«Кровь Государя и его Семьи – фундамент будущей России»

Диакон Владимир Василик о причинах, последствиях и духовном смысле расстрела святой Царской Семьи …

Сегодня исполнилось 94 года со дня злодейского убийства изуверами Императора Николая II и членов его Семьи, которые были расстреляны в ночь с 16 на 17 июля. Об истинных причинах, последствиях и духовном смысле трагедии рассуждает в интервью «Русской народной линии» к.филол.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик.

Злодейское убиение Царя Николая II с его Августейшей Семьей, наследником Цесаревичем Алексеем и дочерями-Цесаревнами Марией, Татианой, Ольгой и Анастасией, безусловно, имело глубокие политические, нравственные и богословские последствия.

Во-первых, коснемся событий политических. Реально пресеклась законная ветвь Дома Романовых, вместе с теми убийствами, которые были в Алапаевске, в Петрограде. Это ознаменовало конец 300-летней династии, столь потрудившейся для создания и укрепления Российской Империи. Большевики и не скрывали, что сам Царь им был не опасен. Их цель состояла в другом – уничтожить символ, уничтожить знамя монархии. На тот момент никакой политической вынужденности в этом акте не было, потому что Белое движение в своей массе было настроено не монархично. Достаточно сказать, что Колчак и Деникин в своих рядах монархистов преследовали. Временами для них была угроза просто попасть в белую разведку для дознания. Лишь под самый конец Белого движения оно стало монархическим.

Цель этого преступления была символической, не просто уничтожить монархию, а старую Россию, уничтожить её сакральный символ, каковым оставался Император и его Семья. Не случайно убиение Царской Семьи шло одновременно и синхронно с захватами церквей и монастырей, с кощунствами над иконами и мощами. Лютый античеловеческий и богоборный дух, который обуревал последователей Ленина и Троцкого, выразился в этом варварском убийстве.

Надо, однако, заметить, что большевистский лагерь не был единым в своем отношении к судьбе Царя и к цареубийству. Если крайние радикалы, связанные с интернациональными финансовыми системами большевики типа Свердлова требовали казни Государя после показательного процесса по образцу Людовика XVI, то наиболее прагматичный Ленин склонялся к тому, чтобы выпустить Царя в Германию за известные дивиденды со стороны кайзеровского правительства. Очевидно, что Государю давали понять, что его ждет жизнь и свобода, если он признает и легитимизирует Брестский мир. Но в этом и состоял подвиг Царя, что он на это не пошел, как показали изыскания Петра Мультатули. Расстрелом дирижировал Свердлов, но это не снимает вину с Ленина, который признал результаты екатеринбургского злодеяния, специальным актом принял к сведению, а, значит, и одобрил решения преступного сборища под названием «Екатеринбургский совет народных депутатов». В дальнейшем, к сожалению, ни один советский лидер не выразил своего отрицательного отношения к этому злодеянию. Более того, в брежневские времена было уничтожено и самое место злодеяния – дом Ипатьева. Кому это преступление было выгодно? Тем самым интернациональным структурам, которые финансировали революцию, стремились к уничтожению России. Людям типа Якоба Шиффа.

Что касается нравственных последствий, то они были далеко идущими. Именно с убийства Царской Семьи начинается волна красного и белого террора, который захлестнул Россию. Если оказалось возможным убийство, пусть бывшего, но правителя Российской Империи, который добровольно отрекся от Российского престола и не представлял никакой опасности, то, значит, убийство возможно по отношению к кому угодно: к Великому Князю, священнику, чиновнику, офицеру, рабочему и крестьянину. Доносы и террор – вот достижение и гений революции. После убийства Государя Россия вошла в кровавую полосу.

Другое нравственное последствие. Царская Семья, по сути, была идеалом православной семьи начала ХХ века. Это была семья, в которой царствовала любовь. Расстрел Царской Семьи – это расстрел семьи в целом. Не случайно вскоре после этого, в 1920 году, провозглашается ленинским декретом право на аборты, «свободная любовь», так называемые «гражданские» браки, т.е. простое сожительство. «Упоенное вином злодейство долго мы постигнуть не могли. За гибель Царского Семейства мы платили гибелью семьи», – написал я когда-то в стихотворении. Это был расстрел русской семьи.

Однако надо посмотреть на это событие ещё с другой стороны. Если Господь что-то попускает, то, очевидно, в конечном счете это происходит для некоей духовной пользы. Какова та духовная польза, которую можно извлечь из страданий Царской Семьи? Они явили в своей жизни неуклонное стремление следовать заповедям Христовым. Государь Николай II стремился в жизни воплотить идеал христианского правителя. Не его вина, а беда российского общества, что оно, к сожалению, оказалось не готово к христианской жизни. Оно стремилось к совершенно другим идеалам, не Богочеловечества, а человекобожия, не мира, а вражды, не совместного делания, а эгоизма, не нестяжательности, а сребролюбия и материальных благ. Кровь Государя и его Семьи – фундамент будущей России, России христианской, православной, единой и жертвенной.

Диакон Владимир ВасиликМожно сопоставить подвиг Государя с судьбой Иоанна Предтечи. Промыслительно сегодня совпали два Евангелия: от Иоанна 2-е зачало и Евангелие от Матфея 57-е зачало. Первое говорит о мучениках, а второе говорит о смерти Иоанна Предтечи. Подобно Иоанну Государь был предан новейшими иродами, внутренними и внешними, в руки палачей. Он был казнен потому, что жизнь его была несовместима с теми взглядами и программами, с теми безумными идеями, которые пытались навязать мнимые мироправители, краснобаи и лжепророки социализма и капитализма. Царь был несовместим с миром национальной и классовой вражды, с миром бешено развивавшегося империализма, транснациональных империй и сетевых структур. Его идеалом была Московская Русь, мирное православное сильное государство, которое для многих было, как кость в горле. Сословная монархия, построенная на принципах единства и взаимопомощи, мешала поборникам эгалитаризма, всемирного смешения, сторонникам уничтожения одних классов для возможности благополучной жизни других за счет чужой крови. Как Иоанн, Государь был предан в результате пляски самых различных иродиад в руки палачей. Но его кровь, как и кровь Предтечи, доныне вопиет к небу во свидетельство Христовой правды.

Существует точка зрения, согласно которой страдания Государя искупили Россию. Это утверждение богословски верным не является. Потому что у нас есть единый Искупитель и Ходатай – Иисус Христос, наш Господь, кровью Которого мы искуплены. Но в то же время Церковь знает, что молитвы святых имеют большое значение для судеб той или иной страны, что святые могут вымолить спасение для православной державы. От начала Святой Руси у нас было много таких ходатаев. В их числе святые страстотерпцы Борис и Глеб, святой князь Михаил Черниговский, Олег Рязанский, Михаил и Александр Тверские, многие князья-страстотерпцы. С их подвигом можно сопоставить подвиг Царя Николая и его значение для судьбы России. Отречение Государя, повлекшее за собой смерть его и Семьи, на тот момент явилось спасением для России как государства. Потому что, если бы он продолжал держаться за власть, это привело бы к гражданской войне, для которой было недостаточно сил у самого Царя, так как была не сломлена мощь Германии. В итоге могло бы произойти крушение линии фронта и оккупация всей страны. Отречение Государя продлило агонию армии и страны, но оно же и дало возможность сохранить российскую государственность и подписать Брестский мир, по которому граница шла примерно по современным границам РФ, а не по Уралу, как это могло бы быть.

Что касается духовного значения подвига Государя, то это великий пример следования Христу даже до Креста и до Голгофы. Это молитвенное предстояние Царя Николая за Россию, благодаря которому Господь нас ещё милует и спасает, несмотря на все наши беззакония. Неоднократно по молитвам к Государю, ещё до его прославления, происходили чудеса. Например, спасение целого отряда казаков, попавшего в окружение Красной армии и выбравшегося из болотистой местности только благодаря молитве Государя. Народ это чувствует, прославление Государя в 2000 году было чисто народным. Не случайно сегодня ночью 40 тысяч паломников направились от дома Ипатьева к Ганиной Яме. Это свидетельствует о том, что даже в нынешнее смутное, развращенное и маловерное время, через столько лет после трагедии, русские люди тянутся к своему последнему поистине великому Царю. Да поможет нам Бог следовать по стопам Императора Николая, быть добрыми подданными государства Российского и верными гражданами Царствия Небесного!