Митрополит Саратовский Лонгин: «Слава Богу, что мы имеем возможность сегодня отказать в крещении тем людям, которые к нему не готовы»

Ещё со времён Патриарха Алексия II в Русской Церкви началась борьба с неканоническими «советскими традициями» совершения Крещения, отметил владыка…

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в канун нового года в эфире епархиального телеканала Саратовской митрополии заявил, что Крещение, так же как и все прочие церковные таинства, не должно превращаться в некий товар на прилавке, который раздаётся любому желающему, а должно совершаться только над тем, кто осознанно решается на такой шаг и понимает, что за этим последует. «Слава Богу, что мы имеем возможность сегодня отказать в крещении тем людям, которые не готовы к нему», – отметил владыка.

– Владыка, мы с вами уже говорили о том, что в нашей митрополии уже три года очень серьезно и осознанно предъявляют требования к тем, кто принял такое решение и решил принять Крещение. Стало ли меньше желающих?

– Я бы не стал такие временные рамки – три года, разговоры об этом идут 20 лет уже. Покойный Патриарх Алексий на каждом собрании московского духовенства, на котором я присутствовал 11 раз, всегда призывал священников и настоятелей московских храмов вот к такому более тщательному внимательному подходу. Чтобы ни в коем случае не происходило так называемое крещение по факту оплаты – вот заплатил там в кассу и идёшь креститься. Он всегда был против такой профанации крещения, он всегда был против, выступал, возмущался, призывал духовенство к этому, также как и к тому, чтобы крестить полным крещением через полное погружение в воду, как полагается по церковному уставу. И постепенно это в нашу жизнь входило, пока не были приняты решения Архиерейских Соборов о необходимости катехизации перед крещением. Слава Богу, это дало архиереям более такое серьезное орудие для того, чтобы настаивать на том, чтобы эта практика постепенно была изжита. Такие дурные привычки, они плохо изживаются, но слава Богу, сегодня мы видим прогресс в этом отношении. В подавляющем большинстве случаев подход к таинству крещения стал таким, каким он должен быть всегда, каким он всегда был в церкви. Стало ли меньше людей – нет не стало. Ни наши статистические сведения, ни наблюдения священников не свидетельствуют о том, что людей стало меньше.

– Владыка, а есть ли те, кому отказано в таинстве Крещения, кто не может креститься?

– Да, бывают. Я считаю, что это очень большое благо, что мы стали отказывать. Вы знаете, их не так много таких случаев, но бывают. Вот приведу пример, вот приходит человек и говорит: «крестите меня. Я спрашиваю: а зачем? – а просто так. – Веришь в Бога? – Нет, не верю. Зачем креститься? – Ну так надо. Какое ваше дело?!». Конечно, такому человеку надо отказывать. И отказывают, слава Богу, сейчас это стало нормой. Вот, и это очень хорошо, потому что мы сами к таинству должны относиться именно как к таинству, а не как к чему то тому, что выложено вот так на прилавке, приходите покупайте, независимо от того кто ты и что ты. Такое тяжелое наследие наших советских лет, когда ни о никаких разговорах, ни о каких беседах речи быть не могло с одной стороны, с другой стороны, были еще верующие бабушки того поколения, которые узнали не хуже сегодняшних катехизаторов о том, что такое христианство, что такое вера и как могли, воспитывали своих внуков, правнуков. Я сам – плод воспитания такой бабушки. Поэтому, как-то можно было это еще допустить, но сейчас изменилось все, и тех уже людей нет, того поколения, и тех возможностей, которых не было в те годы. Во-первых, стало больше храмов, больше священнослужителей, я вот видите какие слова сейчас скажу: Слава Богу, что мы имеем возможность сегодня отказать в крещении тем людям, которые не готовы к нему.

– Мне кажется, это очень правильно.

– Это очень правильно. Ну, ведь на самом деле ничего удивительного. Ведь отказываем мы в Причастии. Мы же не пускаем к Чаше кого попало с улицы. Если человек с улицы даже не знает что это, не готов, не имеет представления что это, мы же не пускаем его. И это нормально. Точно таким же должно быть отношение ко всем таинствам.

– Владыка, а почему с недавнего времени вы сами крестите взрослых?

– Вы знаете, вспомнил о том, что крещение оглашенных является не просто прерогативой, а обязанностью епископа. Всегда в древней церкви епископы крестили накануне больших праздников. И до сих пор у нас Литургия Великой субботы, она крещальная. Начал сначала я в Великую субботу крестить, потом накануне Крещения Богоявления Господня, ну а потом когда разделили епархия, стали более компактны мои обязанности, я решил попробовать и посмотреть что из этого получится. Сейчас подхожу к тому, что почти каждую субботу у меня крещальная Литургия. И вы знаете, очень этому радуюсь.

– Владыка, но считается, что при крещении с человека смываются все грехи, а зачем тогда исповедоваться?

– А это тоже большая тема. Прежде всего, человек должен понять вообще что такое грех. Он должен понять, что какие-то его поступки не должны, и они с точки зрения не просто обывательского не просто Что такое хорошо, что такое плохо?, а с точки зрения Евангелия. Часто, как можно встретить сегодня, человек спрашивает а в чем я грешен? Я не грешен. И вот, катехизация, это в том числе пробуждение в человеке вот этого чувства, чувства покаяния. Осознание им того, что его жизнь нуждается в изменении. Ведь когда мы называем Господа Спасителем, мы подразумеваем то, что осознали то, что у нас есть от чего спасать. Если человек не утопает, а идет себе по какому-то цветущему лугу, его не от чего спасать, да?! А когда оказывается, что это не цветущий луг, а болото, в котором человек вот-вот утонет и оттуда выхода уже нет, он осознает , тогда ему нужен Спаситель. Вот так и каждый человек, он нуждается в Спасителе, потому что он ощущает вот эту свою греховность, эту свою не должность своего образа жизни и от него пытается избавиться, спастись. А исповедь нужна для того, чтобы человек осознал свои грехи и старался больше их не совершать. Это не исповедь, это беседа перед крещением. Беседа, которая помогает человеку во-первых, когда не только осознать свою греховность, но еще и увидеть их, как бы вычленить из своей жизни те греховные поступки, которые потом он не должен повторять. Это тоже давняя церковная практика, когда перед крещением шли исповедальные беседы. Потому что, собственно таинства исповеди не происходит, а сразу после этого человек принимает таинство святого крещения, в котором смываются все его грехи.

– Благодарю, владыка, за ваши ответы. Тема сегодняшней беседы действительно очень масштабна, что необходимо ее продолжить в следующий раз.

Русская линия