Православные священнослужители о предложении ввести наказание за тунеядство …Индивидуальный предприниматель из Саратовской области Евгений Ермаков предложил принять в регионе закон о наказании за тунеядство, сообщает Regions.ru. Свою инициативу он мотивировал так: «У меня есть ферма, и мне нужны рабочие руки. Однако что я вижу? Местные жители просто не хотят трудоустраиваться. Им проще ничего не делать и получать ежемесячно пособия от службы занятости. Предлагаю вернуть Самарской области закон о тунеядстве, и тем самым обязать взрослых, здоровых людей работать. Еще считаю, что нужно закрыть все биржи труда, чтобы лентяи сами задумывались о том, как прожить, а не надеялись на государство».
По данным областного минтруда, в регионе зарегистрировано более 15,5 тысяч безработных. При этом в службе занятости имеется более 43,5 тысяч вакансий. Наибольший дефицит рабочих рук испытывает строительство, торговля, обрабатывающие производства, медицина, соцобслуживание.
Предпринимателя поддержал и депутат Самарской губернской думы, заместитель председателя комитета по законодательству, законности и правопорядку Сергей Ракитин: «Я нахожу дельным это предложение. Может быть, наказание не должно быть таким жестким, но менять в этой сфере что-то нужно, это точно. Ситуация складывается очень серьезно. Особенно на селе».
Ранее, напоминает издание, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко сказала: «В СССР действовал закон о тунеядстве, согласно которому отлынивавшие от работы подлежали уголовной ответственности. Думаю, неплохо было бы к нему вернуться. Многие же просто не хотят работать: им легче жить на пособие, перебиваться попрошайничеством, переезжать из города в город якобы в поисках лучшей жизни. Закон же, как мне кажется, мог бы быть неким сдерживающим фактором. Хотя бы часть людей осознали, что за уклонение от труда их ждет не пособие по безработице, а суровое наказание».
Прокомментировать эту идею издание попросило известных православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Добросельский, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Заокское Рязанской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, считает, что христианская нравственность и Закон Божий «не предусматривают наказания за добровольную безработицу, кроме того ограничения, которое естественно возникает в случае безделия, по слову Священного Писания: “если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2Фес. 3:10)». «Другими словами, не желаешь трудиться – не трудись, но тогда и не будь тунеядцем, безвозмездно потребляющим чужие труды, но питайся, чем Бог пошлет, – подножным кормом да подаянием», – резюмировал он.
Пособие по безработице во всех странах, которые еще не утеряли христианский подход к этой проблеме, выплачивается до тех пор, покуда не станет ясно, что человек просто не желает искать работу и трудиться, но становится нахлебником у государства, отметил священник. «Но уголовное наказание для таковых несправедливо: неработающий его не заслуживает, так как нет в том преступления, и он волен жить в добровольной скудости. Тунеядца же достаточно ограничить в потреблении, – не кормить от чужих трудов. Несправедливо тунеядца кормить и уголовно преследовать, одной рукой толкая на преступление, а другой наказуя. Несправедливо также не кормить и преследовать, потому что это уже не тунеядец. Отсюда, уголовное наказание за тунеядство невозможно», – полагает отец Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, уверен в том, что государству надо принимать какие-то меры по народосбережению, в том числе по предоставлению рабочих мест, по стимулированию заинтересованности в труде, по профессиональному обучению. «Но репрессивные методы, аналогичные советским, сейчас уже не годятся. Человек должен обладать определенной свободой. Если он не хочет работать, что ж его заставлять под статьей?» – задается вопросом пастырь. «Вообще советская власть и демократические реформы последних десятилетий отучили русского человека работать. Он физически, психофизически и нравственно сильно изменился из-за войн, революций, экономических и политических перемен. Не сам он в этом виноват. Не кнутом, а пряником надо возродить желание трудиться. Этим должно заниматься государство – и не с помощью принятия репрессивных статей», – заключил священник.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), полагает, что проблема здесь в том, что по известному советскому закону предполагался труд лишь в той форме и в том виде, в каком это было санкционировано государством. «Вот Бродский в свое время пять лет в ссылке провел по этому закону как паразит. А ныне человек, живущий на нерегулярные гонорары от своих поэтических трудов или на доход от разовой удаленной работы, – он кто? Как определить: он фрилансер, просто крайний аскет, довольствующийся малым – или бездельник и тунеядец?» – заметил пастырь.
Кроме того, добавил отец Агафангел, закон о тунеядстве часто использовался в СССР для давления на верующих и диссидентов: «Монахи в монастырях, например, не имеют записи в трудовых книжках и по этому закону легко могут быть признаны нарушителями и осуждены, хотя как правило они много трудятся».
«Я против того, чтобы возвращаться к прежним стереотипам. Следует не сажать безработных, а так организовать жизнь в государстве, чтобы людям хотелось пойти работать, чтобы работать было выгодно. А то глядя на нетрудовые личные сверхприбыли олигархов от продажи государственной нефти и газа за 7-8 тыс. работать не очень-то хочется. Да, какой-то процент тех, кому уже все равно, будет всегда. Но и это люди, и за них Христос распялся. С ними тоже нужно как-то заниматься, а не бросать их на улице помирать», – заключил он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, тоже считает, что возвращать такой закон не стоит. «Принуждения к работе не должно быть. Здесь все зависит от воспитанного в человеке с детства отношения к труду как к ценности. Я как-то беседовал со специалистом социологом, он объяснял: во всем мире понятие “труд” заменяется понятием “зарабатывание денег”. То есть нет тяги заниматься чем-то конкретным, все сводится к вопросу, сколько ты получаешь. Поэтому наши современники хотели бы работать поменьше, а получать побольше. Они получают удовольствие от денег, а не от результатов труда. Но есть еще удовольствие от хорошо выполненного дела. Это может быть творческая работа, или работа бухгалтера: дебет с кредитом сошелся и уже радость, директор жмет руку, все тебя уважают. Это большое дело – научиться получать удовольствие от хорошо сделанного дела и собственного труда. Вот когда научим детей, дадим им почувствовать, как должно быть, тогда и желание к работе будет», – убежден пастырь.
«Многие наши мужчины пьют, потому что им необходима самореализация, а ее нет, – считает он. – Мужчина не реализует себя как человек труда. И вроде семья хорошая, но каждый вечер глава этой семьи пьет пиво-водочку, потому что нет удовлетворения от того, кто ты на самом деле. Именно это осознание должно работать и двигать человека, чтобы ему не прозябать, не сидеть на печи, а реализовывать себя как личность».
Священник Глеб Грозовский, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина деревни Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области, напротив, поддерживает эту идею. «Идея отличная! – сказал он. – Лентяям будет деваться некуда кроме как искать работу. Главное, чтобы потенциальные тунеядцы не начали искать себе липовых справок, вроде тех, которые делаются не желающим служить в армии. Биржа труда – совсем неплохой вариант. Если безработный хочет работать, нужны вакансии, а они есть. Так что закон может простимулировать тунеядцев работать, чтобы пищу вкушать не втуне. Как это написано в послании у апостола Павла: “Когда мы были у вас, то оставили вам правило: Кто не хочет работать, тот пусть и не ест” (2 Фес.3:10)».
Иерей Георгий Христич, настоятель храма святых Жен-мироносиц на пр. Народного Ополчения, преподаватель Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств, кандидат богословия, напомнил, что для христианских общин принцип обязательного трудоустройства сформулировал еще апостол Павел (а не В.И. Ленин 18столетиями позднее): “Если кто не хочет работать, пусть и не ест” (2 Фессалоникийцам 3:10). Однако это скорее индивидуальный подход, характерный для христианской совести». «Как это работает в качестве закона, наша страна уже проходила: с 1961 г. действовал указ “Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни”. С 1961 года те, кто не работал в течение четырех месяцев в году, подлежали уголовной ответственности. Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей. В УК РСФСР была введена 209-ая статья за “тунеядство”, и одной из ее первых жертв стал, например, поэт Иосиф Бродский, который не состоял в государственном Союзе писателей и, следовательно, не мог считаться поэтом. Эта статья просуществовала в СССР 30 лет вплоть до ее отмены в апреле 1991 года. В демократической стране такой закон представить себе сложно. Скорее разумно задуматься о сокращении размера пособия по безработице и сроков его выплаты, а сэкономленные средства направить на поддержку социально незащищенных групп населения, а не поддерживать здоровых людей, не желающих работать», – считает священник.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, считает, что насильственно кого-либо заставить работать нельзя, и введение наказания за тунеядство «может привести только к тем перекосам в общественной жизни, которые были в советское время, когда налог за тунеядство взимался с ряда монашествующих». «Человек может не работать по разным причинам, – отметил он, – поэтому наказывать за тунеядство неразумно, хотя я не приветствую уклонение от занятости на пользу общества и конкретных людей. Необходимо отменить пособия по безработице или выплачивать их по принципу братского для нас государства – Беларуси. Там лишившемуся работы или попросту безработному выплачивают минимальную сумму в течение первых трех месяцев после того, как человек встал на учет в бирже труда, а если за это время он никуда не устроился работать – снимают с учета с биржи и ничего не выплачивают впредь. И статистика в порядке, и у людей появится стимул зарабатывать, и государство не в накладе. Тогда государство долго не будет держать на своей шее тех, кто сознательно не хочет работать и приносить пользу обществу, ведя паразитический образ жизни, который критиковал еще апостол Павел: ведь лозунг “кто не работает – тот не ест” – не советское изобретение, а цитата из Священного Писания, из 2 Послания к Фессалоникийцам: “Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб” (2 Фес 3:6-12)».