ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПРАВЕДНОГО ИОВА МНОГОСТРАДАЛЬНОГО, ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ВТОРОГО

Христос воскресе!

Сегодня Святая Церковь празднует день памяти святого праведного Иова Многострадального. Он прошел страшный путь богооставленности и скорбей, прошел путь таких страданий, даже смотреть на которые не могли близкие ему люди. Прошел путь, может быть, еще более страшный – полного непонимания и предательства всех, кто находился вокруг, в том числе жены, друзей. Он сохранил лишь надежду и упование на Бога, да мысль, что если Господь посылает ему все это – значит это необходимо для чего-то в этом мире. Необходимо и для него самого. Или для людей, живущих на земле вместе с ним, или для людей будущих времен.

В этом своем великом терпении, правде и уповании Иов получил то, о чем мечтает каждый богопочитатель – он получил общение с Богом: Бог лицом к лицу разговаривал с ним. Говорил ему о путях Своего Промысла.

Многие поколения людей взирают на святого праведного Иова как на учителя терпения и учителя шествия к Богу.

До самых страшных бездн отчаяния доходил праведный Иов, когда говорил: “Да сгинет день, в который я родился, и ночь, когда было сказано – сегодня зачат ребенок”. Он потерял все: имущество, дом, детей, свое здоровье. А потом он потерял последнюю связь с этим миром – понимание друзей и единомышленников. Три самых близких его друга, вместо того, чтобы, как они искренне желали, утешить Иова, стали выискивать его грехи, просчеты, за которые Господь его наказал.

А Иов, зная свой путь и не отрицая своих грехов, все же говорил: “Нет, нет таких страшных грехов на мне, за которые на меня могли обрушиться столь страшные мучения. Но Господь милостив и человеколюбив, не зря Он это мне посылает”. Друзья, так и не смогли утешить его, пока не утешил его Сам Бог.

Иов познал, что Господь всегда был с ним и что Господь его понимает, жалеет и любит. Хотя он, Иов, никто и ничто пред Богом. Как и каждый из нас.

На вершине этих страшных испытаний господь явился ему Сам… Он умножил дни Иова, послал ему и детей, и благоденствие… Иов, примиренный с Богом, с жизнью и самим собой, закончил свой путь.

Сегодня мы празднуем память человека, имя которого стало “пререканием в людех”, “притчей во языцех”, по выражению Псалтири. Сегодня день рождения убиенного Императора-страстотерпца Николая II.

И сегодня так же, как некогда друзья Иова, многие наши современники, размышляя об этом человеке, претыкаются и порой, не понимая пути Божия и особого пути этого человека, не только не понимают его, но и изрыгают страшные хулы на него.

Сегодня, когда подходит время прославления его в сонме Новомучеников российских, когда множество свидетельств о чудотворениях, происшедших по его молитвам известны в России, когда благоговейная любовь к нему и молитва умножаются, многие начинают говорит о том, что не может быть и речи о прославлении этого святого – новомученика, страстотерпца, исповедника – и вменяют ему в грех то же самое, что вменяли Иову. Он и этим согрешил, говорят они, и в том неправильно поступил.

Говорят, что ах, зачем он отрекся от престола. И в жизни у него были известные человеческие слабости. За это, рассуждают, и постигла его и Россию наказание Божие. И начинают переводить жизненный путь, житие этого великого подвижника (по другому не назвать его), великого исповедника и печальника о Русской земле и о Русской Церкви, начинают переводить разговор о нем в область политическую, совершенно чуждую тому Небесному Царству, в котором пребывают души человеческие, души, отшедшие от нас.

Так же, как Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Император Николай II, Государь знал, что ничего случайного не бывает, и знал, что после благоденствия, трудов и мира настанут страшные испытания для него, для всей России и для его семьи. Так же, как у Иова Многострадального, последним и самым страшным испытанием, которое перенес Николай, было “предательство, трусость, обман” и полное непонимание почти всех, кто находился вокруг него. Приходили люди, пытались утешить его, давали ему какие-то советы, но все эти советы были пусты… не духовны. Все эти советы были, как советы змия, все эти советы убивали и его, и Россию, и Православие. Трусость, обман, предательство – вот что царило вокруг того, быть может, единственного Императора России, который до конца осознал свое призвание, до конца осознал, что он поставлен Богом в смирении, кротости и любви вести русский народ к Небесному Царствию через этот земной путь. Пожалуй, никто из тех, кого Господь призвал на это высокое служение, в такой степени, как Император Николая Второй, не понимал этого. И Государь сподобился величайшей милости от Бога – пострадать за Христа и за Его Церковь.

Для тех, кто пребывает в смущении от сомнений по поводу того, как же он отрекся, отошел от престола в самый страшный момент истории России, напомню: когда царь возвращался в бунтующий Петроград, он был полностью изолирован, его окружали генералы-предатели, которые давали ему ложные сведения о том, что происходит, которые ждали его отречения, ненавидели единовластие в России, жаждали гнилых и страшных свобод для падшего человеческого естества, вскоре ими в полном объеме полученных.

“Везде измена, трусость и обман”, – вот что записал Государь в последний день перед отречением. Везде измена, трусость и обман. Как Спасителя предал Его ученик, а любящие апостолы бежали, так и раба Божиего, служителя Господня и подражателя Христу, Николая также предали и бежали от него. И нам ли ставить это в укор ему?

В сегодняшнем Евангелии о слепом мы слышали, как Спаситель сказал: “Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать”. То же самое произошло и в 1917 году – настала ночь, и уже ничего нельзя было сделать, кроме того, чтобы со смирением и с терпением дальше нести свой страшный крест. Когда к одному из величайших старцев, к иеросхимонаху Аристоклию, пришли в 1918 году офицеры и сказали: “Благословите, батюшка, нас воевать против бунта, чтобы вернуть Россию на прежний путь”, – он сказал: “Бесполезно, гнев Божий нашел на Россию за отступление от Бога, и что бы вы ни делали, ничего не получится, только кровь прольете”. То же самое говорил и старец отец Алексей (Мечев). И в этом же духе, в духе прозорливости, пророческом духе пребывал и Император в эти дни.

Он понял, что вершатся судьбы Божии над Россией, а суета и необдуманные действия будут сейчас ей только во вред. Он не уехал из России, хотя было множество возможностей: и в Англию, во Францию отбыть и в другие страны- царь остался в России для того, чтобы до конца вместе со всеми пронести свой крест. Он так и говорил: “Если сейчас в России нужна жертва, то этой жертвой буду я”. Император Николай и стал этой жертвой в 1918 году в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, приняв мученическую смерть: и сам, и его супруга, и дети.

Он знал, что не случайно родился в день Многострадального Иова. Святой праведный Иов получил воздаяние, которое мог Господь ему дать во дни Ветхого Закона (только на этой земле тогда давалась радость воздаяния людям), – умножилась жизнь его, и дети, и имение. Но последователь по жизни святого страстотерпца, праведного Иова Многострадального, Государь Император Николай II, страдавший и за свои грехи, и за грехи всего народа, получил воздаяние в Царствии Небесном. И сейчас величайшим счастьем для него является молитва за тот народ русский, за который он и поныне несет ответственность как последний Император и Самодержец России. И это страшное великое послушание он пронес через жизнь, через смерть и несет в жизни вечной.

Поэтому будем молиться, уповая на Господа, чтобы Господь просветил наши слепые очи духовные, просветил наш ум, чтобы мы могли отличать неразумное, ложное благочестие от истинного пути Божьего, который есть крест, терпение и жертвенная любовь.

Сегодня после Божественной литургии мы отслужим панихиду и будем твердо надеяться, что в свое время Господь в Церкви Своей прославит мученика и исповедника, последнего русского Императора, и тогда особая его молитва, верую, особым образом скажется и на жизни России, и на жизни Русской Церкви, и на жизни каждого из нас.

Христос воскресе!

Седмица.ру

6/19 мая 1996 г., Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Ин. 9, 1-38)

Архимандрит Тихон (Шевкунов)