О том, как правильно готовиться ко Святому Причащению на Страстной и Светлой седмице и как часто причащаться…
Правящий архиерей Саратовской митрополии митрополит Лонгин в канун Пасхи Христовой на страницах портала «Православие и современность» дал пояснения своей пастве по поводу того, как правильно готовиться ко Святому Причащению, если причащаешься несколько Литургий подряд, и как часто можно приступать ко Святым Христовым Таинам в Страстную и Светлую седмицы.
«Нужно ли читать каноны каждый раз, или достаточно последования? Однозначного ответа на этот вопрос не получала, уважаемые священники отвечают по-разному. Один разрешает приступать на Пасху и в Светлую седмицу без исповеди, но прежде читать три раза канон Пасхи, другой не рекомендует вообще Причастие на Светлой седмице, так как покаяние заменяется ликованием, а без исповеди приступать нельзя. И в отношении подготовки и частоты тоже разные получала наставления. Доходило даже до того, что прислушиваясь к совету одного, вводила в недоумение другого», — спросила одна из читательниц портала Наталья.
Отвечая на эти вопросы, владыка Лонгин обратил внимание, что не так давно Русской Православной Церковью был принят документ «Об участии верных в Евхаристии». Он прошел очень широкое обсуждение, был одобрен Архиерейским совещанием и утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2015 году. «Я еще раз рекомендую не только Вам, но и всем прихожанам очень внимательно с ним ознакомиться», — посоветовал архипастырь.
«Самое главное: каждый раз, когда мы приступаем ко Святому Причащению, нам нужно подготовиться. Эта подготовка включает в себя молитвенное правило, присутствие на богослужении суточного круга, предваряющем Литургию, и очищение своей совести исповедью», — пояснил митрополит Лонгин.
«Что касается правила, в документе подчеркивается: «Неизменной частью молитвенной подготовки является последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению».
Касаясь вопроса частого причащения, архипастырь отметил, что для мирян «оно может быть правильным в исключительных случаях». «Скажем, на Страстной седмице можно причаститься и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Пасху. Полагаю, этого достаточно для человека, живущего в миру, работающего и обремененного семьей. Монашествующим я бы советовал причащаться во все дни Страстной седмицы. Но для мирян это сложно. Что касается исповеди — необходимо испытывать свою совесть и, если в этом есть необходимость, то надо приступать к исповеди хоть перед каждым причащением».
В качестве критерия частоты причащения для человека, живущего в миру, митрополит Лонгин назвал следующее размышление: «Я могу причаститься, если накануне смогу прийти на вечернее богослужение и нормально, как положено по Уставу, подготовиться ко Причастию, не пренебрегая своими семейными и должностными обязанностями». «То есть, если Вы можете на Светлой седмице каждый день утром и вечером ходить в храм, читать канон Пасхи (один раз, а не три, как Вам кто-то сказал) и правило ко Причащению, и при этом Ваша семья — муж, дети, старшие родственники — не будет негодовать, что Вы их забросили, а сами только ходите в церковь, — пожалуйста, причащайтесь каждый день», — посоветовал архипастырь.
В целом же, «в дни Светлой седмицы христиане, соблюдавшие Великий пост, приступают ко Святому Причастию, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи». «Исповедь — опять же, по необходимости. Всякие разговоры о том, что «покаяние несовместимо с ликованием» и прочее — это доморощенное богословие того разряда, о котором апостол сказал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4, 7). К сожалению, к этому склонны некоторые наши священники, особенно пожилые. У молодых встречается другая крайность: «А, давайте причащайтесь без разбора, когда угодно и как угодно». Это тоже неправильно», — заметил владыка.
Русская линия