и день, и два, благо, зарплата с северными надбавками позволяла, и ничего-то с ними даже бригадир поделать не мог – посылали они бригадира, как правило, подальше. А отлучался я из бригады потому, что Дом культуры в поселке стоял без окон, и крыша протекала. Обошел все парткомы, месткомы, ответственных тетей и дядей увещевая: «Даже ДК у вас нет! Молодежь спивается! И это что – Комсомольская ударная стройка?!». Видимо, так всех достал, что окна в ДК вставили, крышу отремонтировали и наняли туда директрису. И стали в ДК каждый вечер кино показывать. В вдобавок организовал ВИА (вокально-инструментальный ансамбль, аппаратуру нам купили)… А Камиль, бригадир, как-то подозвал: «Ну, ты это… Не обижайся…. Ходи туда, сюда, куда хочешь».
Спустя год я в Горький вернулся. В университет поступил… Было это в конце 70-х. А Сергей Кришталь приехал на Комсомольскую ударную стройку в Надым попозже, в 80-х. Однако не думаю, что ситуация там чем-то отличалась от той, что я застал в Сургуте, который чуток «южней» (Надым, Сургут – все одно это приполярная зона). Бездуховность, отсутствие у людей целей и смыслов жизни. Тот клуб, что в поселке Юность восстановили, мало кому помог.
Сергей Кришталь это понимал. Не мог не понимать! И когда времена приспели, пошел дальше!
* * *
«В 1992 ГОДУ УСТАНОВИЛИ крест в Надыме, – в тюменской газете «Казачья застава» вспоминает авторитетный казак (апрельский номер за 2012 год). – Атаман Надымской казачьей общины Сергей Кришталь позвонил, пригласил нас на закладку храма. Устроили крестный ход! Идем с казаками по городу, некоторые люди кричат: «Белые в городе!», а некоторые, наоборот, крестятся, кланяются. Сегодня там уже стоит храм».
Из информации следует, что к 1992 году в Надыме Сергей Николаевич уже создал казачью общину, первую на Ямале и одну из первых в современной России. И еще следует: надымские казаки объявили в городе торжество Православия, инициировав возведение храма.
Православную общину Сергей тоже возглавил. Пока храм строился, казаки обустроили молельную комнату. Богослужения вел Кришталь, ему, как церковному старосте, уставом в отсутствие священнослужителей это было позволено – тогда, в начале 90-х, в Надыме не было ни одного православного батюшки. Были, впрочем, и весьма активные, баптисты.
Закладка в далеком безбожном Надыме храма – было это событие вселенского масштаба!
«В сентябре 1992 года, – пишет сайт Салехардской епархии, – епископ Тобольский и Тюменский Димитрий совершил освящение места для будущего храма. В 1994 году город впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который совершил освящение камня, положенного в основание будущего надымского Свято-Никольского храма. В день открытия храма – 3 сентября 1998 года – город вновь посетил Святейший Патриарх. Его Святейшество совершил великое освящение новопостроенного храма. В храме установлен уникальный деревянный резной иконостас, получивший высокую оценку на выставке деревянного зодчества, проходившей в Санкт-Петербурге в 1998 году». Тогда-то Сергей Николаевич со Святейшим познакомился. Патриарх надымского атамана запомнил, и думаю, что потом с большим удовольствием в стенах Свято-Троицкой Сергеевой Лавры благословил на Покаянный Крестный ход с великолепной новонаписанной Надымской иконой Царя-страстотерпца…
Но до этого знаменательного события была еще одна встреча.
Сергей Кришталь вспоминает:
– Тяжело в какой-то момент было. Очень тяжело. Предательство вокруг, измена! Наш войсковой священник митрофорный протоирей Валерий (Гордеев), он из Тюмени, благословил меня ехать в Свято-Троицкую Сергееву Лавру. В Лавре я стоял у проходной в нижний монашеский двор. Вышел игумен Герман. Указал на меня. Повел к себе в беседку, хотя был я в гражданской одежде, не в форме (как он меня «вычислил»?)… Мы беседовали шесть часов…
С тех пор жизнь Сергея Кришталя кардинально переменилась. Он – при иконе, она – при нем. Он пожизненно атаман преданного ей конвоя! Как ему это удается, каких средств-сил стоит? Одному Богу известно. Знаю одно: не самый это легкий из путей.
Обратите внимание, читатель, на маршруты Крестных ходов, что, нередко рискуя жизнью, проводит надымский атаман. Это чаще всего – «горячие точки», узловые моменты современной нашей истории. Едет атаман туда, где страдают славяне, русские, где нужна молитвенная, Божественная поддержка. Да и просто чрезвычайно нужен – его личный офицерский пример!
* * *
ОДНАКО РОГАТЫЙ, как я иногда говорю, не дремлет!.. О том, что сейчас напишу, и писать-то не хочется! Но что делать?
Нет с нами Святейшего Патриарха Алексия II, который мог бы Сергея Кришталя защитить и которому я, грешный, тоже очень обязан.
Россыпью в интернете публикации типа: «Полковник Кришталь и его «Надымские чудотворные иконы»« (про иконы в кавычках – поняли?), «Надымские чудотворные иконы…, которые никогда не были в Надыме!», «Ахтунг! Опять «чудотворные» мошенники!»… Ахтунг?! «Изобличающие» материалы где подписаны, где нет, но по стилистике не составляет труда установить: автор – священник, один из надымских батюшек, из молодых, так сказать, «подвинутых» и «ранних». Из уважения к сану не буду называть его фамилию.
Например, на сайте запрещенного ныне в служении о. Андрея Кураева (а где еще?!) батюшка развернул целую дискуссию:
«Отцы, братья и сестры! – с тревогой воззвал пастырь. – Забил тут в поиск «надымская чудотворная икона», и вылезло несколько страниц информации, нуждающейся в комментарии. Очень бы просил по возможности донести до знакомых священников и прихожан эти сведения – как говорится, информирован, значит, вооружен. Это всё, что связано с «надымскими иконами» – провокация или афера. Связано всё это с одной одиозной личностью – казачьим атаманом полковником (без единого солдата) Кришталем Сергеем Николаевичем».
То, что батюшка так складно излагает, частично и моя заслуга – запятые за ним расставил, ну, и орфографию поправил. Не знаю, как он сдавал экзамены в семинарии… Но следуем по тексту дальше:
«По стране путешествуют «надымские» иконы, среди которых и образ Св. императора Николая, которые в Надыме (городок на Ямале) не были НИ ОДНОГО ДНЯ – почему они носят название «надымских»? (…)
…у нее появились еще две «спутницы», тоже такие же «надымские» и, ессстессс-но(орфография сохранена – С.С.), «чудотворные», уже побывали в Краснодаре, Майкопе, Москве, Липецке и т.д., а теперь размещены анонсы ее пребывания в Екатеринбурге и Дивеево (…). По чьему благословению казачий полковник Кришталь С.Н. взял на себя миссию совершать с этими иконами Крестные ходы? По чьему благословению написаны эти иконы («заказ» сделал сам полковник, как он сам величаво указывает при случае, не детализируя, правда, на чьи средства он это воровски осуществил)?
(…) Будучи атаманом надымских казаков, полковник Кришталь, вместо того, чтоб заниматься своими давно разбежавшимися казаками, появляется в Надыме только на Страстной, умудряясь при этом, в пику приходу, без всякого взаимодействия, «параллельно» (!!!) проводить пасхальный концерт песни и пляски (так в афише), называя его при этом «Казачьим кругом» (казаки при этом – члены ансамбля ДК, у которых и костюмы с шашками и нагайками – театральный реквизит!).
(…) Полковник скрывает, что все его действия идут вразрез с решениями епархиального архиерея, а не священника, пытавшегося его урезонить и призвать к дисциплине (к совести взывать, похоже, совсем бесполезно). Он подал в суд, вчинив иск газете, опубликовавшей материал о его деятельности, пытаясь доказать, что его «миссия» благословлена самим Святейшим Патриархом, что является абсолютной ложью!
(…) В Майкопе Кришталя наградили архиерейской грамотой… В Ростовской епархии его встречают как «миротворца», который «под прикрытием вертолетов Ми-8 осуществлял многотрудный крестный ход в зоне грузино-абхазского конфликта»… Он имеет интересное обыкновение появляться на людях при массовых мероприятиях и тереться вблизи известных персон, чтобы его близость к ним фиксировалась СМИ – это он потом выдает за реальные знакомства, «благословения» – простенький такой пиарчик.
Человек играет «в православие», так же, как играл в казачество. Не потому ли плачет миром икона святого Императора…».
Тяжкие обвинения, тем более, из уст православного священнослужителя!
Но посмотрите, читатель: батюшка не отрицает чудотворений Царственной иконы. Подтверждает, сам того не ведая, что казачья община в Надыме все-таки существует (например, в моем родном Нижнем казачьего ансамбля, «у которых костюмы с шашками и нагайкам», не имеется, не с кем спевать казачьи песни!). Еще проглядывает зависть: «интересное обыкновение появляться на людях при массовых мероприятиях и тереться вблизи известных персон, чтобы его близость к ним фиксировалась СМИ». Лучше бы, конечно, батюшка был на этих фото, «вблизи известных персон»…
Что тут сказать… Мы не католики. Это в католичестве к каждому ихнему попу нужно обращаться: «Святой отец!». Где «святой», почему «святой»? Что – изначально и Свыше он, ежели рукоположен, непререкаем? У нас, православных, этого нет. Это – во-первых. А во-вторых, как же можно и по-Божески ли бездоказательно такие вещи изрекать: «Ахтунг!», «на чьи средства он это воровски осуществил?», «провокация или афера», «пиарчик», «к совести взывать, похоже, совсем бесполезно»…
Истории этой уже 20 лет. Описывать буду, если коротко, опять же не своими словами, чтобы и меня в каких-то «грехах» не обвинили, но по свидетельству Михаила Рудый, надымского казака. Он ответил на сайте о. Андрея Кураева:
«Уважаемые господа, хулители нашего атамана Кришталя!
(…) лгать и клеветать на человека, который столько сделал и делает для возрождения казачества и Православия – это преступление. Не только перед собственной совестью, но и перед другими православными верующими, которых вы вводите в заблуждение (…).
Я казак Надымского казачьего округа (НКО) с самого начала его основания С.Н.Кришталём.
Помню, как в начале 90-х годов мы несколько месяцев не могли найти в Надыме две подписи, недостающих до требуемых 10 человек инициативной группы для принятия решения о строительстве в Надыме Храма. Кто боялся браться за эту работу, а кто говорил: зачем это надо, мы же все здесь временные.
Помню, сколько пришлось претерпеть Сергею Николаевичу трудностей и унижений, пока храм был по его инициативе и под его руководством построен. Помню, как он создавал православную общину, как во временном помещении (на 6-ом этаже горбольницы) регулярно проводил службы. А когда новенький храм был построен, правящий архиерей унизительно, без объяснения причин, просто выгнал Сергея Николаевича за ненадобностью.
Присланный священник отказался освящать наши казачьи круги, повёл раскольничью деятельность в казачестве. Создали параллельное реестровое (наёмное) казачество, которое в последствии рассыпалось и теперь просится к нам обратно в НКО. С этого священника потом сняли сан, но присланные на его место продолжают в том же духе, (…). Мы смиряемся, терпим и стыдимся за их деяния в отношении нас (…).
Жизнь показала, что предыдущие злобные статьи, организованные надымскими священниками, что, якобы, «Кришталь ложит деньги от пожертвований в карман», оказались такими же клеветническими (…). Кришталь как жил нищим, так нищим и остаётся по сей день. Родительская хата-мазанка совсем развалилась, а в надымской квартире обои висят с потолка, потому что 20 лет не было ремонта. Старая казачья форма вся перелатана. Зато на организуемый им ежегодный пасхальный казачий круг в ДК «Прометей» каждый раз собирается полный зал надымчан. Так за что же такая ненависть при таких хороших бескорыстных делах?»
Любо, Михаил! Сейчас еще раз твое выступление на сайте перечитал – любо! А батюшка на тебя наступал и наступал (кому интересно, почитайте – http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=145814.0)! А ты логично и достойно заключил: «Я высказал своё мнение в защиту нашего атамана в ответ на вашу оскорбительную статью, при котором остаюсь и до сих пор. На меня вы тоже напали с оскорблениями. Дальнейшую дискуссию с Вами в интернете, тем более в таком тоне, считаю для себя неприемлемой»…
И еще один «смертный грех» на атамана навесили!
Как пишет в письме надымскому казачеству один архиерей, атаман Кришталь является… «адептом раскольнической «Истинно Православной Церкви Московской Митрополии»«! Ай-яй! Это Сергей-то Кришталь?! Ясно, откуда ветер дует!
Я разбирался в этой ситуации. Разобрался.
Вся-то вина атамана Кришталя в том, что как-то он пообщался с некой Романовой Мариной Павловной, Великой княгиней и Престолоблюстительницей, как она себя величает. Задача, как понял, у нее такая: «отбить» миллиарды, в долларах, что осели на царских счетах на Западе. Задача – неподъемная!
Но дело в нашем случае даже не в Марине Павловне. Не в том, Романова она или нет. А в том, что Сергей Кришталь с ней переговорил как с царской особой (икона же – ЦАРСТВЕННАЯ!) и по доброте душевной и даже наивности (вновь не обижайся, Сергей Николаевич!) ей в какой-то момент поверил. Тем более, что обещала «государыня» всяческое казачьему движению содействие.
Но и в страшном сне Сергею не снилось, что привержена «Великая княгиня» раскольничьей «Истинно Православной Церкви Московской Митрополии»! Я, честно говоря, по сей день не знаю, что это за Церковь?! И знать не хочу! И Сергей не знал. А как узнал, к даме охладел, прервал с ней «каноническое общение»….
Вывод делаем следующий: в Надыме с Надымскими Чудотворными иконами Сергею Кришталю лучше пока не появляться. Опасно! Он и не появляется, за иконы в сложившейся ситуации переживая. Хотя лично в Надыме бывает регулярно, свой казачий стан не оставляя…
* * *
И ПОСЛЕДНЕЕ.
Я очень беспокоюсь за Сергея Николаевича Кришталя. Прежде всего – за его здоровье!
Тут вообще он пропал со связи, не мог до него дозвониться. А потом он сам позвонил:
– Брат Сергий, представляешь? Я – в больнице…
Где?! Что?! Оказывается, в Подмосковье случился у него удар. Сердечно-сосудистое. Ну, правильно – какое еще сердце ТАКОЕ выдержит! Да и возраст… Три недели провалялся в московском госпитале, благо, что столичные друзья с госпитализацией помогли.
Потом еще был от него звонок:
– Представляешь? Стою на трассе, а машина – перевернута!
Сами знаете, какие у нас дороги… Скользко было, гололед. Машину и повело. Легла она на крышу, то есть прямо на короб с Царственной иконой. Икона и Сергей – целы. Машина, что удивительно, тоже без царапины.
С другой стороны… Чего же здесь удивляться?!
Фамилия у него такая!
По одной версии, Кришталь – значит, «крещеный». По второй – восходит фамилия к имени святого Христофора, почитаемого в Православии (от греч. Χριστοφορος – «носящий Христа», «несущий Христа», «Христоносец»). Считается, между прочим, покровителем путешественников.
* * *
Патриарху Московскому и всея Руси
КИРИЛЛУ
Ваше Святейшество!
С учетом вышесказанного прошу Вас – возьмите Надымского казачьего атамана Сергея Николаевича Кришталя и Царственную икону, которую он неизменно на протяжении многих лет сопровождает, под Вашу личную, Высочайшую опеку. Иначе… Святейший, ведь ясно, как день, что портят кровь казаку!
Защитить Вы можете. В свое время Вы и меня защитили!
Вспомните: в октябре 2012 г. я с соратниками проводил Всероссийский Крестный ход «Память благодарных потомков» в честь Народной победы 1612 г. Прозвучал тот Крестный ход! Был он, к сожалению, единственным на всю Россию. В Подмосковье нас перестали пускать в храмы – было специальное распоряжение местного архиерея. Нас оболгали, дескать, не те люди в Крестный ход идут, архиерей – поверил. Несколько ночей на подступах к Москве православные ночевали где придется, правда, не голодали (у нас с собой было). Потом Вы того архиерея отчитали (точно знаю!): «Кто этот Крестный ход благословил?! Да я благословил!». И мне стало легче. Однако не было у меня от Вас бумаги! Если бы была бумага…
Выдайте, пожалуйста, казачьему атаману Сергею Кришталю соответствующий документ – Охранную грамоту. И ситуация переменится. Во всяком случае, Надымские Чудотворные иконы в Надыме обязательно побывают!
С любовью и поклоном –
Сергей Скатов, полковник казачьих войск, координатор Движения «Народный Собор»
г. Н.Новгород