Православные священнослужители об отношении российского общества к богатым соотечественникам …Большинство россиян негативно относятся к богатым соотечественникам и убеждены, что заработать большие деньги честным путем практически невозможно. Такие результаты показал опрос «Левада-центра», проведенный в апреле.
Ничего не имеют против бизнесменов, легальным путем заработавших свои миллионы, лишь 13% опрошенных. Еще 28% тоже настроены положительно, однако оговариваются – деньги действительно должны быть заработаны честно. 48% высказались против, потому что считают, что законным способом такое состояние получить нельзя. 8% категорически против богатых вообще, даже если те не нарушали законов. При этом 73% респондентов придерживаются точки зрения, что получение миллионных доходов и соблюдение законов – вещи несовместимые. Только 19% допускают, что зарабатывать большие деньги можно и легальным путем.
Неудивительно поэтому, что идея амнистировать бизнесменов, согласно другому опросу, проведенному ВЦИОМ, нашла слабую поддержку в обществе. Мнения по этому поводу разделились почти поровну – 36% высказались против, 33% – поддержали, 31% затруднились ответить. Согласны с этой идеей прежде всего те респонденты, которые считают, что России большое количество несправедливо осужденных – таковых 23% от числа поддержавших амнистию. Главный аргумент тех, кто высказался против, – «вор должен сидеть в тюрьме» (так считают 70% от общего количества противников амнистии). Напомним, с идеей вернуть свободу заключенным-предпринимателям выступил бизнес-омбудсмен Борис Титов, однако президент Владимир Путин назвал проект амнистии сырым.
Как заявила «Коммерсанту» председатель движения «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева, «вокруг предпринимательства складывается негативная атмосфера – информационное поле насыщено тем, что предприниматели – это преступники, делают некачественные сосиски и так далее». По ее мнению, в вопросе амнистии (как и в вопросе смертной казни) власти не должны ориентироваться на мнение общества – «амнистия должна стать волевым решением государства».
«Каковы причины неприязни к богатым в обществе? Справедлива ли она? Следует ли властям в вопросе об амнистии учитывать отношение граждан к предпринимателям?» – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, отметил, что руководствоваться нужно, конечно, законом.
«Должно быть правовое сознание у народа. Но большинство живет не правовым сознанием. Это во-первых. Во-вторых, если вспомнить, как произошла революция 1917-го года, а также и 1905-го, и восстание Стеньки Разина, Пугачева и других, какой был главный психологический мотив? Это же совершенно очевидно – зависть, социальная зависть. А другая сторона вопроса в том, что понять можно и тех, кто по теперешним временам, очевидно, зарабатывают деньги неправедно – потому что для них правды праведности чаще всего просто нет. Но ведь правды нет и у тех, кто так сильно не любит богатых! Вот и получается, что одни живут одной нравственной неправдой, а другие – другой нравственной неправдой», – заключил о. Владислав.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, отметил, что такое отношение к богатым вполне объяснимо.
«И в интернете, и в прессе масса материалов о том, как люди, занимающие определенное положение, нечестно завладевают огромными суммами. Понятно, что такие новости задают определенное отношение к богатству. Кроме того, неправильно, что у нас все платят одинаковый подоходный налог. За двадцать лет капитализма можно было бы прийти к тому, что кто больше получает, должен больший налог платить, как во всех странах. Случается, что человек может честным путем заработать большие деньги – как, например, основатели всяких компьютерных компаний. Но у нас очень богатых людей явно больше, чем тех, кто мог бы такие деньги заработать честно. Многие законы, в сущности, не работают, все время проворачиваются какие-то махинации… Странная обстановка. Мне кажется, что вообще развитие цивилизации должно идти по пути разумного самоограничения. Это касается не только богатых людей, но и государства, которое вкладывает огромные деньги в какие-то грандиозные строительства, в дорогостоящие и бесполезные проекты. Это выглядит нелепо на фоне ужасающей бедности. Ведь это просто неразумно, когда столько нуждающихся, живущих в крайне стесненных условиях. Должно быть справедливое распределение национальных доходов. Должно быть развитие провинции. Обо всем этом власти следовало бы задуматься», – заключил о. Александр.
Игумен Сергий (Рыбко), известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, заявил, что вообще-то не привык заглядывать в чужие карманы.
«Слава Богу, денег у меня нет, и никогда не было, и надеюсь, что никогда не будет, и я не завидую тем, у кого они есть. Особого сочувствия к богатым людям у меня нет: все прекрасно знают, как проводилась приватизация, как создавались первоначальные капиталы – почти всегда нечестными способами. С другой стороны, за решеткой оказалось много действительно талантливых людей: лучше их выпустить, и пусть занимаются делом, приносят пользу обществу. Опрос показал зависть и озлобленность большинства населения. И то, что не решаются социальные проблемы, что такой разрыв между богатыми и бедными, – все это как раз на руку коммунистам с их радикальными революционными способами решения проблем. Они на этой теме и спекулируют. Мы что, хотим повторения 1917-го года?» – вопрошает отец Сергий.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), напомнил анекдот: «Чтобы купить Ладу-Калину, нужно много и упорно работать. А чтобы купить БМВ-Х5, нужно много и упорно думать».
«Евангелие о богатстве говорит однозначно – оно искусительно для человека. Христос не говорит, что богатый не спасется, но что богатому гораздо труднее спастись. Не осуждается сам факт богатства, но может быть осужден способ зарабатывания. Если все честно, без криминала, то и слава Богу! За такого человека следует молиться, чтобы он только не искусился своим богатством. Потому что оно дает иллюзию власти, вседозволенности – для христианина это опасно. Богатством еще надо разумно распорядиться. Вот и пожертвование может по разным причинам совершаться. Одно дело, от искренне кающегося сердца, из желания жить по-христиански. А другое – из желания как-то «отмазаться». А амнистия бизнесменам – это проблема государства. Оно ведь бывает и неправосудным. Речь, скорее, должна идти не о помиловании, а о реабилитации всех неправосудно или ошибочно осужденных, включая и бизнесменов», – заключил о. Агафангел.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, заявил, что разговоры о том, что все капиталы были нажиты нечистым путем, опоздали лет на двадцать.
«В 90-х годах произошло резкое расслоение общества. Сейчас расслоение прекратилось, деление на богатых и бедных сформировано. К сожалению, у нас слабый средний класс, а он должен составлять большую часть населения, тогда будет система стабильной. Если в системе только тяжеловесы и легковесы, а в центре пустота, то такая система стабильно долго существовать не может: внутренние противоречия между бедными и богатыми будут накапливаться и уничтожать ее. Если говорить об амнистии применительно к годам приватизации, то, наверное, эта амнистия необходима: если мы отберем сейчас все у богатых и устроим новый передел собственности, снова кто-то просто наживется на этом: большая часть народа не разбирается и не может разобраться в вопросах финансов. В итоге снова общество поделится на воров и обокраденных. С каждой новой экспроприацией и «черным переделом» наша экономика будет опускаться все ниже и ниже. Постоянная смена собственников приведет к тому, что само понятие собственности станет бессмысленным: зачем кому-нибудь завод, если его завтра могут отобрать, а владельца отправить на Колыму? Мне кажется, правильно было бы сказать: «Товарищи богатые, давайте так – сегодня «час икс». Мы закрываем глаза на то, как вы приобрели первоначальные капиталы, но с сегодняшнего дня вы не имеете права нарушать закон в экономической области, вы должны платить налоги вовремя и точно, вы не имеете права вывозить дивиденды в оффшорные зоны. То, что работает в стране, должно работать на страну, налоги с прибыли должны оставаться в России. Тогда вы нам нужны, и общество будет относиться к вам спокойно, с уважением». Расслоения это не уменьшит, но климат в обществе может выправить. С точки рения морали богатые не должны с презрением смотреть на бедных, а бедные не должны им завидовать. Эти две страсти человеческих – гордыня богатых и зависть бедных – должны быть устранены самим человеком. Надо понять, что это греховная страсть, которая превращает человека в жалкое животное. Перед судом Божьим отвечать все будут одинаково, никому не будет спуску, а и ненависть, и высокомерие приведут к беде. Так что отношение бедных к богатым и наоборот – это не область финансов, а область человеческой души», – заключил о. Георгий.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, заявил, что эта тема по самой своей природе, – по связи с социальной средой, с гражданской, с историей нашей страны, с положением народа сегодня, – многогранна, сложна и не допускает однозначных ответов.
«Зависть – это очень сильная греховная эмоция, которая эксплуатируется дьяволом, противостоящим человеческому роду. Это слабый участок на линии фронта в нашей вечной борьбе со злыми силами. И если мы это будем все время иметь в виду, то по-другому посмотрим на эти проблемы. Недавняя история России – история революции, классово-имущественных конфликтов, идейных течений, социальных событий – наложила свой отпечаток на народную психологию. На этом участке был прорван. Теперь это наш «привычный вывих». Образ богатого человека в сознании большинства людей – это изначально образ отрицательный. И эта изначальная вражда к богатству, приобретательству, деньгам, становится питательной средой для неблагонадежных СМИ, которые ищут дешевого интереса и сенсации, чтобы возбудить эмоции людей и привлечь к себе внимание. Это как порнография – базируется на греховном качестве и нашей слабости. Что касается амнистии – это вообще непростое тема. Да, вор должен сидеть в тюрьме, правосудие должно торжествовать, и это важный принцип, которого нам в России не хватает – торжество права и установление юридического мышления. В то же время амнистия – давняя практика человеческого правосознания. Разумеется, следует учитывать мнение общества при амнистии. Президент должен много раз отмерить, прежде чем отрезать, и эта мера должна базироваться на всех вышеперечисленных соображениях. Амнистия – это отмена приговора. Так вот, это решение очень ответственно и, безусловно, принимается с учетом всех важных, в том числе социальных и историко-духовных факторов», – заключил о Макарий.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, сказал, что «неприязнь народа к богатым вызвана в первую очередь поведением самих богачей».
«Лично я не считаю, что все миллионеры заработали свои деньги преступным путем. С другой стороны, когда мы постоянно слышим, что тот или иной российский предприниматель купил самый дорогой особняк в Лондоне, самую длинную яхту или дорогой отель в Турции, – народ это раздражает. Кроме того, не скрою, меня очень удивило, что в недавно опубликованном по мнению Forbes рейтинге самых богатых людей России в первой тройке не было ни одной русской фамилии. Наши миллионеры не научились пользоваться своим положением так, как это делают на Западе. Вспомните, когда в Москву приезжал основатель Google – он был в потертых джинсах и без кучи охранников. Отношение к богатым может коренным образом измениться, если они начнут осознавать, что их успех – это результат не только их кропотливого труда, но и благословение Божие, которое нужно употребить на помощь ближним», – заключил отец Антоний.