Диакон Владимир Василик об установлении дней поминовения потрудившихся в деле преодоления Брестской унии

Как сообщалось, Синод Белорусской Православной Церкви установил дни поминовения потрудившихся в деле преодоления Брестской унии. Теперь во всех храмах Белорусской Православной Церкви 23 ноября ст.ст. / 6 декабря н.ст. будет совершаться ежегодное заупокойное молитвенное поминовение Высокопреосвященных Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского, Василия (Лужинского), архиепископа Полоцкого и Витебского, Антония (Зубко), архиепископа Минского и Бобруйского, и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью.

Прокомментировать это решение Синода мы попросили известного петербургского ученого и богослова, кандидата филологических наук, доцента Санкт-Петербургского государственного университета диакона Владимир Василика.

Брестская уния явилась чудовищным преступлением против православного русского и русинского народа, проживавшего в Речи Посполитой. С точки зрения государственной, это был обман, потому что законы Польши и статуты княжества Литовского гарантировали православным свободу вероисповедания, их права на сохранение канонического строя, их храмов и святынь.

С точки зрения религиозной, это также был обман, потому что на Брестком Соборе не было и намека на свободный догматический диалог, направленный на выяснение истины при котором собственно и возможно соединение поместных Церквей, а по сути дела воссоединение Греко-католической церкви и Вселенского Православия. Вместо этого была просто проштампована Флорентийская уния.

Между тем, Флорентийская уния не имела и не имеет канонической силы по целому ряду причин. Во-первых, она не завершилась совместной литургией восточных и западных епископов, а ведь именно это и считается необходимым условием подлинного восстановления евхаристического общения. Во-вторых, далеко не все православные епископы её подписали. Не случайно папа Евгений, когда узнал, что Марк Эфесский её не подписал, сказал: «Значит, мы ничего не добились». И, наконец, третье, она была дезавуирована на Константинопольском Соборе 1454 года.

Даже с точки зрения формально-канонической Брестская уния не являлась действительной, поскольку из шести малороссийских епископов двое не приняли её решения. А то, что её подписал митрополит Рогоза, слабый и повинный в канонических преступлениях человек, это лишний раз показывает ущербность данного дела.

Чем была Брестская уния? Это была попытка бегства части иерархии от своих прихожан и измена Святейшему Патриарху Константинопольскому Иеремии. Зная, что рано или поздно они подвергнутся суду за свои нечестивые канонические деяния, архиереи предпочли впасть в волчьи объятия Римо-католической церкви.

Уния была дезавуирована Собором, созванным Константинопольским Патриархом, которого представлял экзарх Никифор. Он, кстати, явился одним из первых мучеников за веру, вскоре он был схвачен, несправедливо осужден и замучен в тюрьме, как якобы турецкий агент. Можно привести целый мартиролог мучеников, убитых униатами и римо-католиками. Уния проводилась железом и кровью. Православных считали схизматиками, нарушителями королевской воли, их травили, лишали имущества и порой даже жизни. Результатом унии, в конечном счете, явилась великая народная война за веру под предводительством Богдана Хмельницкого 1648-53 годов, завершившаяся воссоединением части Малороссии с Москвою. Эта война повлекла за собою огромные жертвы и разорения. Вот к чему приводит униатская политика.

Конечно, достойны всякого почитания те, кто в XIX веке при царствовании Императора Николая I предпринял усилия для воссоединения белорусских униатов с Православием. Следует отметить, что проводилось это мягко и гуманно. По сути, без серьезного государственного давления. Белорусские униаты сами стремились воссоединиться со своей духовной родиной, со святой Русской Православной Церковью. Достойна всякого почитания память тех, кто в 1839 году привел белорусских униатов к Православию. Это митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), архиепископ Полоцкий Василий (Лужинский) и архиепископ Минский и Бобруйский Антоний (Зубко) – великие имена, заслуживающие того, чтобы быть вписанными в историю нашего Отечества.

Для нас это великий урок, никакая уния нас не спасет. Уния, построенная на политике, обмане и лжи, способна приносить только неимоверные беды. Дай Бог это понимать современным политикам. Надлежит хранить завет святого Иоанна Кронштадтского: «Русь Святая, храни веру Православную – в ней же тебе утверждение».

Русская народная линия