Иерей Сергий Карамышев о хамском ответе Константинополя на предложение Священного Синода Русской Православной Церкви …
На экстренном заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата, что состоялось 6 июня в Стамбуле, было принято решение начать работу Всеправославного Собора на Крите во что бы то ни стало 16 июня. Вместо ожидавшегося в ходе работы Собора единства, это поспешное решение, если Патриарх Варфоломей и его окружение будут на нем настаивать, приведет к расколу Православия.
Данное решение явилось реакцией на заявления Священных Синодов сначала Болгарской, а затем – и Русской Православных Церквей, соответственно, от 1 и 3 июня. Болгарская Церковь категорически отказалась принимать участие в Соборе, если он не будет отложен ради внесения важных поправок к документам, которые должны быть на нем утверждены.
Поскольку в случае неучастия в Соборе хотя бы одной из 15 Поместных Церквей (точнее 14-ти, поскольку Американскую Православную Церковь греки до сих пор отказываются признавать), он не может почитаться Всеправославным и внесет новые разделения, Русская Церковь на специальном заседании Священного Синода выдвинула предложение в экстренном порядке провести предсоборное совещание, в ходе которого можно было бы устранить возникшие противоречия в духе соборного единства. Очевидно, наш Священный Синод в духе братской любви попытался спасти ситуацию, предложив Константинополю компромиссный вариант выхода из ситуации, которая явно заходит в тупик.
Чем же ответили на эти своевременные энергичные усилия Москвы из Стамбула? Каким-то диким, исполненным духа волюнтаризма, заявлением. Во-первых, следует обратить внимание на титул, каким поименован в коммюнике Патриарх Варфоломей: «Сегодня под председательством Его Божественнейшего Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея состоялось чрезвычайное заседание Священного Синода Вселенского Патриархата с участием всех пребывающих в Константинополе епископов», а также на удивительную функцию, которая приписывается Константинопольскому Патриархату. Оказывается, это «Церковь, несущая основную ответственность за поддержание единства Православия».
Возникает впечатление, что заявление Константинополя пропитано чувством обиды. Это же чувство, кстати сказать, довольно часто звучит в последнее время из уст премьер-министра Турецкой республики Эрдогана. Пусть причины у двух чувств разные, проявляются они сходным образом, что, увы, являет некую пародию на симфонию Государства и Церкви.
Особенно контрастно смотрится данная пародия после явленного мiру образца, приближающегося к симфонии подлинной. Мы имеем в виду состоявшееся на святой горе Афон торжество Русского Православия 28-29 мая, где вместе молились Богу Вседержителю Патриарх Русской Церкви и Глава Российского государства, которому греками-афонитами было отведено для молитвы место Царя, защитника вселенского Православия.
Не здесь ли скрывается подлинная причина стамбульского демарша? Не секрет, что Патриарха Варфоломея принимают на Афоне куда более прохладно (хотя это его каноническая территория), нежели нашего Патриарха Кирилла. Однако и это не главное.
Дело в том, что каждый из бывших в истории Церкви Вселенских Соборов созывался Императором, о достоинстве которого сказал равноапостольный Царь Константин, что он – «епископ внешних дел Церкви». Каждый из Патриархов надзирает лишь за своей поместной Церковью, не имея права без приглашения вторгаться в дела других. Для обеспечения же вселенской соборности необходим Император, авторитет которого достаточно высок для каждого из Патриархов в отдельности. К тому же он представляет голос церковного народа, т.е. мирян.
В заявлении Константинопольского Синода сказано: «Вселенский Патриархат призывает всех оказаться на высоте обстоятельств и в установленные ранее сроки принять участие в работах Святого и Великого Собора, согласно всеправославным решениям».
Возникает впечатление, что Константинополь своими бесконечными капризами хочет всех остальных приучить к ним как к норме, либо просто сорвать Собор, т.к. в противном случае его решения будут неприемлемы для тех, что почитают свою Поместную Церковь, довольно незначительную в сравнении с остальными, главою Православия.
Данные поползновения – ни что иное, как проявление восточного папизма, стремление, по примеру папского Рима, навеки привязать благодать Святого Духа к некой географической точке, в противность словам Св. Писания – «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3: 8).
Восточному папизму не дала состояться в Византии власть Императоров, когда остальные Поместные Церкви, за исключением Рима, оказались под гнетом магометан и самостоятельность их оказалась умаленной, а сами предстоятели их зачастую проживали в Константинополе.
При господстве турок Патриарх Стамбула получил политическую власть над всеми православными подданными Османской империи. Это укрепило движение в сторону принципов римского папизма, который располагал политической властью уже с конца VIIIвека.
Так восточный деспотизм стал вытеснять принцип соборности. В отношении церковном имя этому деспотизму – восточный папизм. Он ничем не лучше западного, лишь более гибок.
Русская Церковь в данном случае, а не Стамбул, выступает на деле поборником всеправославного единства. Если капризы последнего не прекратятся, он станет виновником нового раскола. Он, уже, действуя самыми настоящими бандитскими методами, «отжал» у Русской Церкви Финляндию, Эстонию, ныне покушается на Чехию и Словакию, а при благоприятных для того условиях может покуситься, при поддержке того Порошенкова друга Эрдогана, на Украину. До сих пор мы эти дерзости терпели, дабы не нарушать мира в общеправославной семье. Однако всякому терпению дерзостей бывает предел. Возможно, он наступает.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия