Протоиерей Андрей Филлипс видит выход в учреждении митрополии Западной Европы под омофором Русской Православной Церкви …
«18 июля 1870 года последний раз собирался (первый Ватиканский) собор. Как только первый из отцов шагнул вперед, чтобы объявить о своем голосовании (по поводу непогрешимости папы), внезапно раскат грома и молния ударили над базиликой святого Петра. Все утро голосование продолжалось, и голосование каждого участника сопровождалось вспышкой и грохотом на небе» (Литтон Стрэчи о «Кардинале Маннинге» из «Знаменитых викторианцев»).Недавнее отречение папы римского Бенедикта XVI от престола повергло в шок многих, особенно католиков. Изобилуют теории заговоров, тем более, что вечером того же дня, когда папа об этом объявил, сильнейшая гроза разразилась над Римом и, удивительно, – молния ударила в базилику святого Петра. Некоторые из этих теорий утверждают, что римский папа умирает от рака и долго не проживет, другие считают, что он уходит на покой, чтобы убежать от усугубляющегося скандала со священниками-педофилами или от финансового скандала. Некоторые думают, что следующий римский папа будет последним, созовет третий Ватиканский собор, который завершит собой тысячелетнюю историю римо-католицизма.
Согласно этим теориям, этот последний папа будет либо святым человеком, либо особенно грешным, и что либо Ватикан подвергнется гонению и исчезнет, либо на его месте появится новая церковь. В последнем случае, для нас, православных христиан, это может означать лишь митрополию Западной Европы под омофором Русской Православной Церкви – единственной многонациональной поместной Православной Церкви и единственной Поместной Церкви, достаточно большой для учреждения такой митрополии. Интересно, не связано ли с этим появление в пятницу 15 февраля вечером над Россией метеорита, затем взорвавшегося южнее Екатеринбурга – места мученической кончины святых царственных страстотерпцев в 1918 году?
На этом фоне разве мы не видим геноцида православной Сирии, организованного и профинансированного антихристианскими западными силами и их исламскими союзниками? В Священном Писании сказано: «Восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21: 10-11).
Однако давайте останемся трезвыми. Каковы практические перспективы появления такой митрополии? Православная диаспора, как кажется, разделена на узкие этнические гетто, обычно не способные ничего видеть за пределами временных националистических или политических интересов. Такие гетто ожидает только одна участь – вымирание. Они лишь история.
Огромный шаг вперед был сделан шесть лет назад, когда две части Русской Православной Церкви воссоединились после того, как было подтверждено, что Русская Церковь в России уже свободна от вмешательств со стороны государства. С 824 приходами и монастырями в странах диаспоры, русские православные церкви за пределами канонической территории Русской Православной Церкви сейчас развиваются вместе и являются существенной частью православной жизни в диаспоре. Тогда становится очевидным, что никакая митрополия не может быть основана на политическом разделении или на тех, кто используются в целях холодной войны, спонсированные неправославными силами, в настоящее время организующими разрушение православной Сирии.
Регулярные встречи всех местных православных священников в различных странах или группах стран (Северная Америка, Латинская Америка, Франция, Великобритания и Ирландия и так далее) стали возможными только после воссоединения обеих частей Русской Православной Церкви в 2007 году. До этого русскую церковь в диаспоре не допускали по политическим причинам, и поэтому любые такие встречи были непредставительными, политическими манипуляциями. Следующий шаг – это межправославный шаг: объединить диаспору в региональные митрополии. Такие региональные митрополии в Западной Европе, обеих Америках и Австралазии не могут быть построены на наименьшем общем знаменателе.
Факт тот, что митрополии, являющиеся значимой основой для новых будущих поместных церквей, будут основаны на максимуме православной практики, а не на каком-то искусственном, натянутом минимуме и компромиссе. Идея того, что Церковь может быть построена на наименьшем общем знаменателе различных православных епархий (так называемых «юрисдикций»), является чем-то нереальным. Она должна строиться на максимуме, и лишь затем может быть применена икономия. Любое другое «решение» есть роковая ошибка. На самом деле, это было проверено на опыте в США в период холодной войны – и оказалось моральным и финансовым провалом. Этот опыт нельзя повторять.
Например, все Поместные Православные Церкви верят, что вне Православной Церкви нет таинств; однако все они регулярно действуют принципом икономии в принятии инославных христиан в православие. Все Поместные Православные Церкви согласны между собой в том, что есть лишь единый церковный календарь. Но все они прибегают к икономии, которая заключается во временном разрешении (по причине пастырского снисхождения) использования светского календаря для фиксированных церковных праздников тем общинам, которые еще не достаточно окрепли духовно для того, чтобы жить по православному календарю. Подобным образом, все Поместные Церкви, конечно, нуждаются в традиционной монашеской жизни, прекрасный пример здесь – греческая архиепископия в США, которая была спасена благодаря монастырям старца отца Ефрема.
Несомненно, все также могут согласиться с тем, что некоторые крайние практики просто не допустимы, даже в целях икономии. К таковым относятся совместное причащение православных с инославными, отказ от поста и исповеди, кремация и другие странные практики некоторых маргинальных групп новообращенных, которые никогда не интегрировались в православную веру. Конечно же, мы их исключаем. Наступает время, когда появятся новые православные митрополии, составленные добровольно. Православные нуждаются в них, чтобы быть сильнее вместе. Но также и слабеющий неправославный христианский мир, находящийся явно в кризисе, нуждается в канонической церкви с женатым священством и таинствами. И выбор у них есть только один.
Протоиерей Андрей Филлипс, перевод с англ. Дмитрия Лапы