Ответ диакону Владимиру Василику …
Но как раз протоиерей Георгий ничего не забыл, а вот мои оппоненты, по-видимому, не знали, не знали, да забыли общеизвестное учение Православной Церкви о том, что все ветхозаветные праведники, в число которых входят и 14 тысяч убиенных Вифлеемских младенцев, до искупления, содеянного Господом Иисусом Христом на Кресте, шли в ад, на лоно Авраамово. И лишь на третий день по искуплении, т.е. в Свое Воскресенье, Господь извел их из ада. И каждый желающий легко может убедиться в этом через несколько дней, на Пасху, посмотрев на каноническую икону Воскресения Христова, на которой Господь изображен изводящим из ада души этих праведников, среди которых находились и души Вифлеемских младенцев. Так что участь последних с удивительной точностью подтверждает как раз именно то мнение, что души не крещеных деток, подобно этим младенцем, идут в ад, на лоно Авраамово, а совсем не противоположное мнение моих оппонентов.
И что за странный аргумент, состоящий в том, что Вифлеемские младенцы, будучи не крещеными, канонизированы Церковью? Так ведь все ветхозаветные праведники, будучи не крещеными, ибо крещения тогда не было, – канонизированы Церковью. В том числе Адам и Ева (их память в Неделю святых праотец), и что с того? Повторяю, до Воскресения Христова души всех ветхозаветных праведников пребывали в аду, на лоне Авраамовом. А Адама и Еву Господь изводит из ада первыми, что символически изображено на иконе Воскресения, где Он держит Адама правой рукой, а к Еве простирает левую руку. Если же нас хотят укорить, что, вот, мол, не крещеные Вифлеемские младенцы, которые ничего доброго лично не сделали, но лишь невольно пострадали за Христа, – канонизированы. То мы ответим, что Православная Церковь действительно иногда канонизирует младенцев, которые невольно пострадали от рук, например, ритуальных убийц, как это было с младенцем Гавриилом Белостокским, прославленным Церковью в качестве мученика (память 20 апреля по ст.ст.). Но это относится лишь к крещеным детям, а убиенные Вифлеемские младенцы канонизированы не крещеными, как и все ветхозаветные праведники, потому, что, повторяю, крещения тогда еще не было. Так что не надо этим спекулировать!
Все это я посильно постарался изобразить в своей прошлой статье «Об участи Вифлеемских младенцев». По ее поводу также высказывались разные мнения, но наиболее интересный вопрос задал известный автор РНЛ, уважаемый мною диакон Владимир Василик. Цитирую: «Досточтимый о.Георгий… Как Вы в контексте Ваших рассуждений рассматриваете Видение Василия Нового, согласно которому души некрещеных детей на Страшном Суде ВСЕ ИДУТ в место покоя на Западе?». Думаю, что о.Владимир, будучи незаурядным православным богословом, сам прекрасно знает ответ на этот вопрос, но хочет оказать мне услугу, поскольку этот ответ будет в пользу моего вышеприведенного мнения.
Но сначала полностью приведу это видение, процитировав его все с того же сайта «Православие в России». Итак: «О младенцах, не просвещенных святым крещением. И после этих отделил Господь от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Посмотрел Господь на них и сжалился над ними с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их за то, что не просветили их святым крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им покойное место на западе и несколько причастное наслаждению вечному, но так, чтобы они не видели лица Господня. Они же всегласно прославили Бога: «Владыко, Господи, благословен Ты и благ и милосерд, потому что, как Господь жизни и смерти, лишил нас временной жизни неисповедимыми Твоими судьбами; но одного у Тебя просим: помилуй нас, Господи!» И Господь даровал им малое утешение. Это были младенцы, не принявшие святого крещения. Возрастом все они были одинаковы».
Интересно, что мои оппоненты на этом сайте считают эту цитату подтверждающей их ложное и не православное мнение, состоящее в том, что некрещеные младенцы по смерти идут в рай. Они по своей богословской безграмотности не замечают ключевые слова сей цитаты: «покойное место НА ЗАПАДЕ». Что же это за место? Очевидно, что это явно не рай, который согласно учению Св.Писания и Св.Предания находится на востоке: «И насадил Господь Бог рай в Едеме НА ВОСТОКЕ» (Быт.2,8). А что же находится на западе, который противоположен востоку? Логично предположить, что там находится противоположный раю ад. Что подтверждает и цитируемое моими оппонентами житие преподобного Василия Нового (память его как раз в эти дни, 8 апреля по н.ст.). Так в примечании к этому житию говорится: «Восток представляется в Св.Писании страною света, символом Царствия Христа, Который называется Востоком свыше, тогда как запад является синонимом царства тьмы и мрака, царства сатаны» (Св.Димитрий Ростовский, Жития святых. Книга седьмая. М., 1906., с.537).
Так что, как видим, и эта цитата подтверждает, что не крещеные младенцы получают от Бога покойное место на западе, т.е. в аду; покойное, потому что там, как и на лоне Авраамовом, нет мучений. И как евангельский Лазарь они имеют на этом лоне малое утешение (ср.Лк.16,22.25). Забавно, что один из основных укоров людей с вышеупомянутого сайта в адрес нас, отстаивающих православное учение о том, что не крещеные младенцы идут в ад, состоит в том, что мы, якобы, проповедуем «безнадежное для этих младенцев учение». Конечно, если по своей богословской безграмотности считать ад только местом страшных и безысходных мучений, то это действительно выглядит так. Но если помнить, что там есть место покоя и утешения – лоно Авраамово (из которого Господь уже однажды извел души праведников в рай, память чего мы будем совершать через несколько дней на Пасху), – то это совсем не так. И кстати сказать, как это видно из цитаты жития преп.Василия, взятой с самого сайта «Православие в России», сами не крещеные младенцы, находясь, по-видимому, в аду, на лоне Авраамовом или подобном ему месте, свое положение отнюдь не считают чрезвычайно печальным и безнадежным. Но, наоборот, благодарят Бога за Его к ним милость: «И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им покойное место на западе и несколько причастное наслаждению вечному, но так, чтобы они не видели лица Господня. Они же всегласно прославили Бога: «Владыко, Господи, благословен Ты и благ и милосерд, потому что, как Господь жизни и смерти, лишил нас временной жизни неисповедимыми Твоими судьбами; но одного у Тебя просим: помилуй нас, Господи!» И Господь даровал им малое утешение. Это были младенцы, не принявшие святого крещения».
Еще одно ложное мнение, которое хотят приписать мне на этом сайте, что я, якобы. ради благих нравственных целей (уменьшения абортов) искажаю догматическое учение Церкви. Как они мнят, цитирую: «Протоиерей Георгий Городенцев так высказывается о посмертной участи младенцев потому – что считает: таким пропагандистским трюком он будет способствовать уменьшению количества абортов. Резюме для его статьи можно подвести такое: “Я везде говорю, что не крещённые младенцы попадут в ад – для того, чтобы аборты делать неповадно было!”
Ребята, не надо фантазировать, приписывая мне небылицы! Все гораздо проще: просто здравое православное догматическое учение соответственно приводит и к здравым нравственным выводам; и, наоборот, ложное, не православное учение ведет к искажению нравственности. Так и здесь: здравое, православное учение, состоящее в том, что души некрещеных младенцев идут в ад, естественно предостерегает матерей, в которых есть хоть какая-то крупица веры, от абортов. А вот противоположное учение явно поощряет их к этому, ведь согласно ему: «души этих убиенных младенцев, якобы, идут в вожделенный для всех людей рай». Далее, православное учение заставляет родителей таких детей, особенно их матерей, вымаливать у Бога души этих младенцев, как находящихся в аду. А противоположное учение склоняет их к нерадению, утверждая, что они итак в раю.
Так кто же на деле проповедует безнадежность для этих деток, мы ли, православные, призывающие их матерей молиться за них, давая им этой молитвой надежду на лучшую участь, или наши оппоненты, явно или неявно склоняющие этих матерей к противоположному?!