Выродившееся папство

овно 520 лет тому назад, в августе 1492 года, на папский престол взошел кардинал Родриго Борджиа, получивший имя Александр VI. Известный советский историк С.Г.Лозинский в своем фундаментальном труде «История папства» называет этого понтифика весьма деликатно и, говоря современным языком, политкорректно: «своеобразной фигурой на папском престоле». Его французский коллега Лео Таксиль в нашумевшей книге «Священный вертеп», не стесняясь в выражениях, так характеризует Александра VI: «Борджиа!.. Имя, которое стало синонимом всех пороков. А между тем немногим известны все злодеяния этого сущего дьявола на земле».

Александр VI, пожалуй, является самым известным папой Римским за всю историю Католической церкви после ее отпадения от Православия. Его личности и понтификату посвящено множество произведений искусства, в том числе художественных книг и фильмов. Только за последние 6 лет было выпущено шесть художественных фильмов, повествующих о жизненном пути этого понтифика. В 2006 году выходит испанский фильм «Борджиа» и картина канадо-германского производства «Конклав» (в российском прокате – «Восхождение Борджиа»). В 2011 году появились сразу два сериала с одним и тем же названием «Борджиа» – германо-французского и канадо-ирландско-венгерского производства.

Фильм «Конклав» повествует о смерти папы Римского Каликста III (Альфонсо де Борджиа), дяди Родриго Борджиа, конклаве 1458 года и избрании на папский престол Энеа Сильвио де Пикколомини с именем Пий II. Это был первый конклав для Родриго Борджиа. Процедура избрания понтифика показана в фильме весьма реалистично. Избрание папы Римского – это почти всегда длительный процесс переговоров, шантажа, симонии, запугивания, компромата. Картина наглядно демонстрирует, как избирается понтифик. Википедия сообщает, что Энеа Сильвио де Пикколомини был избран папой «после бурного конклава». Вообще, как отмечает С.Г.Лозинский, «папы еще с XII в. в момент своего избрания покупали у римлян верноподданнические чувства за наличный расчет. Так, герцог фон Рейхерсберг говорит, что в его время папа платил 11 тыс. талантов за верноподданничество римских жителей. Характерно, что императору в это время Северная Италия давала 30 тыс. талантов, то есть папа тратил на подкуп Рима сумму, которая была выше трети императорских доходов от Италии. Отказ папы Луция III внести римлянам «избирательный подарок» привел его к вынужденному отъезду из Рима на долгие годы. Кроме подкупа народной массы папы приобретали за деньги и расположение к себе городских властей, судей и других чиновников. Выборы, таким образом, обходились каждому новому папе в очень значительную сумму. Этим отчасти объясняется, почему папы с самого начала своего правления вступали в тесные сношения с римскими, сиенскими и флорентийскими ростовщиками. По существу, «делали» выборы обычно ростовщики, и конклав был лишь ширмой, за которой происходил ожесточенный торг между кандидатами в папы и ростовщиком».

Поскольку конклавы были своего рода торговлей, то они, как правило, продолжались весьма длительное время. В частности, все конклавы XVIII века длились более месяца, в XIII и XIV веках были конклавы, которые продолжались более 2 лет.

Конклав 1492 года, на котором был избран Родриго Борджиа, длился всего 5 дней. Это был относительно непродолжительный конклав. Однако он так же, как и все прочие конклавы, был торговлей. В книге С.Г.Лозинского «История папства» подробно описано избрание Александра VI: «При первом голосовании кандидатов в папы он получил всего 7 голосов из 23. Несмотря на столь малое количество голосов, поданных за Александра VI, современники — иностранные посланники в Риме — утверждали, что кардинал Родриго Борджиа (так звали будущего папу Александра VI) имеет много шансов пройти при следующем голосовании, так как он очень богат и готов вознаградить весьма щедро тех, которые подадут за него свои голоса. И действительно, кардиналу Сфорца он обещал дать вице-канцлерство, роскошный замок, принадлежавший лично Александру VI, укрепленную местность Непи, епископство Эрлау с ежегодным доходом в 10 тыс. дукатов и несколько бенефициев. За эти подношения Сфорца, который сам был кандидатом в папы, не только отказался от своей кандидатуры, но и стал горячим приверженцем Александра VI. Другому влиятельному кардиналу — Орсини были обещаны города Монтичелли и Сориано, легатство в Германии и епископство Картахена. Кардиналу Колонне обещано было аббатство Субиако с окрестными поселениями. Такие же доходные места были обещаны и некоторым другим членам конклава. Так кандидат в папы купил 14 голосов; его избрание было обеспечено. Он прошел единогласно, хотя при первом туре получил меньше одной трети голосов. Избрание обошлось Александру VI в несколько десятков тысяч дукатов. Лишь пять кардиналов отказались продать свои голоса, заявив, что при избрании папы подача голосов должна происходить согласно велению совести, а не под влиянием взятки. Особенной жадностью и, по-видимому, недоверием к обещаниям отличался кардинал Асканичо, во дворец которого в день выборов были отправлены драгоценности на четырех лошадях. Александр подкупал не только голосовавших членов конклава, но и население Рима, боясь враждебных манифестаций с его стороны».

Процесс избрания Александра VI подробно показан в обоих сериалах «Борджиа».

В картине «Конклав», помимо торговли папским престолом, изображается спор кардиналов о том, кого следует избрать понтификом. Большинство кардиналов сошлись во мнении, что папой должен стать человек, обладающий большим политическим опытом, имеющий связи и богатство. Когда один из кардиналов заявил, что понтификом должен стать только тот, кто верит в Бога, то его подняли на смех. Как бы то ни было, на конклаве 1458 года на папский престол был избран Энеа Сильвио де Пикколомини с именем Пий II. В фильме он показан ревностным христианином, чуждым корысти, тщеславия и прочих пороков. Пия II, повествуют авторы кинокартины, избрали вопреки торговле, шантажа, подкупа и т.д. и т.п. Кстати, Энеа Сильвио де Пикколомини в фильме обвинил ряд кардиналов в симонии. Вообще в обоих сериал «Борджиа» и в фильме «Конклав» искусственно создается контраст между Александром VI и другими понтификами. Родриго Борджиа предстает в этих фильмах как некое исключение в череде вполне достойных, благочестивых пап. Однако на самом деле Александр VI хотя и отличался выдающейся порочностью, тем не менее походил на прочих понтификов, обремененных многими пороками.

Вот что, в частности, пишет Лео Таксиль о Пие II, представленном в фильме «Конклав» непорочным человеком: «Он не уступал своим предшественникам в жестокости, похотливости, жадности и высокомерии. Но Пий второй получил самое разностороннее образование, его никак не назовешь невеждой, и хотя бы уже потому он достоин самого беспощадного осуждения. Кроме всего прочего, Эней Сильвио считал себя писателем. Причудливая смесь язычества и христианства в его сочинениях свидетельствует о том, что религия была для него лишь выгодным дельцем. (…) Убедившись, что апостольская сокровищница расхищена наследниками предыдущего папы, Пий второй прежде всего занялся устройством своих финансовых дел. На заседании Мантуанского собора он провозгласил поход против турок и получил от государей разрешение обложить новыми налогами несчастных подданных, хотя ни папа, ни короли не имели ни малейшего намерения отправляться в Турцию, а тем более сражаться с неверными. На последнем заседании Пий второй опубликовал декрет, утверждающий верховную власть папы не только над всеми государями, но даже над самим собором. После этого святой отец срочно сколотил отряды наемников и двинулся на Рим, где во время его отсутствия жители провозгласили республику. Город был осажден, и население, не подготовленное к осаде, капитулировало. На следующий день папа приступил к массовым расправам с мятежниками. В течение нескольких дней палачи приводили к нему римских граждан, которых вешали и обезглавливали. Надолго запомнил Рим эту резню! Незадолго перед смертью Пий второй разыграл комедию: он отрекся от своей литературной деятельности, которой занимался до восшествия на престол. В творениях Энея Сильвио рассказывалось о его пикантных похождениях, описывались достоинства дам, даривших ему свою благосклонность, их тайные прелести и т. п. Его разнузданная эротическая фантазия не поддается описанию».

Поразительно, но свое папское имя этот понтифик, написавший немало эротических произведений, нашел у Вергилия (Энеида, I, 378): Sum pius Aeneas (Я Эней, благочестивый).

В сериале «Борджиа» канадо-ирландско-венгерского производства показан еще один понтифик – Иннокентий VIII. Пред зрителем предстает умилительная, трогательная картина: вокруг кровати умирающего Иннокентия VIII собрались кардиналы. Понтифик, похожий не только на маститого благочестивого православного архипастыря, но даже на ветхозаветного пророка, с красивой длинной, окладистой, серебристой бородой, наставляет кардиналов и просит их избрать в папы достойнейшего. После напутствия понтифик безмятежно, тихо умирает. Это описание ни в коей степени не соответствует действительности. Во-первых, Иннокентий VIII не носил бороду, о чем свидетельствуют его портреты и скульптуры, на которых он изображен без бороды, во-вторых, этот понтифик был глубоко порочным человеком.

Сериал «Борджиа» германо-французского производства дает более правдивый образ этого папы Римского. В картине показана сцена его умирания. Перед зрителем предстает тяжело больной человек, с выпученными глазами, мычащий. Фактически разлагающийся труп. Авторы фильма легкими намеками дают понять, что папа заражен венерическим заболеванием. Перед самой смертью понтифик перестает принимать пищу. Тогда к нему приводят кормящую грудью мать, которая садится на кровать папы, оголяет свою грудь и дает ее понтифику, тот с жадностью и умилением начинает ее сосать. Затем врач выпускает кровь из трех мальчиков и дает ее Иннокентию VIII в качестве напитка. Об этом обстоятельстве пишет Лео Таксиль: «По словам историков Инфессуры и других, его врач, пытаясь пробудить в нем жизненные силы, прибегнул к преступному средству – впустил в жилы умирающего кровь трех мальчиков. Папа знал об убийстве этих мальчиков, и согласился на это. Что ж, мы считаем, что он был вполне способен на такой поступок!» «Иннокентий восьмой к моменту своего восшествия на папский престол имел шестнадцать незаконнорожденных детей», – отмечает французский историк.

В трех одноименных фильмах «Борджиа» представлен еще один понтифик – Юлий II. В сериале «Борджиа» германо-французского производства он показан сначала как кардинал Джулиано делла Ровере, затем как понтифик. В остальных фильмах прослеживается его деятельность только в качестве кардинала. В этих фильмах неоднократно говорится, что Джулиано делла Ровере – содомит. Авторы картин намеренно противопоставляют его Александру VI, который, как подчеркивается неоднократно, обладая всевозможными пороками, свободен от содомского греха. Лео Таксиль посвятил описанию понтификата Юлия II несколько глав. Подводя итоги деятельности этого папы, французский историк пишет: «Вскоре после смерти папы была опубликована сатира, где приводился разговор Юлия с апостолом Петром. Небесный ключник, прежде чем пропустить папу в рай, перечислял его преступления. Список получился длинный. Святой Петр обвинял его в кровосмесительной связи с сестрой и дочерью, в содомии с побочными сыновьями, племянниками, кардиналами. Он называл его клятвопреступником, предателем, пьяницей, вором, убийцей, отравителем и, наконец, объявлял ему, что врата рая заперты для тех, кто заражен болезнью, которая в ту эпоху называлась неаполитанской». Как отмечается в электронной медицинской энциклопедии, «во Франции, помимо народного la variole сифилис именовали неаполитанской болезнью».

После отпадения Католической церкви от Православия папство стремительно деградировало, папы Римские, бывшие во времена Вселенских Соборов ярыми защитниками Православной веры, впали в ересь, что привело не только к вероучительному повреждению папства, но и к его нравственному и духовному разложению. И хотя Александр VI превзошел всех своих предшественников и преемников порочностью, однако, как показывает краткая характеристика личности и деятельности Пия II, Иннокентия VIII и Юлия II, и другие понтифики были обременены множеством пороков.

Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»