Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла …В центре сегодняшнего праздника — сокровенная беседа Христа со Своими учениками о Себе. Это было в Кесарии Филипповой, в том удаленном уголке, где, может быть, меньше было народа, неотступно следовавшего за Ним, чем в других местах. Это давало Ему возможность для уединенной беседы о самом главном.
«За Кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» — спрашивает Он Своих учеников. Он воистину был Сын Божий, но называет Себя Сыном Человеческим, ибо Он истинно был Человеком, рожденным от Жены. И Он — Сын Человеческий, потому что приобщился всему роду человеческому, каждому человеку. Он не спрашивает, что первосвященники, учители Закона, фарисеи — духовные вожди Израиля — говорят о Нем. Но: «Что говорят обо Мне люди?»
Он обращается к простым людям, которых фарисеи презирали. Ослепленные ненавистью и завистью, книжники и фарисеи были не в состоянии понять личность Иисуса Христа. Они обвиняли Его в нарушении Закона, злословили Его, гнали Его и хотели убить Его. Христос, обращаясь с этим вопросом к Своим ученикам, хочет знать, что простой народ думает о Нем. Простой народ судит, невзирая на общественное положение, на богатство и власть человека. Христос, будучи Богом, знает, что люди думают о Нем. Но Он спрашивает их об этом, чтобы возвестить им истину о Себе.
Ученики отвечают на Его вопрошание, что народ, слушая Его и видя чудеса, которые Он творит, имеют самое высокое мнение о Нем. Одни говорят, будто Он — Иоанн Креститель, другие — что Илия или Иеремия, или один из пророков. Существуют разные мнения. Одни говорят одно, другие — другое. Сколько голов — столько умов. Но истина всегда одна. «А вы за Кого почитаете Меня?» — спрашивает Своих учеников Христос. Им больше было дано, они знают больше, чем другие. Они других должны научить истине, которую сами постигли. Апостол Петр, известный своей смелостью, уста апостолов, отвечает от имени всех учеников, от имени всей Церкви, и мы можем сказать — от имени всех нас. Его ответ краткий, но полный истиной: «Ты Христос, Сын Бога Живаго».
«Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16, 17). Господь говорит о великом счастье, о блаженстве тех, кто исповедует эту веру. Все нелицемерно верующие в Него — подлинно блаженны. И блаженны те, кого Христос называет блаженными. Вся радость, все блаженство жизни здесь на земле и в вечности заключается в подлинном знании Христа. Слава этого знания — от Бога. Ибо не плоть и кровь, не человек открыли это тебе. И апостол Павел — избранный не человеками и не от человек, но от Бога, как он сам говорит, которому воскресший Христос, когда тот гнал Церковь Божию, явился по дороге в Дамаск, — исповедует эту истину.
Этот свет озаряет человека не потому, что он умнее, гениальнее всех, потому что больше всех изучил все богословие и все науки, — этот свет идет от Отца, Сущего на небесах. Спасительная вера — дар Божий, и тот, кто исповедует ее, получил это от Бога. Он блажен, потому что Отец Небесный открыл ему это. Блаженны те, кто так непостижимо высоко облагодатствован Богом.
Христос обращается к Петру, как к Своему апостолу и служителю. Кто горит желанием исповедать Христа, быть Его исповедником — не постыдится. Христос почтит тех, кто чтит Его. Только с этим исповеданием человек может назвать себя христианином. И, тем более, никто не имеет права быть служителем Божиим без этого исповедания.
По случаю этого великого исповедания веры, Христос подписывает и возвещает эту Царскую, эту Божественную хартию, которой утверждается Церковь. Он утверждает бытие Церкви. И этот дар влагается в руку Петра. Новозаветная хартия вручается ему как одному из апостолов, одному из членов Церкви. Но для блага всей Церкви во все века Господь обещает, что Он созиждет Свою Церковь на камне. Это будет Христова Церковь. Она заключает в себе все число призванных от этого мира, отделенных от него и посвященных Христу.
«Созижду Церковь Мою», — говорит Христос. Строитель и устроитель Церкви — Он Сам. И этот дом Божий — Церковь Христова — уже построен. Но одновременно он продолжает строиться. И для нас всегда утешение, что Христос Своей Божественной силой и мудростью строит его. Основание, на котором строится Церковь — этот камень. Как бы ни чудесно исполнял свое дело строитель, архитектор этого здания, — если основание гнилое, дом не устоит. Поэтому надо всегда прежде всего смотреть, в каком состоянии находится основание. Церковь построена на камне — твердом, крепком, прочном основании, которое не разрушит время и которое не осядет под тяжестью здания. Христос не строит Свой дом на песке, потому что Он знает, что будут большие бури. Он строит его на камне. Имя Петр означает «камень».
Христос дал ему имя, каким Он с самого начала позвал его за Собою. И теперь Он подтверждает это имя. Мы знаем, что католики выводят ложный догмат о примате и непогрешимости римского первосвященника, который является якобы единственным духовным наследником первоверховного апостола Петра. Действительно, некоторые святые отцы под этим камнем понимают самого Петра, как апостола. Церковь строится на основании апостолов, как говорит апостол Павел. Первые камни этого строения были положены их служением. И здесь Петр, будучи тем апостолом, рукою которого были положены первые камни, как среди иудеев, так и среди язычников, может именно в этом смысле быть назван камнем, на котором она была построена.
Но не случайно святая Церковь совершает его память вместе с другим первоверховным апостолом — Павлом, который не меньше Петра, но который больше всех потрудился, как он сам говорит в Духе Святом. И блаженный Августин говорит, что дар, который Господь даровал апостолу Петру, на самом деле предназначен в равной мере для всех апостолов, для всей Апостольской Церкви.
Другие святые отцы под этим камнем понимают Самого Христа. Ты Петр, у тебя имя камня, потому что ты — Христов. «И на этом камне, — говорит Христос, показывая на Себя, — Я созижду Церковь Свою». Он называет Своего ученика камнем — Петром — потому что он до конца Христов. И говорит о Себе как о камне. Христос — основатель и основание. Но Он называет Петра камнем в том же самом смысле, в каком апостол Павел говорит об этой тайне: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». И все, кто Христов, призваны устроять из себя живые духовные камни, положенные на основание, которое есть Христос, и никто не может положить другого основания, кроме положенного, как говорит апостол.
Многие святые отцы под этим камнем понимают исповедание Петра о Христе. «На этой великой истине, — говорит Христос, — Я созижду Церковь Мою». Уберите эту истину, и Святая, Соборная и Апостольская Церковь сразу рассыплется. Если Христос — не Сын Божий, христианство — ложь. Уберите веру исповедания этой истины от какой-нибудь из поместных Церквей или уберите какой-нибудь догмат, связанный с этой истиной, — потому что все остальные догматы, все тайны веры связаны с этим исповеданием, с этой тайной веры, — и тогда эта поместная Церковь перестанет быть частью Христовой Церкви. В зависимости от этого исповедания, от того, насколько оно твердо, Церковь стоит или падает. Как говорят святые отцы, это главная петля, на которой вращается дверь спасения.
Христос обещает сохранить и защитить Свою Церковь. «Врата ада не одолеют ее», — говорит Он. Это значит, что у Церкви всегда есть враги, которые борются против нее. И силятся разрушить и опрокинуть ее. И не только уничтожить ее физически, но, самое главное, стараются добиться того, чтобы она утратила исповедание истины, на которой она стоит. Врата адовы — это град ада, который противостоит небесному граду, граду Бога Живаго. Эта вся сила вражия, действующая среди людей. Господь уверяет нас сегодня, что враги Церкви никогда не добьются своего. Пока мир стоит — Христос будет иметь в нем Свою Церковь. Пусть не везде, и пусть не всегда будет она в той же мере чистоты и великолепия, как открывает нам Апокалипсис о судьбе многих церквей на земле, но покаянием и верностью истине Церковь будет всегда свята и непорочна, «не имеющая пятна или порока, или нечто от таковых», потому что она — Христова. Церковь может терпеть поражение на отдельных фронтах, но из главной битвы, которая идет на земле до скончания мира, она выйдет более чем победителем вместе со Христом.
Так будет, потому что Церковь сильна истиной, исповеданием истины. И эта истина принадлежит всем, кто не отвергает ее. Она принадлежит всем народам. «Идите и научите все народы, — говорит Христос, — крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — во имя той тайны, которую исповедует апостол Петр. И эта истина принадлежит каждому человеку. Такая сила у этой истины, что, как бы ни запутался человек, — подобно Павлу, когда он был гонителем Церкви, и как бы низко он ни пал, — подобно Петру, когда он трижды отрекся от Христа, истина восставит его в небесном достоинстве. Когда Петр, — а за ним Павел, — сам научился и научил других не называть ничего скверным или нечистым из того, что Бог очистил и освятил — ни одного человека, — тогда открылось ему слово истины. Стало ясно, что значит эта истина, если человек способен не пожалеть никаких трудов, не испугаться никаких страданий, ни смерти самой, только бы сохранить ее святое исповедание.
Уже двадцать веков звучит этот вопрос Спасителя: «За Кого почитают Меня люди?» Спросите людей нашего времени — что они думают о личности Христа? Некоторые из них — как ветхозаветные книжники и фарисеи, и еще хуже, чем они. Они ненавидят Христа, они злословят Его, они готовы растоптать Его, если бы Он снова явился, как тогда. Они встретили бы Его оплеванием и заушением, и новым распятием. Есть такие люди, и таких становится все больше, кто равнодушен к Нему. Спросите их, что они думают о Христе. И они ответят: «Ничего не думаем». Точно так же они относятся к своей жизни. Живут так, как будто не живут, как будто жизнь им не принадлежит. Но есть и такие, кто высоко ставит Христа. Они с восхищением говорят о Нем, как об одном из величайших и благороднейших умов в человеческой истории. Если бы только они могли последовать дальше и проникнуть глубже, они бы воскликнули вместе апостолом Петром, с апостолом Павлом, вместе со всею Церковью: «Воистину Христос — Сын Бога Живаго, Его учение вопиет об этом, никто никогда не говорил, как Он, и никто никогда не будет так говорить. Он — Бог, Его чудеса вопиют об этом».
Легче сосчитать звезды небесные, говорят святые отцы, чем сосчитать чудеса, которые Он сотворил, которые Он творит сегодня и которые сотворит до скончания мира. Он — Бог, Его Воскресение и история Церкви двадцати веков вопиют об этом. Если даже все перестанут верить — камни возопиют: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России