Неумолимо приближается Новый 2013-й год – юбилейный год 400-летия воцарения Династии Романовых. И пусть богоборцы его пытаются отменить вместе со всем светом, будем твердо стоять во Христе, верить в наше спасение и победительное русское будущее. И даже «собираясь умирать», по меткому народному слову, будем «сеять рожь» грядущего Самодержавного Царства.
Надеюсь, что боголюбивому читателю, как священно- и церковнослужителям, так и мирянам, собирающимся молитвенно помянуть Род и Династию Романовых, а также тех или иных славных их представителей, данная публикация принесет некоторую пользу. По собственному опыту знаю, что иногда в богослужебной и церковно-государственной практике, когда дело касается Династии Романовых, случаются некие «заминки». Это и естественно – со времени падения монархии в России живая традиция была прервана. Восстановить ее – богоугодное дело.
Чтобы правильно молитвенно поминать Самодержавных Правителей, членов Царского Дома и Императорской Фамилии, надо, естественно, обратиться к историческому опыту царской и императорской России. Хорошо бы учитывать при этом положение в других европейских монархиях. В новейшей европейской истории известен случай, когда после падения монархии, Греческая Церковь не перестала поминать прошлых венценосных правителей страны. Ныне здравствующих представителей Королевского Дома Карагеоргиевичей поминают за богослужением сербские священнослужители. Примеры можно продолжить.
Источником многих бед Русской Православной Церкви, как в Отечестве, так и в рассеянии, в ХХ веке стало отступление от прежних канонов в богослужебной практике, исподволь начавшееся еще при царском правлении. Эту ситуацию прекрасно проанализировал в одной из своих работ известный современный богослов и историк Церкви протоиерей Валентин Асмус. Из его статьи становится ясно, как шел процесс “антимонархической апостасии” в недрах Греко-Российской Православной Церкви, и что очень важно – дается сравнение нашей богослужебной практики с греческой в разные периоды существования этих Православных Поместных Церквей. Автор пишет:
«В императорской России поминовение на проскомидии совершалось в таком порядке: “Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейший Правительствующий Синод, и святейшыя православныя Патриархи (и митрополита нашего имярек, егоже есть епархия…), честное пресвитерство, во Христе дьяконство и весь священнический чин, игумена, имярек, братию и сослужебники наша, священники, дьяконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко.
Помяни, Господи, Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Александра Александровича всея России, Супругу его, благочестивейшую Государыню императрицу Марию Феодоровну, Наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Николая Александровича, и весь царствующий Дом…
О памяти и оставлении грехов святейших Патриархов, православных и благочестивых Царей и благочестивых Цариц, блаженных создателей святыя обители сея…” (Служебник, в царствующем Граде Святаго Петра, 1890).
Несколько не соответствовала этому порядку печатаемая в чине проскомидии наглядная схема расположения частиц на дискосе: выше всех частиц, вынутых за живых и умерших, помещалась частица за Императора, затем за Синод и Патриархов, затем за живых и, наконец, ниже всех – за мертвых.
Правда, к концу истории нашей Империи произошли симптоматические изменения. В издании Служебника карманного формата 1916 г. на обычной схеме расположения частиц на Дискосе не изображено особой частицы за Императора (на этот факт прот. Валентину Асмусу указал настоятель церкви святых Бориса и Глеба села Отарова Ярославской епархии иеромонах о. Мефодий – А.Х.). Как видим, даже в недрах Святейшего Синода прокладывал себе путь антимонархизм, в данном случае на волне клерикальных настроений. Именно в этом нужно видеть причину позорной пассивности Синода в судьбоносном феврале перед тем, как он покорно самоликвидировался по указке новой, “демократической” власти. (…)
Мы видим, что и в греческом, и в русском богослужении молитва о царях занимает видное место. Понятно, каким ударом была отмена всех молитв о царе сразу после “великой бескровной” при том, что Россия не провозглашалась республикой вплоть до сентября 1917 г. (…) Это даже может служить одним из психологических объяснений резкого падения церковной практики: богослужение потеряло свой привычный вид и стало чужим. Конечно, наша иерархия поступила не лучшим образом, по первому мановению Временного правительства бросившись кромсать богослужение.
Несколько осмотрительно поступила греческая иерархия, когда в 1974 г. (в третий раз на протяжении ХХ в.) в Греции была упразднена монархия. Было издано распоряжение (В нем предписывалось сохранять без изменения все молитвы Божественной Литургии, где поминались цари; тропари, кондаки, светильны и другие песнопения, связанные с царями; моления об усопших царях. Допустимо, но не обязательно стало умолчание в заамвонной молитве, в малом и великом освящении воды о “ныне здравствующих царях”. Известный тропарь “Спаси, Господи, люди Твоя…”, в котором призывается помощь Божия для победы благочестивого царя над варварами, оставался в отличие от России без изменения – А.Х.).
Нам, во всяком случае, стоит принять во внимание греческий опыт и восстановить в подлинном виде хотя бы заупокойные упоминания царей, которые у нас по старой советской памяти продолжают выбрасывать, и упоминания, имеющие “историческое значение”. С другой стороны, следует всячески избегать литургического отождествления того, что было до 2 марта 1917 г., с тем, что имеем теперь.
Напротив, нам родствен светлый трагизм порабощенных византийцев, которые никогда не забывали всех благодеяний Божиих, явленных в христианской истории, и очень хорошо знали разницу между тем, что было и должно быть, и тем, что есть»[1].
В эпоху правления Императора-Миротворца Александра III, а затем и его Сына, Царя-страстотерпца Николая II, когда русские еще не были «порабощенными византийцами», в части российского общества резко возрос интерес к историческому прошлому страны во всех сферах: государственной, церковной, военной, архитектурной, искусства и словесности и т.д. и т.п. Начавшаяся по Державной воле Государя Николая II подготовка к Поместному Собору нашей Церкви, способствовала усилению внимания к ее патриаршему периоду в сопоставлении с синодальным.
В заседании Церковно-Археологического Отдела при Обществе Любителей Духовного Просвещения14 ноября 1901 года священник Н. Романский выступил с докладом «О многолетиях патриаршего времени в отношении к современности». Докладчик сообщил, что им обнаружены важные исторические источники, относящиеся к теме исследования.
«В конце одной записной книги патриаршего служения, хранящейся в Синодальной (бывшей патриаршей) библиотеке за № 93 (611-625), вплетены две тетради, писанные архидиаконом Ионою Васильевым Григоровым; из них одна тетрадь писана им 24 декабря 7193 (1685) года, а другая в 7199 (1691) году.
На эти тетради до сего времени не обращалось внимания, – как утверждал священник Н. Романский, – вероятно, потому, что не предполагалось видеть в них какого-либо интереса, между тем они представляют любопытный исторический документ, проливающий со своей стороны свет на старое русское время.
Эти тетради писаны уставом и именуются самим архидиаконом «возглашальными»; заключают в себе многолетия, возглашавшиеся при патриархах Иоакиме и Адриане; при чем над текстом многолетий идет ряд крюковых нотных знаков, снабженных киноварью.
В первой возглашальной тетради помещено многолетие, произносившееся дважды в год, а именно: в навечерие Рождества Христова и в навечерие Богоявления. Представляем текст:
1) «Благоденственное и мирное житие, здравие и спасение и во благое поспешение, на враги же победу и одоление подаждь, Господи, благочестивейшим, тишайшим, самодержавнейшим, от Тебе избранным, возлюбленным, венчанным и поставленным, почтенным и превознесенным и Тобою соблюдаемым Господарем нашим, Царем и великим князем Иоанну Алексиевичу, Петру Алексиевичу, всея великия и малыя и белыя России, московским, киевским, владимирским, новгородским, казанским и астраханским, сибирским, смоленским и черниговским и многих государств самодержцем и обладателем, и сохрани их на многа лета.
2) Благоверной царице и великой княгине Наталии Кирилловне – многа лета.
3) Благородной царевне и великой княжне Анне Михайловне (дочь Михаила Феодоровича – авт.), благородной царевне и великой княжне Татиане Михайловне (дочь его же – авт.) – многа лета.
4) Благоверной царице и великой княгине Марфе Матвеевне (супруга Феодора Алексеевича – авт.), благоверной царице и великой княгине Параскеве Феодоровне (супруга Иоанна Алексеевича – авт.), благоверной царице и великой княгине Евдокии Феодоровне (супруга Петра I Алексеевича – авт.) – многа лета.
5) Благородной царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне, благородной царевне и великой княжне Марфе Алексеевне, благородной царевне и великой княжне Софии Алексеевне, благородной царевне и великой княжне Екатерине Алексеевне (дочери Алексея Михайловича от первой супруги Марии Милославской – авт.) – многа лета.
6) Благородной царевне и великой княжне Марии Алекcеeвне, благородной царевне и великой княжне Феодосии Алексеевне, благородной царевне и великой княжне Наталии Алексеевне (дочери Алексея Михайловича от второй супруги Наталии Нарышкиной – авт.), благородной царевне и великой княжне Марии Иоанновне (дочь Иоанна Алексеевича – авт.) – многа лета.
7) Великому Господину нашему Святейшему Кир Иоакиму московскому и всеа России и всех северных стран патриарху – многа лета.
8) Святейшим патриархом православным – Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Еросалимскому, и преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом и всему освященному собору – многа лета.
9) Благоверным князем и боляром, и всему христолюбивому воинству и всем православным христианом тишина, и благоденствие и изобилие плодов земных и многа лета».
В другой возглашальной тетради помещено два многолетия; одно произносилось однажды в год – в неделю Православия и представляет краткую редакцию, другое многолетие было общим и произносилось во всех потребных случаях. Эти потребные случаи являлись всегда в церковных празднествах и крестных ходах, если принимали в них участиe цари и патриархи, а в прежнее время наши цари и патриархи почти постоянно в них участвовали. Многолетия произносились среди церкви при появлении царей.
Многолетие, произносившееся при патриархах в неделю Православия, следующее:
1) «Благоденственное и мирное житие, здравие и спасение, и во благое поспешение, на враги же победу и одоление подаждь, Господи, благочестивейшим Царем нашим и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всеа великия и малыя и белыя России Самодержцем, благоверным царицам, благородному царевичу и великому князю Алексию Петровичу и благородному царевичу и великому князю Александру Петровичу (сыновья Петра I – авт.), благородным царевнам – многа лета.
2) Великому Господину нашему Святейшему Кир Адриану архиепископу московскому и всеа России и всех северных стран патриарху – многа лета.
3) Святейшим, вселенским патриархом православным Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому, и преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом и всему освященному собору – многа лета».
Общее многолетие при патриархах следующее:
1) «Благочестивейшим, тишайшим, Самодержавнейшим и христолюбивым, великим Господарем нашим избранным, почтенным, венчанным и превознесенным Царем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу – московским, киевским, владимирским, новгородским, казанским, астраханским, сибирским, псковским, смоленским, черниговским, и всея великия, и малыя, и белыя Poссии самодержцем и многих государств и княжений повелителем и обладателем подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всеблагое поспешениe, на враги же победу и одоление и сохрани их на многа лета.
2) Благоверней и благочестивей и христолюбивей Господарыне нашей царице и великой княгине Наталии Кирилловне – многа лета.
3) Благоверней царице и великой княгине Марфе Матфеовне, благоверней царице и великой княгине Параскеве Феодоровне, благоверней царице и великой княгине Евдокии Феодоровне – многа лета.
4) Благоверному и благородному Господарю нашему царевичу и великому князю Алексию Петровичу, благоверному и благородному Господарю нашему царевичу и великому князю Александру Петровичу – многа лета.
5) Благородной царевне и великой княжне Анне Михайловне, благородной царевне и великой княжне Татиане Михайловне – многа лета.
6) Благородной царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне, благородной царевне и великой княжне Марфе Алексеевне, благородной царевне и великой княжне Софии Алексеевне, благородной царевне и великой княжне Екатерине Алексеевне – многа лета.
7) Благородной царевне и великой княжне Марии Алексеевнe, благородной царевне и великой княжне Феодосии Алексеевне, благородной царевне и великой княжне Наталии Алексеевне, благородной царевне и великой княжне Марии Иоанновне, благородной царевне и великой княжне Екатерине Иоанновне (дочь Иоанна Алексеевича – авт.) – многа лета.
8) Великому Господину нашему Святейшему Кир Адриану, архиепископу московскому и всеа России и всех северных стран патриарху – многа лета.
9) Святейшим патриархом православным – Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иеросолимскому, и преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом и всему освященному собору – многа лета.
10) Благоверным князем и боляром и всему христолюбивому воинству ивсем православным xpистиaном подаждь, Господи, тишину и благоденствие и изобилие плодов земных и многа лета».
Таковы были у нас многолетия в конце 17 века».
Докладчик приходит к выводу, что «в этом длинном ряде царских эпитетов в многолетствованиях Российская Православная Церковь и русские люди как бы хотели высказать свое воззрение на сущность царской власти и ея историю и от избытка любящего сердца и верноподданнических чувств излить обычные в старое время похвалы своим царям и духовным властям.
Поскольку в многолетствованиях патриаршего времени перечисляются все члены Царствовавшего Дома; поэтому не было тогда и надобности обще упоминать о всем Царствующем Доме.
Из длинного ряда царских эпитетов в многолетствованиях патриаршего времени священник Н. Романский особенное внимание обратил на три эпитета: благочестивейший, благоверный и благородный. «Оказывается, – утверждал докладчик, – что эти эпитеты в патриаршее время у нас строго различались между собою; каждый из них имел свое особое применение к известному лицу и соединял с собою особый смысл. Так, эпитет «благочестивейший» применялся исключительно к одним царям, – царицы же обычно титуловались «благоверными», т.е. православными, исповедующими истинную веру. Только одна из всех царица Haталия Кириллова в последнее время; вероятно, под влиянием единовластия Петра I, желавшего выделить свою мать и воздать ей особую честь, стала титуловаться в многолетствованиях «благочестивою», хотя не «благочестивейшею». Царевичи и царевны именовались по преимуществу «благородными».
Таким образом; как эпитет «благочестивейший» применялся к одним только царям, так эпитет «благородный» приписывался только к царевичам и царевнам, как особам Царской крови. Царицы же, как известно, происходили из боярского рода и, как особы не царской крови, не могли титуловаться «благородными», но только «благоверными».
Следует заметить здесь и о том, что эпитет «тишайший» нами обычно принято относить только к царю Алексию Михайловичу, между тем по многолетствованиям при патриархах Иоакиме и Адриане этот эпитет приписывался и другим царям, как Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу, и был в то время, можно сказать, обще-царским.
Новая Россия, переделывая старину, переделала и изменила старинный смысл в царских эпитетах при многолетствованиях.
Любопытно, что в настоящее время слово «благородный» имеет уже другой смысл и применяется к людям всех слоев общества или за высокие нравственные качества, или даже за изысканные внешние манеры, принятые в светском образованном обществе.
Высокое старинное понятие «благородства», относившееся лишь к особам царской крови, ныне, так сказать, разлилось на все человечество, почему этот эпитет и изъят из современного многолетствования»[2].
Опыт церковных многолетий Царствовавшему Дому патриаршего времени учитывался в новых исторических условиях при подготовке и праздновании 300-летия Династии Романовых. Таким образом, Церковь и Верховная власть пошли ровно тем путем, на который сегодня призывает нас вернуться протоиерей Валентин Асмус, а именно: следовать традиции в новых реалиях.
+ + +
Подготовка к празднованию 300-летия Дома Романовых официально началась за три года до предстоящих торжеств с создания «Комитета для устройства празднования трехсотлетия царствующего Дома Романовых», председателем которого был назначен член Государственного совета и гофмейстер Высочайшего Двора А.Г. Булыгин. Комитетом был разработан соответствующий «Церемониал».
Высочайше утверждённым «Церемониалом» днём «торжественного празднования 300-летия Царствования Дома Романовых» назначался день 21 февраля 1913 года. «Церемониал» предусматривал, что «во всех храмах и церквах Российской Империи будут совершены торжественные литургии и после них благодарственные молебствия с возглашением многолетия Государю Императору Николаю Александровичу <…> и всему Царствующему Дому»; документ также расписывал порядок совершения торжественных богослужений и прибытия к ним лиц в московском Успенском и петербургском Казанском соборах 21 февраля 1913 года, а также принесения поздравлений их Императорским Величествам и иные мероприятия в Санкт-Петербурге. Кроме того, Император повелел прибыть к панихиде в Петропавловском соборе Петербурга накануне дня празднования, в среду 20 февраля, придворным и иным лицам; панихиду предписывалось совершать «с поминовением в Бозе почивающих родителей первого Царя из Дома Романовых – блаженнейшего патриарха Филарета и инокини Марфы», всех царствовавших Царей и Цариц и «всех от рода Царей и Великих Князей Российских из дома Романовых преставльшихся».
В свою очередь Св. Синод в целях наиболее торжественного молитвенного ознаменования 300-летия Царствования Дома Романовых, 19-28 ноября 1912 года за № 10715 определил: 1) предписать Синодальным конторам, епархиальным Преосвященным, заведующему придворным духовенством и Протопресвитеру военного и морского духовенства сделать распоряжение: а) чтобы во всех Храмах Империи были совершены 20 февраля 1913 года, после положенных по церковному уставу в этот день часов, панихиды с поминовением на них в Бозе почивших родителей первого Царя из Дома Романовых – Блаженнейшего Патриарха Филарета и инокини Марфы, благочестивейших Государей-Царей: МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА, АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА, ИОАННА АЛЕКСЕЕВИЧА, Благочестивейших Государей Императоров и Императриц: ПЕТРА I, ЕКАТЕРИНЫ I, ПЕТРА II, АННЫ ИОАННОВНЫ, ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, ПЕТРА III, ЕКАТЕРИНЫ II, ПАВЛА I, АЛЕКСАНДРА I, НИКОЛАЯ I, АЛЕКСАНДРА II и АЛЕКСАНДРА III и всех от рода Царей и Великих Князей Российских из Дома Романовых представльшихся, а 21 февраля 1913 года торжественные литургии, с произнесением на них соответствующих поучений, и благодарственные Господу Богу молебствия, с возглашением, по установленному порядку, многолетия ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, ГОСУДАРЫНЯМ ИМПЕРАТРИЦАМ АЛЕКСАНДРЕ ФЕОДОРОВНЕ и МАРИИ ФЕОДОРОВНЕ, НАСЛЕДНИКУ ЦЕСАРЕВИЧУ АЛЕКСЕЮ НИКОЛАЕВИЧУ и всему Царствующему Дому, и засим произведен был в церквах целодневный звон, и б) чтобы 21 февраля в городах к началу литургии в соборный храм прибыли крестные ходы из городских церквей, по распоряжению епархиальных Преосвященных, а в селах были совершены крестные ходы после литургии и молебна»[3].
К началу ХХ века многолетия членам Императорского Дома, Св. Синода и Сигклита при особых торжественных обстоятельствах церковно-гражданский жизни, к которым относилось и 300-летие Дома Романовых, возглашались следующим порядком:
1) «Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и вовсем благое поспешение (в Петербурге: «во благое поспешение»), на враги же победу и одоление подаждь, Господи, Благочестивейшему, Самодержавнейшему, Великому Государю нашему Императору Николаю Александровичу всея России, Супруге его – Благочестивейшей Государыне Императрице Александре Феодоровне, Матери его – Благочестивейшей Государыне Императрице Maрии Феодоровне, Благоверному Государю, Наследнику и Великому Князю Алексею Николаевичу и всему Царствующему Дому и сохрани их на многая лета.
2) Святейшему правительствующему Всероссийскому. Синоду и Господину нашему (в Москве:) Высокопреосвященнейшему Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту Владимиру, преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом и всему освященному причту – многая лета.
3) Благоверным – Правительствующему Сигклиту (современная транскрипция – «синклит» – авт), военачальником, градоначальником, христолюбивому воинству и всем православным христианом подаждь, Господи, мир, тишину, здравие, спасение, изобилие плодов земных и многая лета»[4].
В марте 1912 г. «Комитет для устройства празднования трехсотлетия царствующего Дома Романовых» циркулярно направил на места предложения и пожелания. Программа включала следующие пункты:
1. 21 февраля 1913 г. – неприсутственный день для всей России. Признано необходимым закрыть как казенные винные лавки, так и все места частной продажи крепких напитков кроме ресторанов первого разряда.
2. Обнародование Манифеста.
3. Торжественное богослужение во всех церквах и крестные ходы.
4. Устройство торжественных актов, чтений и т.п. в учебных заведениях и общественных учреждениях без ассигнования казенных средств.
5. Организация местных празднеств на частные и общественные средства без ассигнования из казны.
6. 21 февраля в С-Петербурге прием делегаций, которые пожелали бы прибыть из разных мест Империи[5].
Определением от 4 февраля 1913 года Святейший Синод сделал распоряжение, чтобы во всех храмах Империи на торжественном молебствии 21 февраля вместо положенной молитвы «Боже великий и дивный», по возглашении диаконом «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся», была прочитана специально составленная молитва, начинавшаяся словами «Крепость даяй царем нашым Господи и рог помазанных Твоих возносяй!».
21 февраля/6 марта н.ст. 1913 года в России начались официальные торжества по случаю 300-летия Дома Романовых с опубликования Манифеста Государя Императора и Именного Высочайшего Указа Правительствующему Сенату. В Манифесте, в частности, отмечалось: «Велики заслуги святителей и пастырей Церкви православной, озаривших Русь светом истинной веры и прославивших ее подвигами благочестия и христианской любви».
Программа юбилейных торжеств была обширной, празднование началось в феврале и продолжалось до осени 1913 года. Особая роль в торжествах отводилась Москве и Костроме, из которой Михаил Романов был призван на царство в 1613 году. Заключительные торжества состоялись в Москве.
В Санкт-Петербурге
В канун дня празднования, 20 февраля 1913 года, в 3 часа пополудни, Патриархом Антиохийским Григорием IV, приглашённым в Россию на торжества, в сослужении митрополита Белградского Димитрия и иных иерархов была совершена панихида в Петропавловском соборе в высочайшем Их Величеств присутствии.
21 февраля 1913 года в 8 часов утра двадцать один пушечный выстрел от Санкт-Петербургской крепости возвестил о предстоящем праздновании. В 11-м часу утра торжественную литургию в Казанском соборе возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV, в сослужении сонма российских и иностранных иерархов. Императорская Семья прибыла в собор к молебну (после литургии) из Зимнего дворца. У входа в собор Императора и его Семью встречали Патриарх Григорий и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), который обратился к Их Величествам с приветственным Словом. Протодиаконом перед молебном был прочтён манифест о юбилее; служение молебна возглавил Антиохийский Патриарх Григорий IV, который читал Евангелие на арабском языке. По возглашении протодиаконом многолетия Их Императорским Величествам и всему Царствующему Дому, находящиеся в строю вне собора войска отдали честь; начался торжественный трезвон всех церквей Петербурга (к собору прибыли крестные ходы от многих городских храмов) и салют из пушек Петербургской крепости.
Кроме того, 21 февраля 1913 года в Петербурге было совершено торжественное мусульманское богослужение в строившейся новой мечети (освящена на следующий день, 22 февраля 1913 года), где молились со своими сановниками и свитой хан Хивинский и эмир Бухарский: была прочитана хутба на татарском и арабском языках и молитва за Царя на арабском языке. Также, особые моления были совершены буддистами в Старой Деревне (в присутствии настоятеля Гусино-Озёрского дацана Бандида-Хамбо Итигэлова), а также иудеями в Большой синагоге.
В Москве
В Москве 21 февраля 1913 года, после литургии в Успенском соборе Кремля, которую возглавил митрополит Московский Макарий (Невский), в ходе благодарственного молебствия, состоялся крестный ход на Красную площадь, где на Лобном месте протодиаконом К.В. Розовым был «громогласно прочитан манифест». 14 марта того же года в Москве в митрополичьих покоях Чудова монастыря в Кремле была торжественно освящена и открыта «Романовская выставка» церковно-исторических памятников, посвящённая московскому периоду царствования Дома Романовых (до 1703 года); на открытии присутствовала Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.
21 февраля 1913 года празднование 300-летнего юбилея состоялось по всей России и во всех епархиях Русской Православной Церкви, о чем поступили в Св. Синод сообщения с мест как от Преосвященных, так и от монастырей, приходов, духовных академий, семинарий, училищ, братств, православных обществ, союзов, православных миссий, съезда миссионеров и от отдельных священников и мирян. Всеподданнейшие телеграммы из Св. Синода докладывались Государю Императору. Его Императорскому Величеству на всеподданнейшем докладе Обер-Прокурора Святейшего Синода о таковом выражении верноподданнических чувств Всемилостивейше благоугодно было, в 28 день февраля сего года, в Царском Селе, Собственноручно начертать: «Прочел с удовольствием и благодарю»[6].
Торжества в присутствии Императорской Фамилии в мае 1913 года в городах Владимире, Суздале, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Ростове, Переславле и Москве.
В период времени между 16 и 27 мая 1913 года Государю Императору благоугодно было посетить вместе с Августейшей Семьёй целый ряд местностей, в которых триста лет тому назад происходили события, связанные с воцарением Царя Михаила Фёдоровича, и проследовать из Нижнего Новгорода в Москву тем историческим путём, которым шло в 1612 году ополчение Минина и князя Пожарского освобождать Москву и Русь от иноземного засилия и смуты.
Императорский поезд прибыл к вокзалу города Владимира при торжественном звоне церквей в 2 часа 43 мин 16 мая 1913 года. От вокзала Император с Наследником Цесаревичем отбыли в Успенский собор, сопровождаемые другими членами Семьи; в соборе были встречены архиепископом Владимирским Николаем (Налимовым), который приветствовал Императора краткой речью. Далее Император посетил Димитриевский собор во Владимире, в Суздале, а также Ризположенский и Спасо-Евфимиевский (Суздаль), где на могиле князя Пожарского была совершена заупокойная лития. Затем, в Суздале Император посетил Покровский монастырь.
Маршрут также включал село Боголюбово, где жил и скончался князь Андрей Боголюбский. В Боголюбове Императорская Семья прибыла к Боголюбову монастырю при колокольном звоне. В храме Семья отстояла молебен и приложились к чудотворной иконе Боголюбской Божией Матери и к надгробию с частицею святых мощей князя Андрея Боголюбского. Настоятель обители о. Евгений поднёс Государю Николаю II список чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери. В 9 час 20 мин вечера императорский поезд отбыл в Нижний Новгород.
17 мая императорский поезд пришёл в Нижний Новгород. Состоялась торжественная встреча на вокзале, после которой Царская Семья отбыла под колокольный звон в Преображенский кафедральный собор, где была встречена Нижегородским епископом Иоаким (Левицким). У гробницы Минина в подклете собора была отслужена краткая заупокойная лития. Затем на Благовещенской площади состоялась закладка памятника Минину и князю Пожарскому.
В Кострому Царский пароход и сопровождавшие его суда прибыли к Царской пристани близ Ипатьевского монастыря к 10 ч. утра 19 мая 1913 года. Посел торжественной встречи на пристани Царская Семья отправилась в Ипатьевский монастырь, во вратах Зелёной башни которого их встретил крестный ход, пришедший к тому времени из Успенского собора с Феодоровской иконой Божией Матери, – во главе с архиепископом Костромским и Галичским Тихоном (Василевским). В крестном ходу были несены исторические реликвии московского посольства 1613 года: фонарь, крест, икона и посох; епископ Рязанский Димитрий (Сперовский) держал список Феодоровской иконы, которым инокиня Марфа благословляла своего сына Михаила Фёдоровича на царство. Архиепископ Тихон обратился к их Императорским Величествам с приветственным словом; члены Царской Семьи приложились к Феодоровской иконе и проследовали в Троицкий собор, где в присутствии Царской Семьи архиепископ Тихон (Василевский) совершил литургию и молебен.
В 9 часов утра 21 мая 1913 года Императорская Семья прибыла по Волге на пароходе в Ярославль, где посетила Успенский собор, с прославившейся в годы Смуты иконой Спаса, церковь Иоанна Предтечи, Спасский монастырь (бывший местом пребывания Царя Михаила Фёдоровича в 1613 году: в нём он жил в течение 26 дней, по пути из Костромы в Москву, по избрании на царство), а также Толгский монастырь, вокруг которого шедшее к Москве земское ополчение Минина и князя Д. М. Пожарского совершало крестный ход. Затем Император посетил Ильинскую церковь, оставив дар – полное священническое облачение из парчи. Из Ярославля Императорская Семья 21 мая отбыла поездом в Москву через Ростов и Троице-Сергиеву Лавру.
В Ростов Императорская Семья прибыла на поезде 22 мая. Со станции Царская Семья отправилась в Успенский собор. При входе в Успенский собор учредитель Ростовского общества хоругвеносцев Успенский поднёс Его Величеству художественно исполненный финифтевый образ Спасителя в изящной раме местного рабочего-резчика. Помолившись, Император осмотрел собор, поклонился его святыням и принял от архиепископа Тихона (Беллавина) в благословение икону Божией Матери с предстоящими Ростовскими чудотворцами (точную копию иконы, которою ростовчане благословили Царя Михаила Фёдоровича). У южных врат собора Государь прослушал ростовский звон колоколов, а затем осмотрел древние кремлёвские церкви, Белую Палату с её музеем и другие достопримечательностями Кремля. С вышки одной из кремлёвских башен Царь осмотрел город, озеро и окрестности. В Кремле ростовскими дворянами была поднесена Цесаревичу Алексею деревянная резная модель Ростовского кремля работы кустарей Сергиева Посада. От имени Комитета музея хранитель Белой палаты поднёс Императору список Владимирской иконы Божией Матери (небесной покровительницы города Ростова); объяснения при осмотре Белой палаты давал гофмейстер Штюрмер. Император посетил также Благовещенскую церковь.
Вечером Императорская Семья посетила ростовский Яковлевский монастырь, где Императора встретил настоятель монастыря викарий Ярославской епархии епископ Угличский Иосиф (Петровых). У мощей святителя Димитрия Ростовского был отслужен краткий молебен угоднику с чтением Евангелия, молитвы и провозглашение многолетия. Императорская Семья приняли от настоятеля икону – древний складень с точной копией той иконы, которую жители Ростова поднесли святителю Димитрию при вступлении его на Ростовскую кафедру в 1702 году. Императору подарили также копию иконы Ватопедской Божией Матери, к оригиналу которой царь в этом монастыре приложился у Царских врат. После осмотра находящегося рядом озера Император направился к Шереметевскому храму. На пути его следования был показан висящий у входа в Яковлевский храм древний колокол с надписью, содержащей указание на время пожалования колокола Царём Алексеем Михайловичем Зачатьевскому монастырю. В Шереметевском храме настоятелем храма были поднесены портреты на финифти Императора Николая II, Императрицы Александры Фёдоровны и Наследника Цесаревича Алексея в кабинетную величину, художественно исполненные местными мастерами, в дубовых художественных рамах, а также описание монастыря, фотографические виды, книги и брошюры монастырского издания. Из монастыря Император с Семьёй отправились в древнюю деревянную церковь св. Иоанна Богослова на Ишне, в которой Государь Николай II вместе с детьми расписались в книге почётных посетителей. Вечер этого дня был кануном праздника Вознесения Господня, и Император молился перед отбытием из Ростова на всенощной, которая была совершена по его желанию в кремлёвской Воскресенской церкви.
Из церкви Императорская Семья отбыла на вокзал для дальнейшего следования в Москву чрез города Петровск (пребывание 23 мая 1913 года) и Переславль.
Торжества в Москве
Для проведения торжеств в Москве в высочайшем присутствии в мае 1913 года Императором был утверждён специальный документ – «Порядок торжественного празднования 300-летия царствования Дома Романовых в Москве в мае месяце 1913 года».
24 мая 1913 года, после посещения Троице-Сергиевой лавры, в 4 часа пополудни, императорский поезд прибыл в Москву, подъехав к перрону Александровского вокзала. По московским улицам процессия тронулась в Кремль. У всех церквей по пути следования стояло духовенство в праздничных облачениях. У Воскресенских ворот (перед Красной площадью) Император спешился и вместе с сыном поклонился чудотворной Иверской иконе в Иверской часовне, у которой его встречали епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) с настоятелем Перервинского монастыря (часовня была приписана к Перервинской обители); был совершён краткий молебен пред иконой. Затем высочайший поезд прошёл по Красной площади и был встречен у Спасских ворот крестным ходом во главе с митрополитом Московским Макарием (Невским), приветствовавшим Императора при вступлении в Кремль; далее Императорская Семья проследовала в придворный Архангельский собор. Император возжёг лампады над гробом Царя Михаила Феодоровича; также была совершена заупокойная лития. Из Архангельского собора Император и Семья проследовали чрез Благовещенский подъезд в Большой Кремлёвский дворец; во всех храмах столицы были совершены благодарственные молебствия.
25 мая праздновался высокоторжественный день рождения Императрицы Александры Фёдоровны; в Кремле в этот день, в 11 час, состоялся высочайший выход (из Большого Кремлёвского дворца в Успенский собор). Императорская семья была встречена у южного входа в Успенский собор митрополитом Макарием, который совершал литургию (митрополиту сослужили: епископы Трифон (Туркестанов) и Анастасий (Грибановский), протопресвитер Георгий Шавельский, протоиерей Иоанн Восторгов и др.); был совершён благодарственный молебен, по окончании которого Император и Наследник поклонились святыням в соборе и мощам святителей Петра, Ионы; затем Семья прошла к раке новопрославленного святого – Патриарха Гермогена и приложилась к его гробнице. Затем, в тот же день, Императорская Семья посетила Знаменский монастырь и дома бояр Романовых на Варварке, где хранились колыбель Царя Михаила Фёдоровича и многие другие реликвии, относящиеся к его детству.
26 мая Государь Николай II с детьми посетил Новоспасский монастырь, в котором они молились за литургией, после чего посетили Покровский собор монастыря. Затем царская семья спустилась в подклеть собора – усыпальницу боярского рода Романовых, где Император «поклонился гробницам великой царицы инокини Марфы, родоночальника Дома Романовых Захария Кошкина и других предков». В Новоспасском монастыре была открыта часовня в честь 300-летия дома Романовых. Затем Император посетил Марфо-Мариинскую обитель.
27 мая Императорская Семья отбыла из Москвы в Царское Село.
Церковные торжества и памятные события в иных местах России
В Царском Селе торжества проходили в Александровском дворце. Они совпали с празднованием двухсотлетия Царского Села. На торжествах состоялась закладка храма в память 300-летия Дома Романовых для Лейб-гвардии 4-го стрелкового полка Императорской Фамилии.
В Крыму юбилейные торжества проходили осенью 1913 года, когда Императорская Семья прибыла в Ливадию. В Севастополе 300-летие Династии Романовых решили ознаменовать сооружением часовни во имя Фёдоровской иконы Божией Матери.
К 300-летию дома Романовых была возведена часовня над источником в 16 км от Алушты. В Твери к юбилею на средства Царской Семьи и Христорождественского монастыря был построен Воскресенский собор.
13 мая 1913 года в Вильне была освящена построенная к юбилею Константино-Михайловская церковь. Чин освящения храма совершил архиепископ Агафангел (Преображенский). На торжества прибыла Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна в сопровождении трёх сестёр основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители.
Необходимо отметить, что церковное празднование 300-летия Дома Романовых продолжалось вплоть до революции. Например, 20 июля 1914 года в Новосибирске состоялась закладка каменной часовни во имя Святителя Николая, Чудотворца, в память 300-летия царствования Дома Романовых. Часовня стала первым символом, поставленным в честь небесного покровителя города. В 1915 году в Петропавловске, по ходатайству городской думы, обратившейся к правительству с просьбой о строительстве училища за счет государственной казны, было построено Романовское училище или дом Романовых, так как он был возведён в честь 300-летия царской Династии Романовых. Церковная печать того времени полна подобных примеров.
Юбилейные торжества на Востоке
Юбилейные торжества на православном Востоке, как и в России, продолжались весь год, а их начало пришлось на февраль месяц, когда в 1613 году состоялось обрание первого Царя из Династии Романовых Михаила Феодоровича на Всероссийский Престол. Это событие широко отмечалось не только в России, но и во многих странах, в том числе Ближнего Востока и в Иерусалиме. Во всех восточных патриархатах этот знаменательный юбилей был отпразднован как великое народно-церковное торжество, и православное население Востока в этот исключительный праздник слилось с благочестивым русским народом в восторженном прославлении заслуг русского Царствующего Дома и в горячих молитвах Царю царствующих, в благодарениях и молениях за русского Царя и за всю Императорскую фамилию.
В самый день царственного юбилея, 21 февраля 1913 года, повсюду на Востоке были совершены торжественный богослужения с поминовением почивших членов Царствующей Фамилии и с благодарственными молебствиями о здравии и многолетии Государя Императора и всего Царствующего Дома. Так, в Константинополе богослужение в этот день было совершено в патриаршем храме св. Георгия Победоносца самим Святейшим Германом V, Патриархом Вселенским, при участии всех членов священного синода Константинопольской церкви и патриаршего клира. Во многих городах патриархата также были совершены 21 февраля литургии и молебны. Особенною торжественностью отличалось богослужение в городе Смирне, совершенное местным митрополитом Хрисостомом в храме св. Фотинии, в присутствии русского генерального консула г. Каля и громадного числа богомольцев из греков. За богослужением митрополит Хрисостом произнес сильное и выразительное слово, которое произвело на всех большое впечатление. В Александрийском патриархате, по распоряжению блаженнейшего Патриарха Фотия, 21-го февраля во многих церквах были совершены литургии с панихидами и молебнами. Сам Патриарх в этот день служил в Каире; особенною торжественностью отличалось богослужение в Люксоре, совершенное Птолемаидским митрополитом Михаилом, в присутствии Великого Князя Константина Константиновича и Великой Княгини Елисаветы Маврикиевны. В Иерусалиме, в храме Воскресения Господня, богослужение было совершено блаженнейшим Патриархом Дамианом, с собором иерархов Сионской церкви.
Патриархи Константинопольский, Александрийский и Антиохийский в день царственного юбилея отправили Государю Императору приветствие по телеграфу и были почтены Высочайшими ответами. В Дамаске, в отсутствие блаженнейшего Григория IV, Патриарха Антиохийского, находившегося в России, торжественное богослужение в юбилейный день совершил в патриаршем храме Успения Богоматери Латакийский (Лаодикийский) митрополит Арсений, состоящий временным наместником его блаженства. И в других городах Сирии юбилейное русское торжество было ознаменовано праздничными богослужениями. В частности, в городе Захле торжественную службу, в юбилейный день, совершил Селевкийский митрополит Герман, приветствовавший Государя Императора особою телеграммою, на которую последовал милостивый ответ. И в греческом королевстве во многих епархиях духовенство и народ молились 21 февраля за Государя Императора и за Россию. Особенною торжественностью отличалось юбилейное празднество в Афинах. Не говорим уже о славянских народах на Балканском полуострове, которые слились с братским русским народом в горячих молитвах за Царствующий Российский Дом и с большим энтузиазмом отпраздновали юбилейный день 21 февраля, – как об этом своевременно и в подробностях сообщалось в многочисленных и восторженно составленных телеграммах из Софии, Белграда, Цетинье и многих других городов в пределах Болгарии, Сербии и Черногории. Например, в Сербии 21 февраля 1913 года улицы Белграда имели праздничный вид, были украшены флагами; в присутствии королевича Георгия (старший сын сербского короля Петра I Карагеоргиевича), министров, дипломатического корпуса (включая российского посланника), членов русской колонии, было совершено торжественное молебствие с провозглашением многолетия российскому Императору и всему Царствующему Дому.
Юбилейное торжество русского Царствующего Дома еще раз засвидетельствовало о тесном братском союзе православных народов Востока с Российским Царствующим Домом и с единоверным русским народом.
В конце юбилейного 1913 года, 14-го ноября, Иерусалимский Патриарх Дамиан в сослужении главы Русской православной миссии архимандрита Леонида, русского и греческого духовенства совершил освящение храма в память трехсотлетия царствования Дома Романовых на горе Кармил в Хайфе. На освящении присутствовали российский вице-консул в Хайфе П.П. Секретарев с сотрудниками вице-консульства, представители Палестинского Общества, учительский персонал русских школ с учащимися старших классов, иностранные вице-консулы в Хайфе, разнообразное христианское духовенство, Хайфские жители – православные, инославные и мусульмане. Освящение совершилось торжественно и надолго запомнилось всем присутствовавшим.
Указом от 5 сентября 1914 года за № 14917 Св. Синод уведомлял архимандрита Леонида, что всему русскому и греческому духовенству (священнослужителям и церковнослужителям), участвовавшим в праздновании, даются юбилейные медали в память трехсотлетия царствования Дома Романовых, кроме того, священнослужителям вручаются особые нагрудные знаки. Так завершились юбилейные романовские торжества на Святой Земле[7].
Летопись юбилейных торжеств в честь 300-летия Дома Романовых, как в России, так и за рубежом, позволяет сделать вывод о том, что в основу празднования была положена не только идея воцарения и помазания на Царство первого Государя из Династии Романовых как символа окончания смуты и освобождения от иноверного и иноземного ига, но и славного царствования Династии на протяжении трех столетий, а также и в будущем, если народ сохранит православную веру и верность историческим государственным принципам.
Источники
[1] Протоиерей Валентин Асмус. “Господи, спаси Царя (Пс. 19: 10): молитва о Царе в православном богослужении”. В сб.: “Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2000 г.”. М., 2000. Тир. 500 экз. С. 100, 105-107.
[2] Н. Романский, свящ. «О многолетиях патриаршего времени в отношении к современности». Московские церковные ведомости. 1902. № 1. С. 6-8.
[3] Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 702, Оп. 3, Д. 333. Л. 116 об.
[4] Н. Романский, свящ. «О многолетиях патриаршего времени в отношении к современности». Московские церковные ведомости. 1902. № 1. С. 7.
[5] РГИА ДВ. Ф. 702, Оп. 3, Д. 333. ЛЛ. 101, 110-110 об.
[6] Церковные Ведомости. № 9. 1913. С. 73-88.
[7] См, напр.: «Прибавления к Церковным Ведомостям». № 20. 1913. С. 918-922; Никодим (Ротов), архиман. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Официальный сайт Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. http://www.rusdm.ru/history.php?item=13