В 2012 году на Русскую Православную Церковь обрушилась яростная волна поношений, глумлений, оскорблений, чего в такой концентрированной форме не было никогда. Это событие было связано с тем, что организаторам «оранжевого» мятежа, попытку которого мы пережили зимой 2012 года очень хотелось получить хотя бы пассивную (а ещё лучше, активную) поддержку со стороны Русской Православной Церкви и её паствы в разгар мятежа. А так как Святейший Патриарх Кирилл не только не поддержал «оранжевый» мятеж (даже пассивно), но выступил с жёсткими заявлениями против мятежников и наоборот, поддержал главный объект атаки со стороны «оранжевых» – Путина, то и лично Патриарха и всю Русскую Православную Церковь в целом решили наказать. Пока «оранжевые» (или «белоленточные», как вам больше нравится) не могут наказать Церковь и Патриарха физически, как это делали большевики в первые годы советской власти – расстрелами архиереев, священников, монахов и мирян, взрывами церквей и монастырей, рубкой и сжиганием святых икон, хотя по многочисленным высказываниям на форумах и в социальных сетях совершенно ясно, что в случае прихода «оранжевых» к власти Церковь подвергнется и физическим репрессиям. Но пока, в меру своих возможностей «оранжевая чума» подвергла Церковь и Патриарха массированнейшей информационной атаке. Тут было всё, начиная от глумления банды «Pussy Riot» (в переводе – «взбунтовавшиеся женские половые органы») в главном храме страны и срубание крестов и попытки пожога храмов и конечно миллионы перепостов антиправославных, антицерковных и антипатриарших текстов, видеороликов и т.н. «фотожаб», имеющих целью оттолкнуть от Русской Православной Церкви как можно больше людей, закрепить за ней ярлык ретроградов, мракобесов, противников прогресса, ненавистников свободы, корыстолюбцев и стяжателей, сторонников всех без исключения заставить ходить в монашеской одежде и жить по уставам монастырей и т.д.
Вся эта компания лжи и клеветы на Церковь, верующих и в особенности на Святейшего Патриарха в общем-то в основном провалилась и даже имела обратные последствия – сплочение рядов Матери-Церкви вокруг Патриарха, архиереев и священства и даже посадку некоторых наиболее рьяных глумителей для вразумления в места не столь отдалённые.
Но нам сейчас интересно другое. Откуда это всё начиналось? Когда либеральная общественность и интеллигенция впервые стала понимать, что Русская Православная Церковь является непреодолимой преградой на пути развращения и оскотинивания Русского народа, превращения его в зверя и соответственно, когда они стали проявлять первые признаки ненависти к Церкви и пока психологической диффамации православных верующих?
Либералы прорвались к власти в России в концентрированном виде в 1991 году, после провала т.н. ГКЧП – Государственного Комитета по чрезвычайному положению и в 1992 году заняли все ключевые должности в государстве, пригласив сюда американских советников.
Однако в этот период отношение к Русской Православной Церкви было не просто не враждебное, а даже покровительственное. Почему? Ведь тогда их власть в России была почти безраздельной. Они пытались запретить даже КПСС и её наследницу КПРФ, несмотря на огромное число коммунистов. Что стоило тогда придушить еле дышащую после 70 лет атеизма Русскую Православную Церковь? Атеистическое в массе население новой России этого бы даже не заметило. Всё равно, что таракана раздавать…
Всё дело в том, что либералы были совершенно уверены, что Русская Православная Церковь, после 70 лет марксизма, полностью уничтожена. Её сломан хребет и она уже не возродится… Они рассматривали Церковь, просто как некую оболочку, внутри которой ничего нет – ни идей, ни веры, ни организации… Такую уверенность давали и некоторые тогдашние служители Церкви, вроде Глеба Якунина. А саму эту оболочку они рассчитывали использовать в своих целях, превратив Церковь в некий аналог христианско-демократического движения как на Западе, а саму обрядность превратив в некий аттракцион для западных туристов, вроде мужика с балалайкой или медведя на цепи…
Они даже вернули Церкви множество храмов (правда большинство в полуразрушенном состоянии) и монастырей и даже немного помогли с их восстановлением, укреплением духовного образования и т.д. Это была трагическая ошибка либералов…
Со временем, некоторые идеологи либерализма стали замечать первые неприятные последствия эксперимента. Оказалось, что Церковь была уничтожена коммунистами отнюдь не до конца, что Церковь – это отнюдь не пустая оболочка, которую можно наполнить любым содержанием, а число людей, которые потянулись с родному Православию просто не поддаётся осмыслению и намного превосходит число сторонников демократии, которое наоборот, в течении 90-ых годов падало по экспоненте. В храмы пришли множество молодых священников очарованных Православной Верой, а за ними потянулась и огромная паства. А всякие либеральные христианско-демократические движения наоборот увяли одни за другим даже не родившись.
Это было совсем не то, на что рассчитывали идеологи либерализма и уже в середине свинцовых 90-ых годов у либеральной интеллигенции появляются первые признаки безпокойства – дескать не заигрались ли мы с этой Церковью? Тогда же появляются первые признаки ненависти интеллигенции к Церкви. Но это были пока чисто теоретические дискуссии для своих, тем более, что Интернет был ещё не распространён и оперативный обмен информацией осуществлялся в интеллигентских клубах и на вечеринках.
Тер-Оганян рубит иконы в Манеже |
4 декабря 1998 года Авдей Тер-Оганян решил в выставочном зале Манеж в Москве порубить иконы, назвав это перфомансом «Юный безбожник». Однако даже в ельцинской России это не встретило понимания даже у властей и даже (о ужас!) у большей части интеллигенции, которая оказалась в тот момент ещё не готовой к подобному радикализму и вокруг Тер-Оганяна сгустились тучи, поэтому он вынужден был бежать из России и с тех пор обитает в Чехии. Впрочем, в любом случае, выступление Тер-Оганяна было выпадом одиночки…
А вот ровно 10 лет назад произошло событие, носившее характер уже тщательно организованной и продуманной акции ненависти – 14 января 2003 года открылась выставка «Осторожно, религия!» в пресловутом Сахаровском центре, который все 90-ые годы был очагом и идейным центром антигосударственной деятельности – они то проводили антиармейские компании, то готовили учителей с точки зрения нагнетания ненависти к России, то устраивали акции против войны в Чечне и за уклонение от призыва в армию и т.д. Впрочем, мы сейчас не о деятельности Сахаровского Центра. А 18 января выставку разгромили 6 алтарников о. Александра Шаргунова.
Итак, напомним, что это была за выставка.
Я тогда же написал ироническую статью о пресс-конференции, которую устроили организаторы выставки 21 января в том же самом Сахаровском центре. Думаю сейчас будет вполне уместно её процитировать.
«Трагедия» свершилась 18 января 2003 года! Запомните эту дату, граждане! Об этом дне будут вспоминать ваши дети…
Что случилось? Как, вы не знаете? Мир почти рухнул в тар-тарары, а вы сидите в своих уютных квартирках и хлопаете ушами? Нет вам прощения!
18 января 2003 года в выставочном зале Музея некого А.Сахарова (кто это такой?) банда из 6 человек разгромила величайшую выставку начала XXI века под названием «Осторожно, религия!», залив выдающиеся художественные произведения краской, порвав нетленные офорты и поломав несколько кусочков папье-маше. В дополнение к злодейству, изверги написали на стенах и произведениях чудовищные слова: «Вы бесы!», «Кощунство!», «Гады!» и «Мрази!».
Но всё это было бы ещё половиной беды, если бы через 2 дня не состоялась пресс-конференция главы Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии Митрополита Кирилла и его заместителя отца Всеволода Чаплина, где упомянутые мракобесы позволили себе объявить данную великую выставку преступной и, напротив, не нашли ни одного ненормативного выражения для участников и организаторов злодейского погрома.
Ну что делать честным художникам в такие тёмные инквизиторские времена? Правильно. Как и всегда во времена разгула инквизиции, остаётся одно – собрать пресс-конференцию, сплотить все прогрессивные силы, взяться за руки друзьям (что б не пропасть поодиночке) и дать отпор зарвавшимся мракобесам. Что и было сделано 21 января в помещении центра этого самого А.Сахарова (кто же это всё-таки такой?).
Наш корреспондент был поднят по тревоге и отправлен разбираться в проблеме и спасать униженных и оскорблённых, если понадобится, то даже ценой собственной жизни.
На пресс-конференции 21 января 2003 года та самая Анна Альчук |
Пресс-конференцию открыл исполнительный директор центра этого самого, как его, А.Сахарова (хоть убей, не могу вспомнить кто это!) некто Юрий Самодуров, человек очень солидный и даже при очках. От телекамер рябило в глазах, что настраивало присутствующих на оптимистический лад и внушало уверенность в конечном торжестве прогресса и разума. Самодуров долго по бумажке читал о бесчинствах сотворённых злодеями и о моральной (а может быть и не только моральной) поддержке оказанной им Московской Патриархией в лице Митрополита Кирилла и отца Всеволода Чаплина. Все слушатели прониклись глубочайшим возмущением, исполнились невиданной солидарностью с гонимыми представителями творческой интеллигенции и уже готовы были стройными рядами пойти на демонстрацию в Чистый переулок, но тут слово предоставили какому-то старикашке по фамилии Ковалёв. Старикашка всех запутал и увёл разговор в непонятную сторону, говоря про какую-то водку и сигареты, таможню, пошлины и благословения Сталина. «Это что, подлинное Христианство? – вопрошал он, простирая руки к журналистам. – А руководители государства, которые стоят на праздники со свечками в храмах – это тоже подлинное Христианство?». Народ слегка запутался, потому что не мог понять, как руководители государства со свечками связаны с мракобесами-погромщиками. Но в целом было интересно.
Потом слово представили самим пострадавшим художникам. Это стоит того, чтобы привести некоторые цитаты.
ВладикМамышев-Монро |
Владик Монро (так он представился, хотя в его возрасте уже давно пора было бы зваться Владиславом и добавлять к имени отчество): «Я востребованный и модный художник, хотя и сын номенклатурной питерской чиновницы… Каждый художник работает с религиозностью… Я на виду, и буду эту историю не умалчивать!» (мы сохраняем стиль оригинала).
Александр Косолапов (Нью-Йорк): «У вандалов есть право на вандализм! Выставку надо продолжить… Когда издатель порножурнала «Хекслер» выступал против священника, то конституционный суд США поддержал порноиздателя…».
Оксана Саркисян: «Мы организовывали проект «ХВ-1999» («ХВ» – это «Христос Воскрес», пояснила дама для непонятливых). В том году Пасха совпала с Днём Космонавтики. Тогда мы получили разрешение от отца Всеволода Чаплина, но выставку всё равно разгромили…» (ну что за несознательный народ, никакого понимания современного искусства – громят и громят!).
Вера Сажина: «Здесь вот говорили, что участники выставки подменяют религию шаманством. Но вот в некоторых странах шаманизм – уважаемая религия! Не надо смеяться!» (со стыдом сознаёмся, мы всё же немного посмеялись, в числе многих других).
Герман Виноградов: «Здесь, на этом месте, раньше было 70-ое отделение милиции, и меня сюда часто вызывал участковый, и обвинял в насаждении инопланетного сознания по заявлению жильцов. А вот теперь снова. Сколько можно?».
Анна Кузнецова: «Я не могу встать. Я себя плохо чувствую, как и мои работы, которые пострадали на выставке. Там нет никакого глумления… Я запуталась… Если состоится визит Иоанна Павла II, которого я уважаю, как человека праведной жизни, то я хочу ему обязательно показать мои разорванные работы».
Ещё один участник выставки (фамилия неразборчива): «Я не вижу здесь особой беды. Нынешняя выставка – это продукт СОВОКУПНОГО творчества художников и их зрителей». А что, в этом заявлении что-то есть.
Выступало ещё изрядное количество «творцов», среди которых было замечено непропорционально большое количество лиц с армянскими фамилиями – Залумяны, Голстяны, Золяны, Саркисяны, Кажданы, Тер-Оганяны и прочие. Впрочем, все выступления были столь же содержательны и связаны, как и вышеприведённые. Чувствовалось, что мы имеем дело с настоящим цветом творческой элиты, лучшими её представителями, солью земли армяно-русско-японской (среди участников нашёлся даже один японец).
В заключении свои «пять копеек» бросил и великий правозащитник Лев Пономарёв, заявивший о клерикальном большевизме, о том, что большевизм никуда не исчез, что здесь действовали штурмовики, что особенно опасна поддержка православной церкви, и что в данный момент он лично борется против учебника содержащего клерикальную ксенофобию, что уже почти победил, но в результате против него возбуждено уголовное дело.
Напоследок организаторы заинтриговали публику, заявив, что один из злодеев-погромщиков находится в зале, и предложили ему покаяться в своих преступлениях. Но злодей упорствовал в своём заблуждении и перед публикой предстать отказался.
В общем, скажем откровенно, после выступлений участников выставки и их защитников, готовность сплотить ряды прогрессивных сил заметно притупилась.
Наступило время вопросов. Открыл его наш корреспондент, спросив: «Не является ли данная пресс-конференция спланированной пиаровской акцией, направленной на привлечение внимания телевидения и других СМИ к абсолютно маргинальной и никому не интересной выставке бездарных художников, которую в противном случае никто в Москве бы вообще не заметил?».
Организаторы пресс-конференции заметно растерялись и что-то промямлив про цинизм нашего времени, пошли в полную отказку. Мол, Казань – брал, Астрахань – брал, Шпака – не брал. В смысле, пиар не организовывали и даже не знаем что это такое.
Но дальше, выяснилось, что конференция не убедила не только нашего корреспондента. Посыпалась буря не вполне политкорректных и совершенно нетолерантных вопросов.
– Почему выставка названная «Осторожно, религия!», весь пафос направила исключительно на Православие, забыв про такие вполне достойные внимания объекты, как Ислам, Буддизм, Иудаизм, тот же Шаманизм и т.п.?
– Как оказался в числе участников выставки известный провокатор А.Тер-Оганян, который несколько лет назад рубил в Манеже топором православные иконы? Как участники относятся к упомянутому персонажу?
– Как относятся участники выставки к истории с Салманом Рушди, которого за аналогичное глумление над верой сторонники Ислама приговорили к смерти?
– Как отнесутся участники выставки к предложению в художественном пространстве избить одного из присутствующих художников? (это был дополнительный вопрос в ответ на утверждение одного из участников, что А.Тер-Оганян, мол, рубил иконы не в храме, а в «художественном пространстве»).
Несколько вопросов было персонально к авторам. В частности, поклонницу Римского папы спросили, зачем ждать его приезда в Россию, когда можно послать её разорванные офорты Папе по почте? Или она просто хочет лично пообщаться с Папой под данным предлогом? Досталось и любительнице шаманизма…
Участники и организаторы слабо отбивались, но было видно, что морально они были настроены на вопросы с выражением решительного возмущения погромом и требованиями наказания злодеев и недостаточно подготовились к консолидированной атаке мракобесов и ксенофобов. Видимо почувствовав, что пресс-конференция зашла в нездоровое русло, Ю.Самодуров незаметно подошёл к сидящему в третьем ряду какому-то человечку и жалобно шепнул ему: «Не хотите Вы сказать хоть что-нибудь?» (наш корреспондент сидел рядом и слышал этот отчаянный призыв о помощи). Человечек оказавшийся худруком государственного Центра современного искусства, был явно не готов к выступлению экспромтом, но, спасая гибнущую на глазах пресс-конференцию, что-то спросил насчёт того, насколько сильна непосредственная реакция участников на вандализм и не деформирует ли оный их творческую концепцию? Посетовал, что выставка превратилась из художественной в идеологическую, и пригласил участников перенести её из многострадального центра этого, как его, А.Сахарова в стены его (точнее, пока ещё государственного) Центра современного искусства. Это был единственный вопрос, поддерживающий организаторов и участников выставки. Телевидение, видя, что конференция перешла в, мягко говоря, некомплиментарное русло и что показывать это зрителям решительно невозможно, поспешно ретировалось. Пришлось пресс-конференцию закрыть и перейти к осмотру разгромленной злодеями экспозиции.
Скажем сразу, несмотря на наши самые широкие и прогрессивные взгляды и отсутствие, каких бы то ни было комплексов, состав экспозиции упомянутой выставки вызывает, мягко говоря, недоумение, а возможно даже оторопь, причём не только у православных христиан, но и у вполне нейтральной публики. И, если православные воспринимают тенденциозно подобранные экспонаты, как глумление над их религиозными чувствами (что есть, то есть), то обычных граждан гнетёт убогость мышления, полное отсутствие творческой фантазии, полнейшая стилистическая бездарность буквально всех работ, ставящая их на уровень творений учеников 3-го класса школы для детей с запоздалым развитием. Впрочем, все эти недостатки с успехом компенсируются идеологической выверенностью всей экспозиции. Чувствуется рука мастера, поднаторевшего на заседаниях идеологического отдела райкома партии. Можно сказать, «Пролеткульт» и Общество воинствующих безбожников могут спокойно спать в своей могиле – их дело не умерло и находится в надёжных и цепких руках истинных ценителей.
Вот скажем, нетленный шедевр некоего Дорохова «В начале было слово». Это триптих: слева – человек прибитый к кресту, в центре – человек прибитый к красной звезде, справа – человек прибитый к свастике. Исполнение, понятное дело, на уровне 3-го класса школы для умственно отсталых (это мы уже отметили). Чувствуется, что автор явно не просиживал штаны в Строгановском училище, не говоря уже об Академии художеств, а учился понемногу чему-нибудь и как-нибудь где-нибудь на помойке, расписывая заборы ненормативной лексикой. Но это ладно. Замысел, конечно, могуч и оригинален, как всё великое: человек, бедняга не способен оторваться от идеологии в принципе. Но какова сила прогноза: наше идеологическое будущее автору несомненно видится в национал-социалистическом коричневом свете.
А вот другой триптих (авторы явно тяготеют к триптиху: видно в одной картине не вмещаются все переполняющие их чувства): «Непротивление злу насилием». Здесь набросана эволюция взглядов Достоевского: Достоевский с крылышками, Достоевский с топором, Достоевский с клеткой в которую посажена птичка-Бонопарт, вероятно понимаемый как последняя надежда приобщения России к мировой цивилизации, бездарно потерянная.
А вот, ещё один нетленный шедевр некой Митлянской под названием “Last supper”: медленно сдыхающая на столе рыба, вынутая из воды – это видеоряд в телевизоре. А сверху та же рыба уже разделанная на тарелке. Смысл понять нетрудно: рыба – один из символов христианства. Кстати, злодеи-погромщики не догадались, и данное творение осталось нетленным. Зуб даю, большинство зрителей тоже не поймут. Но это не главное.
Ещё одна картина, которой изрядно досталось от мракобесов, в результате чего название и автор остались неизвестными: торговая марка «Кока-колы» с наложенным на неё изображением Иисуса. Видимо, понимать надо так: и то и другое стало не более чем торговой маркой, брендом.
Много ещё других шедевров, типа вытканной овечки Долли, видимо являющейся антитезой Христианства и его опровержением. Понятное дело, христианство трепещет, зрители плюются. Или фото монашки, сидящей на ступенях так, что можно, наконец, заглянуть ей под подол. Свежо. Ново. Смело. Не побоюсь сказать, красиво. Помните, как в «Андрее Рублёве» Феофан Грек говорит Рублёву: «Всё-таки красиво всё это!». Вот так и здесь. Правда, что-то подобное уже где-то было. В 20-ых годах комиссары говорили: «Задерём подол матушке России!». И что-то подобное рисовали куриной лапкой. Сейчас вместо куриной лапки – фотоаппарат, а вместо монашки – проститутка с Тверской. Всё же на дворе XXI век. Прогресс, как-никак.
Ну и в заключении, последний шедевр, некого Сигутина «Слова подобные полёту» (слово «полёту» зачёркнуто и заменено на «молоту»). Объявления с цитатами из Евангелия и других богослужебных книг стоят того, что процитировать некоторые:
– Семя прелюбодея и блудницы! Над кем вы глумитесь? Не дети ли вы преступления, разжигаемые похотью к идолам? (Исайя 57.3-5). Кстати, этот вопрос можно было бы задать организаторам выставки.
– Доколе будет раздражать меня народ сей? (Числа 14.11). Ох, правда!
– Удалитесь от меня, кровожадные! (Псалтырь 138.19).
– Увы, народ грешный, народ обременённый беззакониями, племя злодеев, сыны погибели. (Исайя 1.4).
– Проклятием вы прокляты потому, что вы – весь народ – обкрадываете меня! (Малахия 3.9).
– У ненасытного две дочери: давай, давай… (Притчи 30.15).
– Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением. Когда богатство умножаете, не прилагается к нему сердце! (Псалтырь 61.11).
Автор поместил ссылку на источник в виде отрывных листков, как это делают на объявлениях, и оставил почти все эти отрывные листки не оторванными. Явный намёк, что всё эти истины уже никому не нужны в современном мире.
Я посмотрел на эту работу и подумал: а ведь её можно смело поставить в качестве эпиграфа ко всей выставке, ибо слова эти как нельзя более подходят к авторам представленных шедевров и организаторам самой выставки, которые все вместе, по совместительству, скорее всего, были и провокаторами погрома. И так же как в этой работе, истины эти остались и авторами, и организаторами не востребованными и не понятыми.
А действительно, Доколе будет раздражать меня народ сей?..
В общем, думаю, вы уже поняли, что это была за выставка и какой в ней был посыл. Но нам интересно другое. А что думали её организаторы и авторы, когда всю эту мерзость устраивали.
Как не странно, сейчас это вполне можно восстановить, т.к. муж одной из участниц выставки Анны Альчук (настоящая фамилия Михальчук) написал и издал целую книгу на эту тему под названием «Свастика, крест, звезда» (по названию одной из работ разгромленной выставки), где был довольно откровенен.
Нам прежде всего интересно понять – на что надеялись авторы и организаторы выставки и чего хотели достичь?
Если в двух словах, их идея выглядит так. Собирается некий творческий коллектив и тщательно продумывает (с обязательной консультацией квалифицированных юристов) концепцию какого-нибудь очередного информационного мероприятия (в данном случае, якобы художественной выставки). Задача – оплевать и унизить в глазах общественности объект шельмования (в данном случае, это Русская Православная Церковь), но сделать это так, чтобы официально к ним придраться было нельзя. Помните тост советских времён: Чтобы у нас всё было, а нам за это ничего не было! Вот и здесь тоже самое.
Логика здесь какая? Дескать, мы проводим художественную выставку. Проводим её не в храме, а в светском учреждении. Если она вас оскорбляет – не ходите на неё. Это первое. Второе. Экспонаты современного искусства МНОГОЗНАЧНЫ! Попробуйте доказать, что я имел в виду, когда приделывал к эмблеме «Кока-Колы» лик Христа. Или когда помещал на экран телевизора издыхающую рыбу, а потом ещё и съеденную. Может быть это было произведение кулинарного жанра. Или что имел в виду автор картины с переодетой по монашку проститутки, которой можно заглянуть под юбку? Может он просто женщин любит с этого ракурса.
Далее они переводят разговор в сферу трактовки современного искусства, обвиняют противную сторону, что она ничего не понимает в современном искусстве и вообще тупая и малообразованная. Дальше набегает куча экспертов из числа либеральной общественности, которая поддерживает это всё своими авторитетными экспертными заключениями и … вуаля, суд ничего не может сделать, юристы заходят в тупик и выносят оправдательный приговор или даже вообще не принимают заявления потерпевших к рассмотрению.
Вы думаете, эта схема действовала только в 2003 году в отношении выставки «Осторожно религия!»? Вы ошибаетесь! Все акции по шельмованию оппонентов (не только Русской Православной Церкви, но и любых политических, идеологических и эстетических противников) строились по той же схеме. Кстати, и акция банды «Pussy Riot» («Взбунтовавшиеся женские половые органы» – это же над самим себя так назвать) строилась по той же схеме. Расчёт был на то, что хотя в этот раз акция проходила в Храме, но ничего особенного вроде бы они ни сделали – ничего не разгромили, на иконы не плевали, задницы не заголяли, а просто потанцевали несколько секунд в масках и поорали «Срань Господня!». А так как их сопровождением будут заниматься высокопрофессиональные адвокаты, то акцию можно представить как мелкое хулиганство – они, дескать, просто пошутили! Если кого-то оскорбили – они даже готовы извиниться. К тому же у них маленькие дети. В общем, всё как всегда: чтобы у них всё было, а им за это ничего не было!
Но начиная с 2003 года эта схема стала давать сбой, потому что государство совершенно неожиданно для организаторов акции встало на сторону оскорблённой стороны и стало отвечать АССИМЕТРИЧНО, как кстати, всегда отвечала Россия своим врагам!
12 февраля 2003 года Государственная Дума обратилась к Генеральному прокурору В.Устинову с обращением требующем привлечь организаторов и участников выставки «Осторожно религия!» к уголовной ответственности, а 28 февраля, в ответ на это обращение было возбуждено уголовное дело, а 11 августа 2003 года дело против алтарников разгромивших выставку было закрыто за отсутствием состава преступления.
Далее всё пошло совсем тоскливо для организаторов выставки. Все их попытки подкинуть следствию в качестве экспертов своих дружков из числа либерального лобби, которые естественно написали бы удобное для организаторов выставки экспертное заключение окончились полным провалом. Наоборот, экспертные заключения поручили написать действительно независимым экспертам, которые назвали вещи своими именами: глумление – глумлением, оскорбление – оскорблением, оплёвывание – оплёвыванием. «Многозначность» произведений современного искусства тоже сыграла с «творцами» и организаторами злую шутку. Они-то надеялись втянуть суд в безконечную дискуссию на тему: а как вы понимаете это произведение? А я совсем не то имел в виду! А получилось обратное: раз современное искусство имеет множество трактовок, то собственно неважно, что художник имел в виду, важно, как восприняли его «творение» зрители. Если зрители восприняли произведение, как оскорбление, значит, так оно и есть. А зрителей, ставших свидетелями по делу набралось множество и все почему-то восприняли большинство произведений выставки именно как оскорбление.
Ну и наконец последний аргумент: что выставка была вне Храма, был легко отвергнут. Оно собственно и понятно: что верующего можно оскорблять только в Храме Божьем? А если верующий вышел и Храма и отошёл от него на 20 метров, то его уже оскорблять можно?
Но самое главное, что все эти совершенно очевидные вещи принял суд. Вот на Западе эти аргументы суд не принимает, а наоборот, подходит к делу сугубо с формальной стороны: дескать, на выставке не было явного призыва «Уничтожим Православие!»? Нет? Значит состава преступления тоже нет! А как трактовать умирающую на столе рыбу мы не знаем!
Надо сказать, что большинство участников выставки сразу же испугались такого подхода. Им-то обещали, что суд и следствие будут на их стороне, если до этого вообще дойдёт…
Вот что написал уже упомянутый выше «художник» (Прости Господи!) Владик Монро: он нарумянился как пряник расписной и пошёл пиарится на пресс-конференцию в Сахаровский центр, а попал вместо этого на стихийных патриотический митинг, который его смертельно перепугал. Когда же спортивного телосложения журналист попросил публику ответить на вопрос: почему Илья-пророк собственноручно зарезал 400 неверных, Монро понял, что эта заказушная история ему ничего хорошего не сулит: вместо вожделенного ПиАра можно угодить за решётку. Далее в статье, написанной в форме письма в прокуратуру, он не только отрёкся от приписанной ему работы, но сообщил, что пригласившая его на выставку куратор и художница с армянской фамилией, бывшая наркоманка Арутюн Зулумян, «старый пердун с тяжёлым кавказским акцентом» и другие армяне втянули его, знаменитого художника и православного, «такого же ПиАр-символа России, как и РПЦ в эту грязную историю (цитируется по статье в газете «Стрингер» от 11-24.03.2003, стр.23).
Сами армянские кураторы выставке вообще в ужасе сбежали в Армению, а отдуваться пришлось организаторам – Юрию Самодурову и Людмиле Василовской, которые в итоге и были осуждены, правда к символическому штрафу в 100 тысяч рублей, который естественно выплатили за них настоящие организаторы выставки, оставшиеся за кадром. А ещё одна «художница» Анна Альчук, сначала сбежала с мужем в Германию, а потом при непонятных обстоятельствах пропала без вести в Берлине (её тело выловили в реке Шпрее).
Примерно такой же результат имела и последующая кощунственная похабная выставка «Запретное искусство-2006» (я, в числе многих других, написал заявление в прокуратуру и участвовал в процессе от начала до конца, в том числе выступал в качестве свидетеля обвинения) и наконец, самый резонансный процесс 2012 года – суд над бандой «Pussy Riot». И везде подробно разобранная нами тактика, позволяющая уклониться от ответственности, опираясь на юридическую казуистику, хороших адвокатов и массированную поддержку либеральной прессы, дополненную воплями знаковых фигур из-за рубежа НЕ СРАБОТАЛА! Потому что СУД БЫЛ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ!!!
Это кстати важнейший фактор: уже 12 лет в основных вопросах государство находится НА НАШЕЙ СТОРОНЕ, а подавляющая часть патриотической общественности продолжает по инерции обвинять его во всех грехах – мнимых и реальных, подозревать постоянно в двойной игре, в скрытой поддержке либералов и прочем и прочем.
Завершая эту статью надо отметить ещё один очень важный факт. Ряды активных врагов России вообще и Русской Православной Церкви в частности, очень малы. Особенно малы ряды тех, кто готов бесноваться в Храме Христа Спасителя или устраивать выставки подобные «Осторожно религия!». Поэтому враг очень заинтересован, чтобы исполнители всегда УХОДИЛИ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ! Иначе кто в следующий раз пойдёт совершать очередную мерзость с риском получить реальный срок? Как вы понимаете, ни Владика Монро, ни Анну Альчук, ни чету Зулумян больше не заманишь на подобную выставку и банда «Pussy Riot» тоже уже вряд ли полезет в Храм Христа Спасителя и для многих других сделан знак – глупостей делать не надо, а то может быть очень больно. Поэтому каждое такое дело надо доводить объединёнными усилиями народа и государства до победного конца и мы выметем эту мразь с русской земли.
Дмитрий Терехов, сопредседатель общественной организации «Журналисты России»