«Со стороны папы Римского это весьма благоразумный поступок»

Близится празднование великой даты в истории Христианства – 1700-летие со дня объявления о свободе Церкви, о её равенстве с другими религиями, о возвращении всего того, что было неправедно у неё отнято. В связи с этим в Нише, в древнем Наисе, на родине святого Константина Великого, состоятся торжества в честь этого события. Но на этих торжествах папы Бенедикта XVI не будет. Он не приедет туда, как пояснили в пресс-службе Ватикана, потому что большинство жителей Сербии против его приезда.

Я бы сказал, что со стороны папы Римского это весьма благоразумный поступок, потому что нельзя приезжать в страну, у граждан которой до сих пор не зажили раны, не утихла великая боль и скорбь о жертвах геноцида, совершенного хорватами-католиками. Вспомним, что творилось на территории Хорватии, Боснии и Сербии 70 лет назад. Усташи-католики устроили там самый настоящий террор против православных. Лозунг их был таков: «Или в Дрину или за Дрину». По реке плыли обезображенные трупы сербов с надписями «Мясо для белградского рынка». И во главе этих ужасных расправ часто стояли католические священники. Комендантом концлагеря Ясеновац был францисканец Филиппович. По сути, покрывал все эти мерзости архиепископ загребский Алоизий Степинац, который перед мировой общественностью и Ватиканом искусно создал образ «независимой державы хорватской» как легитимного и достойного католического государства.

Ватикан обо всем знал, но, тем не менее, покрывал это ужасное преступление, это богоубийство. Ведь хорваты убивали сербов не за то, что они сербы, а за то, что они православные. Часто свершались следующие страшные преступления: хорваты загоняли сербов в церкви, насильно их там крестили как католиков, а затем сжигали, говоря, что их не интересует жизнь, пенсия, зарплата сербов, а интересуют только их души. Возглавляли эти зверства католические священники. До сих пор Римо-католическая церковь не покаялась перед православными сербами в этом неслыханном злодеянии. Более того, беатификация Алоизия Степинаца – это плевок в сторону Сербской Православной Церкви и Всемирного Православия.

Возникает вопрос: о чем мы можем свидетельствовать вместе с такими людьми? Существует образ Бенедикта XVI как консервативного папы. Но если внимательно почитать его творения, в частности «Введение в христианство», то, с нашей точки зрения, он либерал, сторонник «истинности», пусть и относительной, всех религий, поскольку для него языческие религии являются «предтечами, ведущими ко Христу», а в культе Вуду, по его мнению, «скрыта пасхальная тайна». Он явно симпатизирует пантеизму, поскольку, по-видимому, является сторонником теории Тейяра де Шардена о постепенной эволюции от материи к духу. Кроме того, он является сторонником теории происхождения человека от обезьяны. Эта теория привела к тому, что в XX веке и атеисты, и католики продемонстрировали обезьянью свирепость, жестокость и бесстыдство по отношению к своим собратьям.

Так что папа Римский сделал благоразумный выбор, не поехав в Сербию. Но он поступил бы более нравственно, если бы отменил позорное решение о беатификации Степинаца и принес искреннее покаяние перед православными христианами Сербии за все те многочисленные преступления, которые совершили католики против них во имя католицизма и во имя папства.

Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ