В этом году «Русская народная линия» планирует издать сборник статей, посвященных истории и феномену предательства в России на примере четырех наиболее известных предателей нашего Отечества: князя Андрея Курбского, гетмана Мазепы, генерала Андрея Власова и президента СССР Михаила Горбачева. В сборнике также будут рассмотрены непрекращающиеся попытки героизации и оправдания предателей России. (Ранее свое мнение по поднятому вопросу высказал известный русский ученый, доктор исторических наук Александр Николаевич Боханов).
Сегодня предлагаем вниманию мнение известного русского историка, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, доктора исторических наук Игоря Яковлевича Фроянова о предательской деятельности князя Андрея Курбского:
«Историческая известность Андрея Курбского в значительной мере, лучше даже сказать, в полной мере, определяется тем, что он тесно связан с именем Царя Ивана Грозного. Если бы не было этой исторической связки, то известность Курбского в отечественной истории была бы довольно скромной, а то и вообще князь был бы предан забвению. Внимание же к Ивану Грозному объясняется тем, что он является наиболее ярким олицетворением российского самодержавия, против которого, начиная с декабристов, велась непрерывная, систематическая и планомерная борьба. Эта борьба меняла формы, внешний рисунок, но суть ее оставалась одной – ниспровержение российской власти, создавшей Российскую Империю, включая Красную Империю (СССР), укрепившей её мощь и выведшей на передовые рубежи в мировой истории. Вот почему Курбский с этой точки зрения фигура, конечно, политическая.
А если говорить о личной роли Курбского, то, несомненно, он сыграл в нашей истории роль предателя. Некоторые современные ученые, публицисты, просто праздные любители отечественной истории называют его «первым русским диссидентом». Тем самым ему придается особое историческое значение как предтечи либерализма в России. Признавая предательскую роль князя Курбского, необходимо прояснить историю его предательства. Эта история связана с той политической борьбой, которая происходила во время Ивана Грозного. Нам известно, что против Ивана Грозного, против «самодержавства» российского выступали определенные силы, организованные, но отнюдь не хаотичные. Формой их организации являлась так называемая «Избранная Рада» (название, придуманное Курбским), куда входили известные исторические персонажи, такие как поп Сильвестр и Алексей Адашев. К ним примыкал и Андрей Курбский. Это был кружок людей, которым всецело доверял Иван Грозный, которых чтил и ценил за добрые, как ему казалось, советы. «Избранную Раду» называют иногда негласным правительством при Грозном. Я бы только добавил, что то было правительство предательства русских национальных интересов. Оно повело скрытую борьбу с российским самодержавием, только что завершившим свое становление и еще не устойчивым, не прочным. «Избранная Рада» пыталась повернуть политическое развитие России в русло конституционной монархии западного типа. На этой почве и развернулась ожесточенная политическая борьба, которая и привела Курбского к измене родине.
Длительное время среди историков бытовало мнение, будто Курбский, неожиданно узнав о готовящейся против него репрессивной акции, спасаясь, убежал за рубеж. Но, как стало ясно в результате исследований последних 2-3 десятилетий, он задолго до своего побега вел тайные переговоры и обменивался письмами с западными политическими деятелями, в том числе и с польским королем. Поэтому его бегство было заранее подготовлено, а не произошло в одночасье и в спешном порядке. Но Курбский, конечно же, понимал, что он нужен западным соседям России в качестве источника важной информации, и надо сказать, что он продавал эту информацию. Ему хорошо заплатили за предательство. Значительные суммы, как бы сейчас мы сказали, «в валюте» он получил, будучи еще в России. Так, когда он бежал за рубеж, то захватил с собой огромную по тем временам сумму в иностранных деньгах: 30 дукатов, 300 золотых талеров, 500 серебряных талеров. Другой вопрос, что его на границе обобрали и все отняли, но бежал он с большими деньгами и получил их за то, что поставлял очень важную информацию Западу, которая помогала западным недругам в борьбе с Россией. А когда он оказался там, то продолжал предавать Россию – именно он посоветовал польскому королю натравить на Россию крымских татар, именно он передал секретные сведения о расположении и передвижении русских войск, что порой приводило к очень досадным поражениям русской рати. Также он активно участвовал в походах против России, сопровождавшихся грабежом и разрушением православных храмов.
Курбский не был православным человеком в подлинном смысле этого слова, Иван Грозный уличал его в симпатиях исключительно к «ветхословию». Это – любопытная деталь, поскольку на Руси в это время гуляла ересь жидовствующих, приверженцы которой выдвигали на первый план Ветхий Завет в ущерб Новому Завету. Есть данные, позволяющие с большой степенью вероятности предположить о том, что Курбский «хромал» по части православной веры и, возможно, был даже причастен к ереси, как и его приятель по «Избранной Раде» Алексей Адашев. Тогда становится понятным активное участие Курбского в походах польского короля, во время которых сжигались и разрушались православные храмы.
Верхом негодяйства были настойчивые и столь же неисполнимые просьбы Курбского, обращенные к польскому королю, дать ему 30-тысячную армию, с помощью которой он обещал захватить Москву. Это был безумный и самонадеянный план, но он зафиксирован в исторических источниках. Таким образом, Курбский выступал вместе с заклятыми врагами России, помогал им, за это получал огромные деньги и значительные земельные пожалования, когда оказался за пределами России. Как все это можно назвать? Только одним словом – предательство».