Православные священнослужители прокомментировали данные опроса, согласно которым 74% россиян считают необходимым религиозное воспитание детей …
Как сообщалось, согласно опросу «Левада-центра», в необходимости религиозного воспитания детей уверено подавляющее большинство опрошенных (74%), более половины (53%) настаивают даже, что оно должно быть обязательным для всех. Против религиозного воспитания выступили 20%. 63% опрошенных одобряют преподавание в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики», противоположной точки зрения придерживаются 29%.
Из тех, кто не против введения курса, 41% выбрали бы для своего ребенка «Основы православной культуры», 18% – «Основы мировых религиозных культур», 17% – “Основы светской этики”, 5% – “Основы исламской культуры”, 1% – “Основы буддийской культуры”, и менее 1% – “Основы иудейской культуры” (напомним, что по данным школ большинство выбрало светскую этику, и представители Церкви не раз заявляли, что часто такой выбор объяснялся давлением школьной администрации).
Regions.ru попросили православных священнослужителей прокомментировать данные этого опроса.
Протоиерей Александр Добросельский, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Заокское Рязанской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, отметил, что вопреки, возможно, самому неблагоприятному для христианской веры в истории человечества стечению обстоятельств – официальному атеизму и борьбой с Церковью в стране, – в 1927-1930 гг. среди призывников в армию 70% были верующими, а в 1937-40 гг. вожди советского атеизма считали, что число верующих составляет от 45 до 50% всего населения. По мнению Е.М.Ярославского, к 1941 году верующих в стране было 50%. Эти данные приводит Д.В.Поспеловский в книге «Русская Православная Церковь в XX веке».
«Конечно, такое количество верующих было обусловлено в том числе и преподаванием в дореволюционное время Закона Божия. Это что касается одной из двух основных подразумеваемых в то время задач этого школьного предмета – воцерковления. Можно с очевидной определенностью предполагать, что вторая и менее сложная задача не мистического, но нравственного плана – привитие культурных ценностей, решалась еще успешнее. Нравственные критерии православной культуры прививались и атеистам, и самим вождям коммунистического режима, и только духовная дезориентация позволяла им пользоваться высокими нравственными качествами настолько неумело, что обращала их против Бога. Значит, пользу получали и верующие, и неверующие, только неверующих было слишком много для мирного сосуществования с верующими… Если же мы не упустим столь благоприятные возможности, которые открываются нам сейчас, то сможем значительно облегчить верующим – служение Богу, а сомневающимся – их труд по созиданию культурных ценностей. Зачем нам упускать такие возможности? Зачем лишать своих детей счастья?» – вопрошает священник.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что эти данные в первую очередь свидетельствуют, что в большинстве своем люди принимают духовные и религиозные ценности, их волнуют «вечные» вопросы.
«Они ощущают потребность в религиозном воспитании, чтобы она была реализована хотя бы их детьми. Безусловно, система образования могла бы этому способствовать. Другое дело, что состояние этой системы катастрофично. Понятно, что у директоров школ и учителей и без этого масса сложнейших проблем – а тут им надо что-то делать в ответ на очередную инициативу, спущенную сверху. Понятно, что основы светской этики в светской школе кажутся им наиболее естественными и наименее затратными – не надо искать новых преподавателей и делить ставку. Поэтому этот вариант и навязывается родителям. Это лоббируется СМИ. Понятно, что проблема таким образом не решается, а только усложняется», – подчеркнул о. Алексий.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, отметил, что проблема религиозного образования и воспитания молодежи стоит очень остро.
«Понимают это и учителя, и родители. Уровень религиозного воспитания и образования в нашей стране весьма невысок. При этом большинство граждан считают себя верующими и православными. Светская этика преподается с атеистических позиций – как и в курсе, посвященном изучению различных религиозных систем, эти системы сопоставляются исходя из атеистических представлений. Родители об этом и не подозревают. При этом игнорируется, что у нас, да и в Европе, именно христианство является культуро- и государствообразующим элементом. Но адекватную информацию о христианстве можно получить только из курса ОПК. Безусловно, выстраивая систему религиозного просвещения и образования, следует учитывать приведенные данные», – заключил о. Андрей.