19 ноября по юлианскому календарю (2 декабря по новому стилю) мы отмечаем День памяти свт. Филарета Московского. Со дня его блаженной кончины прошло уже ровно 145 лет.
Этот человек удивительных духовных и умственных дарований оставил глубокий след в истории Руси. Во всех главных сферах человеческой жизни, от богословия и государственной деятельности до изящной словесности мы находим отпечатки его трудов. Современники часто называли его «природным Патриархом», своего рода отцом и господином Церкви в ее Синодальный период.
Жизнь святителя Московского Филарета, родившегося в 1783 г., а отошедшего в мир иной в 1867, была историей великих свершений. Сын обычного коломенского протоиерея, Филарет (урожденный Василий Михайлович Дроздов) уже в 35-летнем возрасте был рукоположен в епископы, а через четыре года стал митрополитом Московским. Этот благочестивый и блестяще образованный человек пользовался уважением и доверием трёх императоров: Александра I, Николая I и Александра II. Причем последний доверял святителю настолько, что поручил именно ему составить документ огромной государственной важности – Манифест 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
Ныне мы празднуем 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, когда предки жителей нынешних Украины, России, Белоруссии совместными усилиями и Божьей милостью спаслись от нашествия очередных европейских «цивилизаторов», возжелавших поработить нашу землю. Но мало кто ныне знает, что именно святитель Филарет Московский стал инициатором увековечивания памяти наших славных воинов самым грандиозным памятником – Храмом Христа Спасителя. В своей пламенной речи к государю Николаю 1 при закладке этого храма святитель, среди прочего, сказал:
«…Какое утешение для веры! Какая надежда для отечества! Благочестивейший Государь! Да утвердится сердце Твое во Господе; да вознесется род Твой в Бозе Твоем; Спаситель мира, спасший Россию, да благопоспешит Тебе создати сей Дом имени Его, и да управит престол Твой до века». (Москва, 10/23 сентября 1839 года).
Наши благочестивые предки справедливо полагали, что лучшими памятниками павшим за веру и Отечество воинам являются храмы, где за них возносятся молитвы. Но это понимают и наши враги, которые в год юбилея победы в войне 1812 года организовали в этом же Храме кощунственные пляски с нецензурной бранью в адрес Бога и Богородицы. Затем они смонтировали ложную видеозапись происшедшего, на которой потребовали от Богородицы «прогнать Путина». И объявили свою акцию «политической», хотя «политики» там было не больше, чем в пьяных комсомольских погромах храмов в 20-е годы. При этом антихристианский и русофобский запал западной «элиты» был настолько велик, что она заступилась за «несправедливо обиженных» дегенераток – «пуссек», только потому, что они устроили богоборческий шабаш. Хотя сам ранг руководства Госдепа США, депутатов Европарламента и Бундестага, делает просто неприличным их заступничество за хулиганок, их диковатое вмешательство по этому поводу во внутренние дела России. Однако Россия доказала свою способность противостоять высокопоставленным сатанистам и наказала «панк-группу» PR.
Этому наверняка порадовался бы святитель Филарет, который жестко поступал с врагами веры и Отечества. Ныне некоторые лжеисторики пытаются изобразить его либералом, и чуть ли не последователем секты масонов. Однако на деле он таковым не являлся, что доказывают его поступки во время бунта декабристов, который пришелся на первые годы его архиерейского служения в Москве.
Тогда он сумел предотвратить восстание бунтовщиков в Москве, одним из немногих зная важную государственную тайну. Еще в 1823 году наследник великий князь Константин Павлович отрекся от престола, чтобы жениться по любви на польской графине Илоне Грудзинской. Император Александр I поручил архиепископу Филарету как самому образованному и красноречивому иерарху составить манифест о назначении наследником великого князя Николая Павловича. Этот государственный акт по традиции положили в алтарь кремлевского Успенского собора. В ноябре 1825 года было официально объявлено о кончине императора в Таганроге.
Многие историки считают, что Николай Павлович прекрасно знал о решении своего царственного брата, но заставил всех официально присягать Константину, чтобы избежать повторения дворцовых переворотов, которые некогда спровоцировал указ Петра Великого о завещании престола по личной воле государя. Только Павел I установил закон о порядке престолонаследия. И передача престола согласно «последней воле» покойного императора в обход этого закона таила опасность новых смут в дальнейшем.
И потому Северная столица, как только в нее пришла весть о кончине императора, во главе с Николаем Павловичем присягнула Константину. Святителю Филарету, по его словам, выпал странный жребий быть хранителем светильника под спудом – открывать тайну в такой ситуации значило бы посеять еще больший хаос. Великий князь Константин Павлович опять отказался от престола, после чего потребовалась новая присяга Николаю. Как известно, это послужило поводом для восстания декабристов – подобной провокации опасались и в Москве. Ведь она тоже присягнула Константину и тоже могла «возмутиться».
Но все прошло тихо благодаря святителю. После того, как в Петербурге была принесена присяга Николаю Павловичу, и о том узнали в Москве, 18 декабря в Успенском соборе в присутствии членов Сената, военных чиновников и простых москвичей, архиепископ Филарет вынес из алтаря завещание Александра I, огласил тайну составления этого документа и молвил: «Россияне! Двадцать пять лет мы находили свое счастие в исполнении державной воли Александра Благословенного. Еще раз вы ее услышите, исполните и найдете в ней свое счастие». По прочтении Манифеста началась спокойная присяга москвичей на верность законному государю Николаю I. Москва праздновала мир.
Нити заговора декабристов, которые все были последователями тоталитарной секты масонов, тянулись в Западную Европу. Тогда, как и ныне, все перевороты на Руси западные кукловоды планировали на период смены власти. Сейчас это обычно период выборов президента. А декабристский бунт был по понятной причине назначен на период смены государя, когда народ еще не мог разобраться, кому присягать. Стоило святителю Филарету не огласить в тот момент завещание императора Александра 1, и революционный переворот мог бы успешно состояться еще в начале 19 века. Неудивительно, что за свои действия святитель удостоился августейшей благодарности: новый император Николай 1 пожаловал ему бриллиантовый крест для ношения на клобуке. Потом свт. Филарет еще и отслужил благодарственный молебен за подавление бунта мерзавцев, чем окончательно заслужил любовь народа и ненависть тогдашней либеральной интеллигенции. В знак монаршей благодарности 22 августа 1826-го года архиепископ Филарет был возведен в сан митрополита, что означало не только личную благодарность помазанника Божьего – царя, но и благодарность всей России, которую святитель помог спасти от ужасов гражданской войны.
Святитель всегда предпочитал быть со своей благочестивой паствой – и в горе, и в радости. В период страшной эпидемии холеры в Москве он остался в своем городе, а не сбежал оттуда, как многие «прогрессивные» либералы. В Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными блок-постами. Митрополит повелел ежедневно совершать крестные ходы с молебным пением и колокольным звоном, и сам молился в Кремле с братией Чудова монастыря на коленях, под открытым небом. Священники обходили свои приходы, а потом шли в карантины окормлять больных, причем никто из них не заразился. Святитель Филарет не раз повторял, что врачевание медицинское должно сочетаться с врачеванием духовным, и что в данном случае упование на Бога важнее медицины. И крестные хода на Руси многократно доказывали, что они быстрее могут покончить с болезнями, чем даже самые искусные врачи. Так, в 1771 году г. Владимир постигло страшное бедствие – эпидемия моровой язвы – чумы. Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях. Оставалась надежда лишь на помощь Божию – народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта г-на Флейшера в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится. И все же власти уступили – 22 октября икона была внесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!» и вместе с семьей перешел из лютеранства в Православие.
Царь Николай 1 – «реакционер», по уверению либеральных и марксистских историков, не только одобрил меры святителя Филарета, но и сам явился в древнюю столицу, чтобы ободрить народ своим присутствием и молитвой. 29 сентября 1830 г. митрополит Филарет обратился к Николаю I, приехавшему в холерную Москву, с приветственной речью:
«Благочестивейший Государь!
Цари обыкновенные любят являться Царями славы, чтобы окружать себя блеском торжественности, чтобы принимать почести. Ты являешься ныне среди нас, как Царь подвигов, чтобы опасности с народом Твоим разделять, чтобы трудности препобеждать. Такое Царское дело выше славы человеческой, поелику основано на добродетели Христианской. Царь Небесный провидит сию жертву сердца Твоего, и милосердно хранит Тебя, и долготерпеливо щадит нас. С крестом сретаем Тебя, Государь, да идет с тобою воскресение и жизнь».
Вообще речи и проповеди святителя были так ярки и сильны, что многие филологи считают: Митрополит Московский Филарет позитивно повлиял на живую русскую речь не меньше, чем Пушкин. Кстати, поэт во многом находился под его влиянием.
Напомним знаменитый стихотворный разговор Пушкина и святителя.
Однажды Пушкин, в период шатаний своей молодости, опубликовал полные уныния и неверия стихи:
«Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Митрополит Филарет ответил на эти стихи талантливо и строго по православному вероучению:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!
В ответ митрополиту Филарету образумившийся Пушкин написал «Стансы»:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
Есть и другие строчки, которые знаменитый поэт написал под влиянием святителя. Стихи Пушкина из «Воспоминаний в Царском Селе» перекликаются с рассуждением святителя Филарета о нравственных причинах победы русского оружия над наполеоновской Францией – он видел их в Вере, верности Царю, любви к Отечеству. Пушкин запомнил отозвавшуюся в его юношеских стихах речь Святителя – спустя много лет, в 1828 году он сослался на нее в примечании к поэме «Полтава». Поистине удивительно, насколько созвучны слова священника в «Пире во время чумы» тому, что говорил, обращаясь к московской пастве, святитель Филарет во время холеры 1830 г.
Но святитель внес большой вклад и в куда более важную сферу человеческого бытия – в богословие. Свой знаменитый Катехизис, по которому потом училась вся Россия, он составил по поручению Святейшего Синода уже в 1822 году, еще будучи совсем молодым. Также под его руководством были изданы переводы на русский язык многих древних святых.
Вся жизнь святителя Филарета является подтверждением сказанного в Писании, что искать нужно прежде всего Царство Небесное, а все остальное – приложиться. Тот, кто разбирается в богословии, с легкостью может разбираться в менее значимых вещах: в государственной политике, искусстве, исторической науке, и т.д.
Святителю Филарете Московский, моли Бога о нас!
Игорь Друзь, председатель «Народного Собора» Украины