На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед.
– Вы очень много путешествуете. Какое из посещенных мест больше всего Вам запомнилось?
– Да, к сожалению, мне приходится, как вы говорите, много путешествовать. Все места хорошие, красивые и впечатляющие. Я вижу личности, встречаюсь с людьми… И везде я нахожу благодатных людей.
– Какое Ваше отношение к женщине, ее роли в жизни вообще и в церковной жизни, в частности?
– Главная роль женщины – это материнство. Второе – должна мироносицей быть – помогать, насколько возможно, на приходах, в церковной жизни.
– Как Вы относитесь к интернету, к чатам?
– Ножом можно и хлеб резать, и людей. Если интернетом пользуемся ради благих целей, он хорош, но если нет – очень плох. Я, например, смог разрешить свой старый наболевший вопрос: «как будет проповедано Евангелие во всем мире?» – через интернет.
– Как Вы пришли в монашество?
– Это меня благодать Божия нашла и привела в монашество. На моей родине не было поблизости монастырей, и я монахов никогда не видел. Только рядом с Фамагустой был паломнический центр, куда приезжали поклониться святому Варнаве. И еще был рядом монастырь заброшенный…
Во время учебы в университете в Афинах я уже собирался стать женатым священником. Но когда первый раз приехал на Святую Гору, впервые увидел образ другой жизни. Вначале он не показался мне таким привлекательным, лишь потом он стал для меня целью.
Я монашествую с 1981 года. 30 лет монашества, включая 22 года игуменства. К сожалению, я слишком молодым был, когда стал игуменом. Вот я вам и исповедался…
– Что Вы можете сказать о прослушивании молитвенных правил, записанных на электронных носителях?
– То есть чтобы слушать во время езды на автомобиле? Это не плохо. Можно слушать, и ум должен следовать за словами молитв. Будет польза, но вы должны и сами научиться молиться. Когда сам молишься, тогда молитва плодотворней.
– Как правильно настроить себя на молитву, чтобы совместить ее с послушанием?
– Будьте внимательны и осторожны в своей духовной жизни. И можно совместить.
– Как избавиться от страстей?
– Добрым подвигом веры подвизайтесь и слушайтесь духовника. Держитесь подальше от причин греха. Одного старца спросили, как спастись. «Убегай, – говорит, – и спасайся». Он имел в виду убегать от причин греха.
– Что Вам понравилось и что не понравилось в нашей семинарии?
– Все, что делается с хорошим расположением, мне нравится. Нет человека, который не совершал бы ошибок. Бог не так смотрит на результат, как на расположение человека. И когда человек подвизается с хорошим расположением, Бог принимает, даже если чисто логически это ошибка.
– Насколько Вам понравилось наше пение? Какое пение более древнее: византийское или же наше, радостное, можно сказать, услаждающее слух?
– У нас на Афоне традиционное византийское пение. Но нельзя не уважать и традиции Поместных Церквей. Мне понравилось ваше пение. Хорошо пели. И мне помогли в службе. Но не так важно, насколько вы хорошо поете с академической точки зрения, а каково ваше сердечное расположение.
– Можно ли молиться о животных, и каким святым?
– Зависит от вашего отношения. Знаю одного человека, который спит с собакой, ест с собакой, идет гулять с собакой… Когда эта собака сдохла, он всех своих сотрудников угостил в память о собаке. Таким людям ни про каких святых не говорю. Это – нездоровое отношение. Собаки для того, чтобы дом охранять, а не для того, чтобы спать и есть с ними. Жена того человека хотела даже с ним развестись из-за этого. Сентиментальное отношение к животным – страшная болезнь. А вообще покровителем животных считается святой Модест Иерусалимский.
Однажды в Салониках была презентация коллекционного издания Евангелия. В первом ряду сидела женщина. Пока ждали начала мероприятия, чтобы не сидеть и не молчать, мы с ней познакомились. Оказалось, что она проректор университета, у нее две дочери. Обеих отправили учиться в Афины, и чтобы как-то восполнить образовавшуюся пустоту, завели собаку. «Жаль, – говорю ей. – Какой же вы проректор, если свои материнские чувства перенесли на собаку?»
– Как найти духовника, и можно ли матушке исповедоваться у своего супруга-священника?
– Сердце извещается, кто нам в духовники подходит. А мужу лучше не исповедоваться. Другого духовника найдите. Хорошо, если у мужа и жены один духовник. Но не как у нас в Греции бывает: муж и жена вместе подходят на Исповедь и один слушает Исповедь другого. Это неправильно!
Одна супружеская пара, несмотря на мой протест, решила исповедоваться одновременно. У мужа была секретарша на работе. И, исповедуясь, он говорит: «Иногда, отче, у меня глаз убегает и смотрю на секретаршу». Кто его за язык тянул такое сказать? И каждый день жена стала ходить к нему в офис. В конце концов ни в чем не повинную секретаршу уволили. От совместной Исповеди началась такая катавасия.
– Каково значение Иисусовой молитвы для мирянина?
– Иисусова молитва имеет большое значение для всех нас. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 16 – 17), – апостол Павел говорил это всем. Воистину блажен человек, который любит Иисусову молитву. В ней великое утешение и великая радость. Ведь радость – первый плод Иисусовой молитвы.
– Скажите, пожалуйста, нужно ли заставлять детей стоять в храме всю службу?
– Если дети маленькие, не мучайте их – не приводите к началу службы. Нужно рассуждение. Когда мать трехлетнего ребенка на трехчасовую службу приводит, для него это мучение. Дети больше часа не могут стоять. С семи лет немного больше могут. Но силой никогда не заставляйте. Всегда действуйте убеждением, а не понуждением. Мальчиков приучайте прислуживать в алтаре. Там ребенок занят делом, и время для него течет быстрее.
– Что делать, если во время написания иконы мучают разные мысли?
– Помыслы иконописи не мешают. Помысел, если не становится делом, не имеет значения. Например, в постный день, в среду, нам захотелось шашлыка. Идем в шашлычную. Говорим: «Дайте одну порцию шашлыка». Нам отвечают: «Только что последнюю продал». Грех делом не был совершен.
– Литургию хотят перевести на белорусский язык, на русский. Правильно ли это?
– Это как решит правящая Церковь. По-моему, у вас с этим все в порядке: в той или иной мере вы понимаете язык службы. Нет у вас такой проблемы.
– Как детей, которые отходят от Церкви, вернуть в храм?
– Увещеванием и молитвой. Не понуждением, а любовью. Примером своей жизни.
– В каком из российских монастырей лучше всего поют, с духовной точки зрения?
– Много где хорошо поют. И на Валааме хорошо поют. И в вашей семинарии.
– Отец Ефрем, как Вы относитесь к сокращению богослужения?
– Иногда священники сокращают службы, говоря, что народ устал. Но первые, кому надоела служба, – это они сами. Лучше прихожанину прийти с опозданием, чем священнику сокращать службу. Этим он унижает аскетический образ Церкви. Стояние на ногах во время службы, поклоны – все это аскетическое выражение служения Богу.
– Если после духовного училища не получается получить оплачиваемую работу по специальности, нужно ли получать другое образование или надеяться на волю Божию?
– Неплохо получить и другое, светское образование и работать параллельно в другом месте. К сожалению, у певчих не такие зарплаты, чтобы жить на них. Но не бойтесь: у нас в Греции с этим еще хуже.
– С какого возраста дети должны соблюдать посты, постные дни? Какие послабления можно давать детям?
– С семи лет могут уже поститься. Послабление зависит от ребенка. Вначале может не есть мяса. Потом понемножку воздерживаться и от сыра. Зависит от характера. Главное, чтобы расположение у родителей было правильное, чтобы они по духовным причинам хотели так воспитывать детей.
– Что делать, когда нет сил молиться?
– Будем спать (смех в зале). Бог хочет от нас только того, что в наших силах.
– С какого возраста девушке можно уходить в монастырь?
– Совершеннолетней должна быть. В одном монастыре, в России, кстати, пятилетнюю девочку взяли послушницей. Конечно, потом возникли проблемы, и она оттуда ушла. Это духовная утопия.
– Каким должно быть служение пастыря в современных условиях, когда, кроме совершения богослужений, ему приходится заниматься хозяйственными и административными вопросами, миссионерством, благотворительностью и социальной деятельностью? Что в этом служении надо ставить на первое место?
– Первостепенное значение священник должен придавать своим духовным обязанностям. Хозяйственные и экономические дела при должном контроле можно возложить на духовных чад.
– Как сосредоточиться, когда во время совершения Божественной литургии рассеиваешься умом?
– Здесь все очень просто: уходит ум – сразу возвращаем. Мы должны внимать словам, которые читаем. Современный нам святой старец Порфирий Кавсокаливит говорил: «Вы должны внимать каждому слову Божественной литургии, даже к союзам «и».
Не удивляйтесь, что рассеивается ум. Ум – бродяга, не стоит на одном месте. Как только уходит – назад его! И так каждый раз.
Я знал одного священника, который даже во время освящения Даров не мог собрать ум. Он много раз повторял Евхаристическую молитву, потому что говорил, что недостаточно сосредоточился. Но даже если ум рассеивается, Литургия совершается.
– Какой грех является смертным?
– Убийство: когда сознательно отбираем жизнь у другого. Особенно аборт, когда убийцей является сама мать. Прелюбодеяние – супружеская измена. Блуд – половые отношения до брака. И само удовлетворение. А осуждение, пустословие, злопамятность и так далее – эти грехи полегче будут.
– Как часто можно разрешать мирянам причащаться Святых Христовых Таин? Некоторые прихожане хотят подходить к Чаше каждое воскресенье.
– Священник не для того, чтобы разрешать мирянам причащаться. Священник для того, чтобы говорить, когда нельзя причащаться. Кто-нибудь совершает смертный грех, и мы говорим, например: «До Рождества не будешь причащаться». Но мирянин, у которого нет смертных грехов, если нет других препятствий, а есть чувство духовного голода, – пусть причащается. Хочет он причащаться часто, и совесть ему говорит, что надо, – пусть причащается.
И еще. Неправильно, когда требуют три дня поста до Причастия и три – после. Ведь если говорить про супружеский пост, то священник, который служит 2 – 3 раза в неделю, вообще должен разводиться…
– Одна женщина, осознав, что совершила грех аборта, просит дать ей епитимью. Что ей сказать?
– Мы не можем епитимью налагать на всех одинаково. Один священник в Афинах, когда исповедовал, заглядывал в сборник канонов: ему говорили грех, а он отвечал: «Подожди, чадо, – и доставал книгу. – Что там написано? Тебе три года без Причастия».
Но человек – не робот, человек – личность, более того – уникальная личность. У всех различное духовное устроение. За тот же самый грех одному одну епитимью дам, а другому – совсем иную. Сборник канонов дает общие указания об епитимье. Священные каноны разрешают священнику поступать по своему рассуждению. Вообще, старайтесь не быть очень строгими, потому что епитимья не является обязательным условием прощения греха. Прощается грех в таинстве Исповеди, а епитимья – это воспитательное средство. Но если человек совершил смертный грех, не прощайте ему легко. То есть нельзя говорить, что это, мол, ничего страшного и сразу допускать к Причастию. Наоборот, посмотрите, какие у него силы и соответственно им наложите епитимью.
Однажды к нам приехал один человек из Румынии. Он совершил смертный грех. Духовник сказал ему 8 лет не причащаться. Этот человек давно уже раскаялся и жил правильной жизнью. Прошел год, два: «Батюшка, допустите к Чаше! – Нет, – говорит духовник – еще 6 лет не будешь причащаться». Это неправильно. Нельзя так поступать.
– В паспорте гражданина Республики Беларусь кроме номера паспорта есть личный номер. Из-за этого в некоторых монастырях не допускают православных белорусов к Причащению.
– Это большая ошибка. Нам, конечно, небезразлично, что происходит с паспортами. Но даже если у человека паспорт с чипом, это не значит, что он отвергает Христа. Апокалипсис ясно обо всем говорит: печать на руке и на челе (ср. Откр. 13,16, 14,9, 20,4).
Братья! Больше доверяйте Церкви. Святой Синод Белорусской Православной Церкви не мог ошибиться в такой серьезной теме. К сожалению, некоторые люди ставят себя выше Синодов и решений Поместных Церквей. Иногда брань справа хуже, чем брань слева. Брань под видом благоговения труднее распознать, чем брань от нерадения. Одной женщине в Афинах священник не позволил ни медицинскую анкету взять, ни налоговые какие-то бумаги… А она заболела и не может теперь лечиться из-за того, что нет бумаг.
Мы с современными паспортами приехали в вашу страну, но никогда не думали отрекаться от Христа! Добро не добро, если не добром совершается. Не зря святые отцы так высоко ставили дар рассуждения. У дьявола две крайности, и сверхревностное поведение – тоже грех. Дьявол или делает человека полностью безразличным, или убеждает его быть судьей всем и вся.
– Как православным христианам относиться к тому, что от них в обязательном порядке требуется сдать отпечатки пальцев?
– Если мы где-нибудь оставим свои отпечатки пальцев, это не является отречением от Христа.
– В чем может заключаться сотрудничество Православной Церкви и государства?
– Сотрудничество будет плодотворным, если государство не затрагивает духовную жизнь и устроение Церкви.
Политики часто используют Церковь в своих интересах. За это им придется отвечать. С другой стороны, нельзя допускать противостояния государства и Церкви. Архипастыри должны уметь строить отношения со светской властью. Но только до той черты, пока государство не вмешивается в жизнь Церкви, потому что тогда Церковь секуляризуется, становится обмирщенной. Не забывайте также, что и президент, и премьеры, и другие министры – они все-таки пасомые, а не пастыри.
– Что делать священнику, если пастырские обязанности занимают все его время, а семья оказывается в небрежении?
– У народа нет рассуждения. Они вас постоянно требуют то туда, то сюда. Надо ставить черту: до какого-то часа принимайте, а остальное время посвящайте семье. Священник не должен своим «хорошим» пастырством разрушать собственную семью. Будьте особенно внимательны в этом…
– Вы помните день своей хиротонии?
– Как можно забыть день своей личной Пятидесятницы?
– Творения каких святых отцов предпочитают Афонские монахи для стяжания Иисусовой молитвы, и как нам, священнослужителям, осваивать это умное делание?
– Читайте «Лествицу», «Добротолюбие». Очень полезная книга об Иисусовой молитве – «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Есть еще книга греческого митрополита Иерофея (Влахоса) – «Одна ночь в пустыне святой горы».
– Как добиться, чтобы люди проходили в храм прилично одетые? Как при этом избежать возмущения и обид?
– И тут нужно рассуждение. Однажды вошла в храм неблагопристойно одетая женщина. Священник прямо из Царских врат, перед всеми, ее обличил. И вот 15 лет эта женщина ни разу не заходила в храм.
Женщины действительно должны одеваться в храм подобающим образом. Но об этом лучше сказать в беседе наедине. По-отечески попросить, не обличать. Выгнать из Церкви кого-нибудь очень легко, а вот внутрь завести – трудно.
Один подросток прислуживал в алтаре. Он был очень живого характера и шалун. Однажды священник дал ему две пощечины. И мальчик больше ни разу не был в храме! И только когда ему исполнилось 28 лет, после поездки на Святую Гору, после многих бесед и просьб, он снова начал ходить в храм. Больше, чем через 15 лет…
И рассуждение нужно, и молитва.
Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр