В связи с многочисленными обращениями граждан, обеспокоенных применением новейших технологий идентификации личности, Синод Белорусской Православной Церкви полагает необходимым вновь разъяснить церковную позицию по данным вопросам.
Новый век открыл для человечества технологии, которые затрагивают все сферы общественной и частной жизни. Речь идёт, в том числе, о биометрических технологиях, применяемых для идентификации личности. Проблема соотношения эффективных способов контроля с защитой прав человека волнует как граждан, так и общественные, религиозные организации.
Церковь не считает негативным использование достижений технического прогресса во благо человека, в том числе в целях обеспечения безопасности общества. Однако, как у любого явления, в этой области возникают вопросы практической реализации. Появляются проблемы и ошибки, которые сложно предвидеть заранее. Сегодня становится очевидным, что внедряемая система опознавания и контроля не всегда отвечает требованиям неприкосновенности и безопасности личной жизни человека, охраны его чести и достоинства, предотвращения преступности.
Таким образом, основные опасения, связанные с введением так называемых биометрических паспортов, а также новых систем учета, лежат не столько в духовной, сколько в правовой плоскости, в частности, в сфере прав и свобод человека, защиты от тотального контроля, от вторжения в личную жизнь.
Возникает вопрос, готовы ли соответствующие государственные структуры взять на себя ответственность за сохранность конфиденциальной информации, предоставить гражданам надежные правовые гарантии ее нераспространения? Ибо известны факты, когда секретные и «защищенные» базы данных о налогоплательщиках, кредитополучателях и иных категориях граждан оказываются доступными в информационном пространстве.
Одним из главных оправданий всеобщего контроля называется борьба с терроризмом. Однако создание и внедрение новых технологий учета и контроля началось задолго до сентября 2001 года, когда активизировалась антитеррористическая работа.
Под сомнение ставится основополагающий правовой принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым недопустимо относиться к человеку как к потенциальному террористу и на этом основании устанавливать над каждым контроль.
Недобросовестное управление конфиденциальной информацией, находящейся в руках отдельных групп, может стать серьезной угрозой для человечества, т.к. информация в современном мире является мощнейшим инструментом воздействия и манипуляций.
С учетом стремительного развития высоких технологий, можно констатировать, что информационная безопасность является одной из гарантий неприкосновенности личности и государственного суверенитета.
На сегодняшний день вопрос альтернативной системы идентификации граждан в Беларуси становится все более актуальным, поскольку в связи с неприятием частью населения новых технических систем и соответствующих документов многие не имеют возможности реализовывать свои жизненно важные конституционные права.
В некоторых государствах существует альтернатива новым системам учета граждан. Так, 16 июля 1999 года Верховная Рада Украины приняла Закон № 1003-XIV “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей”. Этот документ предоставляет возможность желающим осуществлять отдельные социальные функции без использования идентификационного номера.
В заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 07.03.2000 г. содержится призыв к органам государственной власти о предоставлении возможности иметь альтернативную систему учета граждан с целью их доступа к социальным, медицинским, страховым и прочим услугам.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем обращении к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 г. подчеркивает: «Учитывая несовершенство правовой базы и используемых технологий, их уязвимость для преступного воздействия, повсеместные утечки информации, что создает реальную угрозу не только жизни и безопасности отдельных граждан, но и государства в целом, – все преимущества данных технологий, включая удобство использования и экономичность, могут быть моментально перечеркнуты по простой неосторожности обслуживающего персонала. В связи с этим некоторые граждане хотели бы пользоваться альтернативной системой сбора данных (без личных идентификационных номеров, а также устройств, которые позволили бы идентифицировать человека без его ведома в общественных местах, при совершении покупок и так далее)».
Прошедший в 2011 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви, в частности, постановил: «В связи с поступлением многочисленных обращений верующих Собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации, в том числе при получении медицинской помощи и социальных благ» (Определение Освященного Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» пункт. 45).
Священноначалие Белорусской Православной Церкви на протяжении ряда лет неоднократно обращалось в государственные учреждения различного уровня с просьбой принять во внимание позицию части наших сограждан и предоставить им возможность пользования альтернативными системами учета. Поскольку проблема до настоящего времени по существу не решена, необходима активизация диалога Церкви и государственных учреждений и поиск возможностей положительного разрешения данного вопроса.
ФОТО: Игорь Каминский