На иконе Архангел Михаил попирает копьем странное существо. То ли это уползающая от него змея, то ли просто свитая веревка. На самом деле это река. Но почему Архистратиг борется с рекой?
Давным-давно, когда апостолы еще переходили из города в город и передавали людям те знания, которым их научил Иисус Христос, Иоанн Богослов очутился в местности возле города Иерополя. Войдя в Иеропольскую пустыню, апостол предсказал, что это место часто будет посещать Архангел Михаил и здесь по воле Бога будут происходить чудеса.
Источник исцелений
Прошло время, и в пустыне открылся источник. Через воду Архангел Михаил невидимо исцелял людей: и тех, кто веровал во Христа, и язычников. Выздоровев, многие принимали крещение в этом самом источнике. А один грек в благодарность за то, что его немая дочь, выпив целебной воды, стала говорить, построил у источника храм, который освятили в честь Архангела Михаила.
За храмом должен был кто-то присматривать, и при нем мужчина по имени Архипп решил поселиться. Вера Архиппа была настолько сильна, что земная жизнь его практически не интересовала. Он ожидал Царствия Божия и уже при жизни стремился максимально отгородиться от мирских соблазнов, удовольствий и малейших удобств. Спал на камнях и имел всего две смены одежды. На одной спал, другую носил в течение года. Потом менял одежды местами.
Жить таким образом можно было только очень сильно веря, точнее, будучи совершенно уверенным в том, что главное – это не то, что здесь, на земле, а то, что Там, на Небе. Возможно, всецело отдавшись молитве и ожиданию будущей жизни, Архипп и вовсе перестал замечать невыносимость (с нашей точки зрения) условий жизни.
Развилка: соперничество или сотрудничество?
Архиппа знали местные христиане и те, кто приходил за целебной водой из источника. Они почитали его святым. Но об этом храмовом стороже были наслышаны и те, кто по-прежнему поклонялся языческим богам. И они не могли остаться равнодушными к тому факту, что многие местные жители перестали почитать богов их предков и крестились.
Когда кто-то делает нечто лучше, чем ты, или привлекает больше людей, невольно возникают вопросы: почему так и что сделать, чтобы изменить ситуацию в свою пользу? И тут есть два пути: либо стать лучше, либо помешать этому кому-то.
К сожалению, сегодня очень многое завязано на соперничестве. Везде, начинаю от учебных заведений с рейтинговой системой оценок и оканчивая всевозможными конкурсами проектов на работе, предлагается образ другого человека как конкурента, по сути – врага. На определенном этапе это очень концентрирует: «Ага! Сейчас я им покажу. Насколько я лучше!». И получаются высокие результаты. Но все время находиться в состоянии «мирной войны» непросто. И так не хватает ощущения совместной деятельности, со-трудничества!
Язычники выбрали путь соперничества. В Предании прямо говорится, что они завидовали Архиппу, а потому решили храм разрушить, а смотрителя убить. Казалось, им благоволила сама природа.
Когда земля разверзается
Храм находился внизу горы, а сверху стекали две реки. И вот завистники решили объединить русла двух рек и направить мощный водный поток вниз, в сторону храма. Их план вот-вот должен был осуществиться, воды двух рек стремительно неслись к храму, в котором смиренно молился Господу сторож Архипп. Он знал о том, что затевали греки, но отказался покинуть вверенный ему людьми храм, как капитан, который не покидает тонущий корабль. Архипп верил в Бога и знал, что если Ему будет угодно, храм будет спасен.
И вот перед храмом предстал Архангел Михаил. Он ударил копьем в землю, и образовалась расщелина, в которую и устремился бурный поток воды. Храм был спасен. Архипп остался жив, а местность получила название Хоны – от греческого слова, которое значит «воронка» или «расщелина».