Беседа с архимандритом Леонтием (Золотаревым) о Промысле Божием и Зверинецких чудесах
– Отец Леонтий, в жизни каждого человека действует Промысл Божий, но иногда он скрыт, а иногда явно открывает себя в каких-то знаках, знаменательных встречах, вовремя услышанных словах. Были ли у вас такие знаки, явные проявления Промысла Божия о вас в вашей жизни? Как вы пришли к Богу?
– Я родился в семье верующих, но не церковных людей. В начале 1990-х годов появился живой интерес к вере, и мои родители отправились в храм и, конечно, взяли меня с собой.
А я уже бывал в храме в раннем детстве. Моя бабушка жила на Кубани, там казачьи станицы, и родители привозили меня к бабушке погостить. И мы с бабушкой ходили в церковь, помню, как она водила меня, пятилетнего, к Причастию. По словам бабушки, я ходил в храм с интересом, рассматривал иконы, не баловался.
Я сам очень живо помню, что тогда меня поразил образ Христа и тонущего апостола Петра на фреске. Я очень сопереживал апостолу. Четко помню это чувство, ощущение: ведь Петр не утонет – Господь его спасет! Господь помогает утопающим в бурных водах житейского моря, утешает в скорбях, поддерживает немощных.
Интересная история была с моим Крещением – мне было чуть меньше года, когда меня крестили, и это Крещение совершилось чудесным образом. Мама с подругой принесли меня в храм, священник спрашивает:
– А где крестный отец?
– У нас нет крестного отца, вот только крестная.
Был будний день, 1984 год, все на работе, и храм стоял совершенно пустой. Получалось, что Крещение мое откладывается на неопределенный срок.
Внезапно дверь открывается, и, к изумлению батюшки и мамы с подругой, в храм заходит моряк. Идет к иконе святителя Николая Чудотворца и ставит свечку. Как потом оказалось, он приехал в отпуск и перед возвращением в море решил помолиться святителю Николаю.
Батюшка этого моряка тут же в оборот взял – и он стал моим крестным. Если бы он не зашел в этот момент в храм – Крещение бы не состоялось (от священника требовали, чтобы у мальчика обязательно был записан крестный отец).
Когда мне было лет семь-восемь, я сильно заболел, меня мучила высокая температура. Мама взяла меня в церковь и подвела к старцу. Она меня легонько подтолкнула – и я оказался в гуще людей прямо перед ним.
Наши глаза встретились – и я увидел отчетливо его лицо: седая борода, любвеобильный взгляд. Когда старец благословил меня – я почувствовал тепло. И домой вернулся совершенно здоровым.
Поймите меня правильно, я вовсе не призываю вместо лечения ребенка вести его в церковь или брать в крестные отцы незнакомого моряка, а просто рассказываю о личном опыте, о том, что случилось со мной в детстве по Промыслу Божию. У каждого свой собственный духовный опыт.
– И вы с родителями стали регулярно посещать храм?
– В Киеве есть храм священномученика Макария на Татарке, это деревянный храм, ему уже более ста лет. И мы всей семьей стали регулярно туда ездить.
Ключевые, поворотные духовные моменты появились в моей жизни позже. Когда мне было лет четырнадцать, в той же Китаевской пустыни мы с мамой подошли к священнику, чтобы получить ответы на некоторые наши духовные вопросы.
Я спросил:
– Как точнее узнать волю Божию о себе, как правильно выбрать свой путь в жизни?
И батюшка совершенно неожиданно ответил мне так:
– А ты не думай: если захочешь служить Господу, то Он Сам определит тебя в священники.
И я этот ответ запомнил, хранил в своем сердце, но тогда особенного значения ему не придал и учебу в духовной семинарии как серьезный выбор жизненного пути даже не рассматривал.
– Кем же вы мечтали стать?
– Меня в те юношеские годы привлекали психология, философия, экономика. После школы я поступил в Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко на факультет социологии и психологии. Мне была интересна психология, с той точки зрения, что есть в человеке что-то такое – неявное, неочевидное, и знания об этом неочевидном, то есть, по сути, о человеческой душе, позволяют помогать людям и решать их проблемы. В то же время хотелось разобраться и в себе самом.
Я тогда еще не понимал, что психология – наука, которая изучает душу человека, но при этом считает душу своеобразным «придатком» тела, проекцией некоторых психофизиологических процессов. Так что для психолога душа – это не самодостаточная составляющая, для психолога душа – в той или иной мере – продукт деятельности телесных, органических, биохимических процессов.
Причем сами психологи не могут разделить: где заканчиваются биохимические процессы и начинается мысль, образ…
Постепенно я стал воспринимать психологию как инструмент влияния на поведение человека: раньше гуманитарные науки были такой областью знаний, где не имелось места для Бога. Я окончил университет, на последнем курсе уже работал в исследовательской компании, имел достаток.
Постепенно пришел к пониманию того, что психологи реализуют запрос человека на внутреннюю стабильность, бесконфликтность, пребывание в зоне комфорта, в отрыве от реальных нужд души – от Богообщения и борьбы с грехом. Я сейчас не упоминаю о православных психологах – в те годы они ещё не появились.
Когда человек нацелен только на душевный комфорт – он жертвует вечным в угоду временному покою. И, достигнув такого комфорта, можно уподобиться герою Патерика:
В одном монастыре жил инок, который на какие-то упреки и даже ругательства со стороны братии реагировал полным спокойствием. На вопрос старца, как ему удалось достичь такого бесстрастия, инок ответил:
– Стану ли я обращать внимание на лай каких-то собак?!
Так что спокойствие – это не всегда хорошо…
– Отец Леонтий, позвольте мне, справедливости ради, дать ссылку на работы православных психологов. Правда, хочется отметить, что самые ранние книги и статьи по православной психологии, упомянутые здесь, действительно появились только после 2000 года, а православная психология как направление оформилась ещё позже. В настоящее время работают более ста центров душепопечения, реабилитации и кризисной православно-психологической помощи, существует уже и соответствующая учебно-методическая база данного направления, и целый ряд вузов открыли факультеты православной психологии, но наша беседа несколько о другом… А как вы оказались в монастыре?
– Мое образование позволяло мне вести научную и преподавательскую деятельность, но теперь светские науки стали для меня только инструментом для необходимого заработка.
В 2006-м году я попал в Свято-Троицкий Ионинский монастырь на «молодёжку» – беседы с молодёжью о духовной жизни. После этих бесед я начал помогать в храме. В этом же году поехал на православный молодежный фестиваль «Братья», после которого серьезно задумался о монастыре.
Но в то же время чувствовал, что пока не готов оставить мир, слишком привязан к своему образу жизни, люблю общение с друзьями, ценю возможность путешествовать, например, возможность сорваться и поехать в другой город…
Тем не менее я стал ездить в паломничества: в Дивеево, в Оптину Пустынь, по Золотому кольцу России. К 2008 году окончательно определился с решением уйти в монастырь, этому решению способствовала встреча с двумя духоносными людьми.
Это были иеросхимонах Амфилохий (Трубчанинов) (1917–2011), духовное чадо архимандрита Серафима (Тяпочкина), и схимонахиня Ксения. Все, кто знал старца Амфилохия, отмечали его необыкновенное терпение, искреннюю любовь к людям и горячую молитву. Он очень чутко отнесся к моим порывам, но призывал не спешить, давал молитвенное правило, советовал, как правильно перейти от мирской жизни к монашеской, в том числе – как правильно выбрать монастырь.
А мать Ксения, ревностная молитвенница, постоянно жила в Гомеле, но иногда приезжала в Киев. Они оба, не сговариваясь, указали мне, что в полной мере я смогу реализовать себя на монашеском пути. Объясняли мне, что, избрав монашество, смогу научиться бороться со своей волей и в полной мере послужить другим людям лучшими качествами своей души.
Совет этих духоносных людей относился именно ко мне, кому-то другому они, возможно, посоветовали бы избрать путь семейной жизни.
– И тогда вы пришли в монастырь?
– В первый раз, когда я подошел к отцу Амфилохию благословиться на монашество, старец сказал мне:
– Ты ещё не готов к монашеской жизни, тебе ещё нужно поотрезать «хвостики».
Старец имел в виду связи с миром.
В 2008-м году отец Амфилохий благословил меня посмотреть монастыри на предмет выбора, и я поехал в Оптину Пустынь. Большие монастыри тогда пугали меня, мне казалось, что среди такой многочисленной братии теряется ощущение единой семьи.
Перед поездкой потерял паспорт, поспешил домой за загранпаспортом и чудом успел на поезд. Такие пошли препятствия… Потом, после Оптиной, попытался поехать на Афон, точнее, мне предложили туда поехать, и я загорелся, но не вышло…
К окончанию отпуска снова приехал к старцу Амфилохию с отчетом, где я был. И он сказал мне:
– Не надо тебе никуда больше ездить. Ты ведь в Ионинском монастыре помогаешь?
– Да.
– Братия тебя знает?
– Да.
– Ну, давай в Ионинский монастырь.
Я засомневался: киевлянину – в киевский монастырь? Тут же, в Киеве, все знакомые, все друзья, родные – все «хвостики» ко мне вернутся… Мне тогда было совершенно очевидно, по моей юношеской дерзости, что мне-то нужно не в городской монастырь, а в пустыню, в леса – по примеру древних подвижников.
Но старец сказал:
– А тебя Сам Господь определит, ты главное – начни! А там Господь тебя и смиряться научит…
А я к тому времени около года окормлялся у нынешнего наместника нашего монастыря, а тогда скитоначальника Ионинской обители, архимандрита Кассиана (Шостака) (ныне епископ Иванковский, викарий Киевской митрополии). Я передал ему благословение старца, и он предложил мне поступить к ним в скит в число братии.
Матушка Ксения в 2007-м году говорила мне:
– Через два года будешь в монастыре и будешь руководить.
В это было трудно поверить, но в 2008-м году я пришел в монастырь, в 2009-м году меня постригли в иноки, в 2010-м постригли в мантию, затем рукоположили в священнослужители и дали послушание благочинного.
Половина братии – старше меня годами, и такое послушание оказалось для меня очень трудным.
– А много ли братии подвизается в вашем монастыре?
– Сейчас в нашем Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре братии 12 человек: наместник нашего монастыря – владыка Кассиан, четыре священника, четыре диакона, послушник, трудники.
Интересно, что в иноки меня постригли в канун престольного праздника Архангела Михаила, в монастыре которого я сейчас подвизаюсь. Имя, которое я получил в монашестве, – это святое имя первого зверинецкого игумена Леонтия. Вот такие совпадения, которые на самом деле, конечно, никакие не совпадения, а действие Промысла Божия, о котором вы и задали мне вопрос в начале нашей беседы.
– Отец Леонтий, вы подвизаетесь в таком удивительном, чудесном монастыре… Были ли вы сами свидетелем явленного Промысла Божия, помощи в болезнях, утешения в скорбях?
– Да, я неоднократно лично был свидетелем благоухания и мироточения глав преподобных отцов Зверинецких, особенно в дни двунадесятых и особо чтимых праздников. Иногда благоухание можно было ощутить за метр от ниши с мощами. Когда в начале 1990-х пещеры только открыли и проводили укрепительные работы, по рассказам братии и прихожан Ионинского монастыря, благоухание от мощей происходило очень сильно и практически от каждой главы (их до нашего времени сохранилось около двадцати). В настоящее время постоянно благоухает одна глава неизвестного Зверинецкого подвижника.
За 2008–2010-е годы было несколько случаев, когда благоухало масло в лампадах, последний раз – на протяжении нескольких недель, причем так, что масло из лампады полностью сливали, наливали обычное, и оно начинало благоухать уже через сутки. Несколько раз это масло раздавали паломникам и прихожанам как особое благословение от Зверинецких преподобных.
В проходе к Алтарю пещерного храма, в нише, с начала 2000-х годов стоит очень старая двусторонняя икона Божией Матери «Знамение» (на обороте святитель Николай), написанная на медной пластине (видимо, вставка в хоругвь конца XIX века). Только с 2008 года я был свидетелем четырех случаев мироточения. Масляные пятна – размером от пятикопеечной монеты до овала в десять сантиметров в поперечнике, с характерным ароматом, как и от глав. Миро никогда намеренно не собирали, через один-два дня пятна полностью исчезали.
Два раза, точно помню, при открытии утром пещер горела одна или несколько лампад у глав преподобных отцов. Они были точно потушены накануне, без возможности кому-либо даже из братии проникнуть в пещеры ночью или ранним утром, чтобы их зажечь. И уровень масла показывал, что зажжены они недавно. Лампады зажигала чья-то «невидимая рука», призывая к молитве у святынь.
Уже будучи священником, я неоднократно совершал молебны у иконы Богородицы «Скоропослушница» о людях с различными заболеваниями, в том числе онкологическими, с трудностями в жизни. А вскоре с этими же людьми благодарил Пречистую Богородицу за благодатную помощь. На памяти несколько действительно чудесных случаев.
– Не могли бы вы рассказать подробнее о нескольких таких случаях?
– В конце 2013 года в монастырь к Скоропослушнице несколько раз приезжал мужчина средних лет и просил о молебне у иконы. Он и его жена потеряли работу и лишились средств к существованию. У его супруги в этот же период диагностировали активно растущую раковую опухоль матки и уже отправляли на операцию, с которой она, усомнившись, в последнюю минуту просто сбежала. После совершенных молебнов они с женой практически сразу нашли высокооплачиваемую работу, а опухоль при повторных обследованиях уменьшалась в разы, пока не исчезла. Спустя полгода мы вместе благодарили Богородицу, стоя на молебне у иконы.
В 2014-м году к нам обратилась прихожанка нашего монастыря с просьбой об усиленной молитве за дочку, девочку десяти лет. За несколько дней до этого у неё внезапно поднялась и удерживалась температура до 39,5 °С, после чего необъяснимо для врачей она впала в кому. После нескольких молебнов и поминания за Божественной литургией она так же необъяснимо вышла из комы, и уже через месяц они с мамой приехали лично поблагодарить Божию Матерь.
Итог моего рассказа таков: трудитесь Господу и Пречистой теми силами и в тех обстоятельствах, в которых находитесь. А Они, со своей стороны, не преминут воздать всё потребное для пользы всех, кто обращается к Ним с молитвой. Часто явно показывая нам: в Церкви Христовой для каждого есть место, урок, утешение. Есть святые и святыни, утверждающие человека в благодатном Богообщении. Важно с Божией помощью приучить себя и в обычных, повседневных вещах, встречах, ситуациях усматривать чудесную помощь, промыслительную заботу Христа о Своем творении, даже в мелочах.
Господь явил нам, как средства ко спасению, множество святынь, чудом сохранённых в годы богоборчества, множество святых мест, возрождённых после почти векового забытья. Теперь наш ответ. Узнать и употребить на пользу душевную и духовную – или повосхищаться и забыть. Господи, помоги!
– Благодарим вас, отец Леонтий, за интересную беседу!
21 декабря 2017 г.