«Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней», — говорится в Священном Писании (Пс. 23, 1). Святые отцы единодушно утверждают, что под словом «земля» следует подразумевать весь тварный космос. Господь поставил перед нами цель — наполнять нашу планету, изучать Вселенную. Поэтому стремление человека подняться к звездам — не блажь. В человеческую природу Богом заложено стремление к знаниям — стремление познавать новое, делать полезные открытия. И космос может дать человеку эти знания — знания о Земле и Вселенной. Главное — с какой целью, с каким намерением человек стремится в космическое пространство. И если он руководствуется гордыней, какими-то страстями, то, конечно, из этого ничего хорошего не выйдет. Без развития и укрепления веры научные достижения сами по себе пагубны для человека — зачастую они приводят к разрушению, развитию гордости и вреду для ученого и человечества. Но если наука развивается параллельно с верой, если исследователь изучает космос с благословением, с помощью Божией и молитвой, то это дело богоугодное и важное. Ведь изучение удивительной и непостижимой Вселенной не может не свидетельствовать о существовании премудро устроившего этот мир Творца.
Что важнее для космонавта — вера или наука? Отдаляют ли его от Бога полученные знания и опыт или наоборот? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо помнить, что для любого человека Бог должен стоять на первом месте в жизни, независимо от того, является ли он космонавтом, врачом или дворником. Цель нашей жизни — спасение, стяжание благодати Духа Святаго, Богообщение, а космонавт — это всего лишь профессия. По словам святителя Феофана (Говорова), «в живом, внутреннем, непосредственном общении Бога с человеком и человека с Богом и есть его последняя цель»[1]. Каждый человек призван стяжать это Богообщение, очистить свое сердце, научиться любить Бога и ближнего, как самого себя. Однако по сравнению с остальными людьми космонавты все же находятся в более тяжелых условиях: их работа сопряжена с высоким риском для жизни, на их плечах лежит колоссальная ответственность. Но главное отличие космонавтов от людей других профессий — они всегда находятся на пике научно-технического прогресса, и все сложности, проблемы, борьба между наукой и религией, верой и разумом (имеется в виду внутренняя борьба, в сердцах) здесь острее. В результате самоотверженной работы космонавтов мы можем наблюдать определенную научную картину мира, и если ее соединить с той, которая дается человеку через любовь и Богообщение, тогда и возникает правильный взгляд на мир, на человека и на космос.
Сами космонавты свидетельствуют о том, что интерес к науке не противоречит их вере, а изучение столь премудро устроенной Вселенной может только укрепить эту веру.
«Без веры в нашем деле трудно, почти невозможно, — утверждает Алексей Архипович Леонов[2]. — Космонавт, отправляющийся на орбиту, должен знать, что все будет в порядке. Это сейчас можно получить благословение у священника, сходить в церковь, как многие и делают. Раньше этого не было… Тогда, в 1965-м году, выйдя из корабля, я вдруг подумал: ‟Человек — песчинка, но разум этих ‘песчинок’ позволил мне оказаться среди звезд”. Это была действительно божественная картина. Звезды были везде: вверху, внизу. А подо мной плыла Земля».
«Господь нам дал возможность изучать мир, — рассказывает летчик-космонавт Валерий Корзун. — Он не только сказал людям: ‟Плодитесь и размножайтесь”, но и дал возможность заниматься такими фундаментальными науками, как физика, астрономия и другие… Религия и наука не противоречат друг другу. У нас было много ученых, которые тайно постригались в монашество и делали при этом важные научные открытия. Эти открытия подтверждают многие библейские факты вроде всемирного потопа: наклонение земной оси, толщина и состав атмосферы и многое другое свидетельствует нам о том, что всё в этом мире неслучайно. Поэтому перед полетом мы призываем имя Божие, просим благословения, служим молебны в лавре Преподобного Сергия… Не скажу, что все космонавты являются именно православными христианами, но практически все — люди верующие, и за всю свою многолетнюю практику я встретил только двух человек, которые отказались перед полетом от благословения и молебна в лавре».
етчик-космонавт Юрий Лончаков также свидетельствует:
«Вера в Господа, наша православная, правильная вера дает огромные силы, вдохновение на эту нелегкую, опасную работу… Впервые я целиком прочитал Библию на орбите. Во время прочтения возникало очень много вопросов, я их записывал и, когда было время, звонил на Землю батюшке. Работа у нас очень тяжелая, но когда ты вечером возвращаешься в свою каюту, открываешь и читаешь Писание, это очень укрепляет и вдохновляет на дальнейшие труды».
Бывали случаи, когда на орбиту человек улетал неверующим, а воцерковлялся во время полета. Так, например, космонавт Василий Васильевич Циблиев, командир экипажа, перед полетом спросил своего бортинженера Александра Ивановича Лазуткина: «Ты крещеный?» Получив отрицательный ответ, он очень расстроился, потому что понимал одну важную вещь: крещеному человеку легче выполнять ответственное задание. В результате открытого душевного разговора Александр Иванович крестился прямо на Байконуре. Другие космонавты рассказывали, как, когда они видели всю красоту мироздания, к ним приходило осознание, что Вселенная не могла возникнуть сама собой из хаоса, что здесь чувствуется рука Премудрого Творца. Об этом, в частности, рассказывал Геннадий Михайлович Манаков. Во время выхода в открытый космос он понял, что никогда такой особенной планеты не могло получиться благодаря эволюции. А космонавт Юрий Иванович Онуфриенко вспоминал, как по возвращении из полета на Землю у экипажа не сработала парашютная система. Вот тогда он и научился молиться — и Господь эти молитвы услышал…
У космонавтов давно уже сложилась традиция — перед отправкой на Байконур посещать Троице-Сергиеву лавру и молиться у мощей преподобного Сергия. Космонавт Геннадий Падалка комментирует это так:
«Мы приезжаем, чтобы набраться духовных сил на предстоящую нам работу. Это не только традиция, но и зов души. Никто никого не неволит, все ребята с большим удовольствием приезжают, потому что эта поездка дает силы, крепость духа».
Можно сказать, что начало доброй традиции положил сам Юрий Гагарин, посещавший лавру со своим другом Валентином Петровым — преподавателем Центра подготовки космонавтов. Вот что рассказывал об этом впоследствии Валентин Васильевич:
«В той поездке меня больше всего поразил вот какой случай. Отец-наместник предложил пройти к нему в келлию, а Гагарин сделал паузу и говорит: ‟Валентин, ты в келлии был?” Я говорю: ‟Нет”. Он говорит: ‟Я тоже не был”. И со своей обворожительной улыбкой обращается к наместнику: “Батюшка, а давайте сделаем так: сначала к мощам преподобного Сергия, а потом куда угодно!” После того как мы приложились к раке с мощами, Юрий Алексеевич меня спросил: ‟Ты почувствовал что-то?” Я говорю: ‟Да. Какой-то необыкновенный запах. Такая благодать, Юра”. Он говорит: ‟Вот видишь! Я думал, это мне одному показалось”».
После поездки в лавру Юрий Гагарин в своем выступлении в декабре 1965 года на пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном патриотическому воспитанию молодежи, говорил о том, что необходимо восстановить храм Христа Спасителя, поскольку он является отечественным достоянием, воспитывающим в юношестве патриотизм. Храм был возведен в честь победы в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном усилиями всего российского народа, и его необходимо восстановить как символ победы. Во время выступления Гагарина все в зале верили, что это взгляд руководства страны, а не лично космонавта. После выступления позвонили Брежневу и доложили о случившемся, указав, что такое заявление можно расценивать как шаг Гагарина от коммунизма в сторону Православия. Первый секретарь ЦК комсомола Павлов во время перерыва сказал Юрию Алексеевичу, что его спас Брежнев. Леонид Ильич тогда на претензию ответил: «Не трогайте Гагарина, это его мнение. Скажите, что на восстановление храма денег нет. А Триумфальную арку восстановим в ближайшее время».
В 1988-м году командир станции «Мир» Владимир Георгиевич Титов уже открыто, прямо с орбиты, поздравил землян с тысячелетием Крещения Руси. Перед этим знаменательным полетом у него было два неудачных старта — в первом кораблю не удалось состыковаться с космической станцией, а во время второго на стартовом комплексе возник пожар, и срабатывание системы аварийного спасения предотвратило трагедию. Владимир Титов тогда поделился своими переживаниями с Валентином Петровым: «Понимаешь, если бы меня кто-то благословил, то я бы не так переживал». И тот ответил: «Володя, о чем речь? Давай поедем к владыке Филарету (Вахромееву), я сейчас с ним свяжусь!» Владыка в то время являлся председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата и был хорошо знаком с Валентином Васильевичем. Владимир Титов тогда впервые увидел архиерея, а владыка повел себя так, как будто знал космонавта всю жизнь. Подарив Владимиру Георгиевичу Казанскую икону Божией Матери и образ святого князя Владимира, он сказал: «Да ты не волнуйся! Чтобы ты не переживал, я тебе еще церковный календарь дам, будешь там его читать». Именно из него Титов узнал о праздновании Тысячелетия Крещения Руси.
К каждому полету космонавты готовятся с благоговением и трепетом. С собой в полет они берут Евангелие, иконы, различные святыни. Некоторые из этих святынь облетели Землю и побывали в открытом космосе. Так, частицы Животворящего Креста Господня полгода были в космосе с Максимом Сураевым. С частицей мощей преподобного Сергия Радонежского летал командир экипажа Юрий Лончаков (он выходил с ней дважды в открытый космос, благословляя ею Землю). А Федор Юрчихин брал в космос частицы мощей великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата и частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Иконы преподобного Илии Муромца и святой великомученицы Варвары находились в космическом пространстве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во время полета на беспилотном космическом аппарате «Кобальт» с 18 августа по 19 декабря 1999 года. Это был первый в истории совместный проект Русской Православной Церкви и командования Ракетных войск стратегического назначения. Частицы мощей святителей Петра и Филиппа, Митрополитов Московских, находились в космическом полете с экипажем космического корабля под командованием Антона Шкаплерова. Космонавт Сергей Рыжиков брал на Международную Космическую Станцию частицу мощей преподобного Серафима Саровского, которую по благословению Святейшего Патриарха Кирилла он получил от митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова). Ковчежец с миром от мощей святителя Николая и частица деревянной раки, в которой перевозили мощи святого из Мир Ликийских в Бари в 1087-м году, полгода находились на орбите с экипажем Федора Юрчихина и дважды побывали в открытом космосе.
В Звездном городке под Москвой, где проживают и готовятся к полетам российские космонавты, в 2008-м году была начата постройка храма Преображения Господня. Первая Божественная литургия в нем была совершена игуменом Иовом (Талацом) в Прощеное воскресенье 14 февраля 2010 года. Окормлению космонавтов и их семей уделяется особое внимание, ведь их работа сопряжена с огромной нагрузкой, невероятными рисками и длительным пребыванием на орбите, с невозможностью посещать храм и участвовать в таинствах Церкви. Для поддержки космонавтов на орбите осуществляются особые сеансы связи по выделенному каналу, когда они могут пообщаться со священником и даже с прихожанами. По большим праздникам организуется видеоконференция космонавтов с Предстоятелем Русской Православной Церкви. В Центр Управления Полетами приезжает хор Троице-Сергиевой лавры, и для обитателей орбитальной станции проводятся небольшие концерты. Родственники космонавтов в ожидании возвращения своих близких всегда могут прийти в храм, помолиться и получить утешение. Такая поддержка очень важна, ведь человеку необходимо, где бы он ни находился — на Земле или в космосе, — прежде всего, научиться быть с Богом.
Полеты в космос для того и нужны, чтобы, пытаясь постичь загадку мироздания, мы поняли, что Вселенная не могла возникнуть сама собой, без руки Творца; чтобы мы смогли познать самих себя, понять, кто мы такие, зачем созданы и как нам следует относиться к этому миру и его Творцу.