Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы завершил очередной этап работы, связанной с совершенствованием российского законодательства об образовании, включая преподавание основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, и особенностях получения теологического и религиозного образования.
13 ноября 2012 года под руководством председателя Комитета Я.Е. Нилова состоялось заседание рабочей группы по подготовке поправок к проекту федерального закона № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» в части особенностей изучения основ духовно-нравственной культуры народов России. По итогам заседания, в законопроект подготовлены поправки, которые решают ряд важных задач.
Во-первых, предлагаются поправки, направленные на юридическое закрепление равенства прав государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм, в том числе равное право на доступ к участию в государственных или муниципальных программах и проектах, получение государственного или муниципального финансирования. Сохраняющееся на сегодняшний день неравенство в этой сфере является нарушением конституционных прав граждан на образование, дискриминирует учащихся и педагогических работников негосударственных образовательных учреждений. Для того, чтобы равенство прав не осталось только декларацией, потребовалось разработать подробные поправки в целый ряд норм законопроекта: статья 3, 104, 106.
Во-вторых, предлагается дополнить законопроект нормами, регулирующими особенности образовательного процесса в кадетских корпусах. В этих целях предлагается дополнение главы 11 законопроекта статьей «Особенности реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными программами с целью подготовки несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства». Статья впервые закрепляет такой вид кадетского корпуса как кадетский казачий корпус.
В-третьих, предложенные поправки уточняют и конкретизируют положения, уже закрепленные в тексте законопроекта. В частности, предложения касаются урегулирования особенностей экспертизы учебников и пособий по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), указанным в п. 1 ст. 91, разработки примерных образовательных программ, проведения психолого-медико-педагогического обследования детей, иные редакционные правки в части религиозного образования.
Соавторами поправок стали председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Я.Е. Нилов, сопредседатели Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей С.А. Попов и С.А. Гаврилов, депутаты комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Е.Ф. Лахова, С.П. Обухов, М.М. Сафин, Р.В. Калюжный и первый заместитель председателя Комитета по образованию В.В. Бурматов.
Работа над законопроектом ведется давно; летом в Сергиевом Посаде в Московской духовной академии состоялось выездное заседание Комитета, на котором председатель Комитета Я.Е. Нилов обозначил актуальные цели работы по этому направлению. В числе них были названы прежде всего вопросы расширения преподавания православной культуры в общеобразовательной школе и укрепление положения негосударственных образовательных православных школ. Обсуждались на выездном заседании и перспективы развития теологического образования в высшей школе.
Многое из того, о чем говорили депутаты и эксперты в Московской духовной академии, сегодня нашло воплощение в поправках к закону «Об образовании в Российской Федерации» в части особенностей изучения основ духовно-нравственной культуры народов России.