Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев заявил, что в Русской церкви остро стоит проблема с материальным обеспечением церковной жизни.
“Как правило, городской священник нигде, кроме храма, не работает, хотя в наше время бывают случаи совместительства, когда священник подрабатывает на светской работе. В бедных сельских приходах, где и до революции священнику приходилось пахать, питаться огородом, сейчас бывают совсем трудные, практически невыносимые условия”, – сказал он в интервью, которое публикует журнал “Нескучный сад”.
По словам отца Владимира, в городских же приходах священнику работать некогда: все время отнимают “заботы, связанные с жизнью храма, который часто нужно еще и восстанавливать или капитально ремонтировать”.
“Прежде, чем воспитается правильное жертвенное отношение к церковной жизни у современных христиан, многие священники могут уже “протянуть ноги”. Поэтому нужно думать о срочных мерах помощи малоимущим приходам и бедному духовенству”, – подчеркнул он.
На взгляд ректора ПСТГУ, “очень уместно и естественно было бы для священника совершать все требы бесплатно, служить бескорыстно, но при этом с полным правом и чистой совестью почаще и построже напоминать своим прихожанам о том, что именно они должны позаботиться о починке храмовой крыши, о сборе денег на текущий ремонт или убранство храма, может быть, даже конкретно – на приобретение какого-то предмета храмовой утвари”.
“Также можно собрать деньги в помощь больному или крайне нуждающемуся прихожанину. И этим вовсе не обязательно должен заниматься сам священник. В приходе обязательно найдутся ревностные и честные люди, которые возьмут на себя такие обязанности. Самое главное – переломить потребительскую психологию, которая удивительно легко и гармонично уживается с коммерческим подходом к храмовой жизни в сердцах современных христиан”, – сказал священник.
Он выразил сожаление, что у современных христиан не воспитано чувство ответственности за Церковь, за храм, “они не понимают, что, считая себя членами Церкви, они должны участвовать в ее материальном обеспечении. Они предпочитают оплачивать лишь свои личные “духовные нужды”: пришел в храм, купил себе что-то вроде индульгенции, и все в порядке”.
По словам отца Владимира, потребительское отношение к храму, убежденность в том, что “у них там денег много”, “глубоко внедрились в сердца целого слоя новых прихожан”.
“Не говоря о том, что такое представление не соответствует реальности, можно утверждать, что оно духовно глубоко неправильно, а в случае, где мало прихожан, треб и нет богатых спонсоров, такая психология ставит храм и священника на грань выживания”, – констатировал он.