17 июня 2012 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения соборного храма святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине и первую Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.Ru.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
«Это большое событие — в первую очередь потому, что город Москва так разросся, что даже отдаленные окраины, поселки, деревни, лежавшие вне Москвы, сегодня стали частью столицы, как и то место, на котором мы с вами находимся. В городе Москве, как вы знаете, не хватает храмов Божиих. Невозможно вести пастырскую работу, когда тридцать, сорок, а иногда и сто тысяч жителей, из которых 80% люди крещеные, принадлежащие к Церкви, — а для них имеется только один храм и несколько священников.
В это, собственно говоря, и упирается сегодня миссия Церкви в больших городах. А ведь враг не дремлет, враг тут как тут и, используя средства массовой информации, пытается убедить народ, что Церковь, получившая такие свободы и такие богатства (хорошо было бы посчитать эти «богатства»!), неспособна ни уменьшить количества абортов и разводов, ни сократить преступность. Интересно провести простую параллель: что, если бы на 100 000 солдат приходился один, как раньше говорили, политрук, то есть лицо, ответственное за воспитание военнослужащих? Можно ли было спрашивать с него те показатели, которые предъявляются сегодня Церкви недоброжелательными внешними наблюдателями?
Наша главная проблема заключается в том, что катастрофически не хватает храмов и приходов — тех самых приходов, которые были бы центрами молитвы и одновременно образовательной, культурной, социальной деятельности; где проводилась бы работа с молодежью и с пожилыми людьми; приходов, вокруг которых объединялись бы жители микрорайона. Ведь, собственно говоря, по этому принципу строилась вся церковная жизнь в России — приход был центром села; приходы были центрами небольших общин, проживающих на территории городов. И люди знали друг друга, и священник знал своих прихожан, и был постоянный духовный контакт. К батюшке приходили с проблемами, с вопросами, с заботами, — он был первый, кто примирял мужа с женой, детей с родителями; первый, кто останавливал сползание кого-то из членов семьи в тот или иной порок. Чаще всего пьянство мужа прекращалось после слез жены, когда она приводила его, страдающего от этого порока, к священнику, и священник в присутствии прихода — а ведь все друг друга знали — перед крестом и Евангелием брал с него клятву, что тот прекратит пить. И ведь прекращали! Приход был местом духовного и физического исцеления; именно здесь люди знакомились со словом Божиим, получали толкование этих великих слов, назидание в практической жизни — будь то семейная или даже профессиональная.
А с какой позиции осуществлялось это назидание? Совсем не с той, чтобы Церкви приобрести некие преимущества, а с единственной позиции — актуализировать великие, неизменные и вечные христианские истины, которые Богом вручены роду человеческому через Церковь, для того чтобы люди научились мотивировать свои поступки именно христианскими убеждениями. Не соображениями ими понимаемой пользы, не соображениями конъюнктуры, не соображениями наживы, а совестью своей, проникнутой христианскими убеждениями.
И тогда вторично, знают люди закон или нет, развита законодательная система или нет — все живут по закону совести. Ведь так и жил наш народ! Хорошо было бы задать историкам вопрос, когда появились замки на русских хатах, в каком веке и в каком году. Люди никогда не закрывали своих домов. Никто не мог войти в этот дом и сделать что-нибудь плохое — только хорошее, если приходили на выручку. Миллионные контракты заключались без нотариусов, без подписей — люди только смотрели друг другу в глаза, пожимали руки и просили священника благословить.
Так строилась Русь. И это не идиллическая картина, это не романтизация прошлого — это примеры того, что происходит с народом, когда люди становятся верующими. Не раз в год приходящими в церковь, чтобы куличи освятить, а живущими верой, регулярно посещающими храм, изучающими слово Божие в образовательных учреждениях при храме.
Мы говорим сегодня о разрыве между старшим и младшим поколениями. А есть ли точка соприкосновения старших и младших? Дом перестал быть такой точкой. Дом становится местом конфликта, местом бесконечных споров и даже насилия, местом стрессов как для одних, так и для других. Благополучные дети из богатых семей становятся чужими для своих родителей. На что же уходят деньги? Поездки за границу, занятия спортом — но вдруг в какой-то момент семья сознает, что ее больше нет, что все друг другу чужие. Я могу до бесконечности продолжать эти зарисовки из нашей совместной жизни, это перечисление конфликтов и страданий человеческих.
Наверняка у людей вне Церкви есть некие рецепты, как всё это исправить. Только где эти рецепты? Где эти люди? Если кто-то сегодня и предлагает рецепт, то его осуществление работает на ту или иную политическую силу, на те или иные политические или корпоративные интересы — кто-то хочет получить политические или экономические дивиденды.
Школа перестала быть местом воспитания, вуз забыл, что это такое. Где же будет собираться наш народ? Где мы будем припадать к источнику благодати, к источнику истины, исцеляющему наши личные, семейные, общественные недуги? По милости Божией народ наш удивительным образом хранит веру, пройдя через тягчайшие испытания безбожного времени, продолжая и сегодня отражать нападки на Церковь, не поддаваясь искушениям и соблазнам. Как свидетельствует нецерковная и Церкви не симпатизирующая социологическая статистика, никакие кампании против Церкви не сокращают количества верующих. Еще раз хочу напомнить, что в этом году как никогда наполнились храмы Москвы и других городов России в дни Великого поста и Страстной седмицы.
Пусть это и будет нашим ответом на все нападки тех, у кого сил больше, чем у нас. Они 24 часа вещают по десяткам телевизионных каналов, они используют всю мощь Интернета — мы с вами не имеем такой силы и никогда не будем ее иметь. Но чтобы сохраниться как община веры, чтобы передать наш импульс всему народу, мы должны сердцем быть здесь, в храме, посещать его как можно чаще, приводить сюда своих детей — и в церковь, и в воскресную школу, участвовать в различных приходских проектах, будь то социальные, культурные или образовательные. Мы должны формировать социум вокруг храмов Божиих.
И строители, которые возвели храм, не должны относиться к этому как только к своему профессиональному делу — построил и пошел на другой объект. Этот храм должен войти в вашу жизнь. Посещайте его. Если живете далеко, то по крайней мере несколько раз в год приезжайте, привозите свою семью, покажите эту красоту, расскажите, что здесь и ваш вклад.
На этом месте создается удивительный духовный центр. Все началось с маленького дома, который в 1946 году по указанию Сталина был предоставлен Патриарху Алексию I. Затем, при Святейших Патриархах Алексии, Пимене и Алексии, это место стало расширяться. И что самое важное, не только расширяется пространство для работы Патриарха и Священного Синода, но и появляются новые храмы, и это место становится одним из духовных центров Москвы. А строительство храма святого благоверного князя Игоря Черниговского завершило одну из самых важных страниц в созидании этого Патриаршего духовного центра в Москве».
Русская линия