Наш любимый батюшка

Начиная рассказ о замечательном священнике, митрофорном протоиерее, почетном настоятеле Свято-Воскресенского кафедрального собора отце Иоанне Мисеюке, который вот уже много лет своими молитвами окормляет наш город, мы, борисовчане, благодарим судьбу за то, что рядом с нами живет такой прекрасный, удивительно кроткий и добрый человек. Благодаря его многолетним трудам, Борисовщина засияла куполами вновь возрожденных храмов, ожила и укрепилась приходская жизнь православных христиан, а многие жители находят поддержку и утешение в лоне Православной Церкви.

 Родился отец Иоанн 25 января 1924 года в селе Мижевичи Слонимского района Гродненской области. С детства Иоанн Мисеюк воспитывался в семье православного священника и с самого рождения пребывал близ алтаря Господня. В семье было пять братьев, четверо из которых продолжили династию священников семьи Мисеюк.

Из воспоминаний:

«Самый старший брат, Евгений, был настоятелем кафедрального собора в Минске. Во времена советской власти, когда Берлин был разделен на две части, он, как представитель церковной власти, был послан на служение в Германию, где имел возможность служить в Западной и Восточной Германии.  Три года служил как клирик Русской Православной Церкви, а потом как корреспондент. Вскоре после возвращения на Родину его постигла смерть жены. Эта тяжелая утрата повлияла и на здоровье брата Евгения, и вскоре не стало и его.

 Второй брат живет в Риге. Он инвалид-колясочник, но до сих пор приезжает в храм и исповедует прихожан.

 Третий брат, Виталий, тоже был священником, но, к сожалению, уже умер. Младший брат, Аркадий, получил светское образование, вначале окончил техникум, а затем медицинский институт, стал квалифицированным специалистом и всеми уважаемым врачом — хирургом. На его воспитание большое влияние оказала сестра моей жены, которая была учительницей».

 

    Первыми духовными учителями Иоанна Мисеюка были родители, а жизнь отца послужила ему примером.

   Из воспоминаний:

  «Дети всегда стремятся занять место своих родителей. Есть семьи педагогов, врачей, а поскольку я сын священника, то уже с малых лет воспитывался как будущий служитель Господа».

Отец Иоанн рос обычным мальчишкой – играл в детские игры, много помогал родителям по хозяйству, очень любил читать. 

  «Одной из самых любимых книг для меня была Библия, где я получал ответы на все свои вопросы. Я также очень интересовался житием святых отцов. Современным ребятишкам нужно как можно больше читать, потому что книга — мать учения».
Из    воспоминаний:

   В семье отца Иоанна царили гармония и согласие. Отношения были ровные, спокойные, уважительные. Атмосфера в доме была церковной. Самыми светлыми и любимыми семейными праздниками были Рождество, Пасха и Троица.

   Обучался отец Иоанн в нескольких школах, в том числе и сельских, о которых остались добрые воспоминания.

    Из воспоминаний:

    «Дух сельской жизни, в том числе и сельских школ, отличался от городских и, уж конечно, очень отличался от духа современных школ. Поэтому дела в сельских школах часто шли гораздо лучше. Конечно, большое дело учительница в селе — всеми почитаемый и уважаемый человек.

     Сейчас дети в школе проводят очень много времени, но учителям работать гораздо труднее, потому что на детей нельзя ни прикрикнуть, ни за ушко потянуть, как было раньше. Случалось, что учителя детей и в угол ставили, а сейчас этого всего нельзя делать. Современная молодежь не в состоянии воспитать детей в православном русле, потому что зачастую не знают, как это делать. А раньше детей воспитывали и родители, и бабушки, и дедушки, все старались помочь в воспитании, благословить на добрые дела».

 

       С детства огромной радостью для отца Иоанна было посещение храма. С пятнадцати лет   он уже помогал отцу в храме, рано выучившись читать и петь молитвы.

       В 1939 году, после освобождения Западной Беларуси Красной Армией, Иоанн Мисеюк стал псаломщиком храма Воздвижения Креста Господня села Деречинок Гродненской области, настоятелем которого был его отец.

       В 1941 году, перед самой войной, он окончил русскую среднюю школу № 1 города Гродно и продолжил служить псаломщиком в том же храме. Здесь же в феврале 1942 года отец Иоанн венчался с уроженкой деревни Рудавица Гродненской области (1924 г. рождения) Евгенией Ивановной Журневич.

        20 мая 1943 г. в Жировичском Свято-Успенском монастыре он был рукоположен во диакона архиепископом Гродненским Венедиктом.

        Из воспоминаний:

        «Что такое семейное счастье? В семейной жизни надо больше полагаться на Господа Бога. Без молитвы, без Церкви значительно труднее жить. Сейчас многие венчаются, но бывает, что не по любви. Богатая невеста, богатый жених, а потом это все идет прахомЭто от того, что еще не все семьи вошли в русло Православной Церкви.

        Самое важное в семье —  не возвышаться. В семье обязательно должно быть послушание. Раньше ведь были очень большие семьи: сыновья, невестки, дочери, зятья, и был порядок, уважение было, потому что все почитали и слушали отца. Так детей воспитывали с самого детства.         

       Сейчас мама с папой и рады бы воспитывать, да заняты на работе, некогда. Родители надеются на школу, но школа тоже не может за все отвечать. Куда ребенку? На улицу?

       Дети слышат, как родители между собой общаются, а потом все это выносят на улицу, а мы удивляемся — откуда они знают такие ужасные слова.

       Уважение друг к другу, любовь, если их не будет, то, конечно, будет очень трудно».

 

         В 1946 году отец Иоанн поступил в Минскую духовную семинарию. Во время учебы в семинарии он два года на каникулах служил Пасху в архиерейском доме.

        29 апреля 1948 году архиепископом Минским и Белорусским Питиримом он был рукоположен во иерея, после чего был назначен настоятелем Свято-Николаевской церкви села Шиловичи Слонимского благочиния.

         В 1950 году отец Иоанн закончил Минскую духовную семинарию и Преосвященнейшим Паисием, епископом Гродненским и Лидским был назначен вторым священником Свято- Николаевской церкви в д. Большие Берестовицы Гродненской области. Там служил регентом его родственник, но у него с настоятелем были не очень хорошие отношения. Владыка решил направить отца Иоанна в этот приход, чтобы он подействовал на регента и примирил их. Отцу Иоанну удалось это сделать.

          В январе 1950 г. отец Иоанн стал настоятелем Александро-Невской церкви г. Рогачева.

          В 1954 году отец Иоанн был назначен настоятелем молитвенного дома в Речице.

         Из воспоминаний отца Иоанна:

         «Долго я в Берестовицах не пробыл, освободил свое место, и больше второго священника туда не назначали. После Берестовиц я приехал в Минск, к своему наставнику архиепископу Питириму. Владыка пожелал определить меня в своей епархии и сказал: «Поезжай в Рогачев». Так в январе 1950 г. я стал настоятелем Александро-Невской церкви г. Рогачева. А потом, в 1954 году, я был назначен настоятелем молитвенного дома в Речице.

         В Речице народ был набожный, мы посещали дома верующих. Чтобы пройти наши деревни нам нужно было 2-3 дня. Не всегда все проходило гладко, порой нам приходилось отбиваться и от власти. Был случай, когда в это дело вмешался и райисполком. Нам хотели даже запретить посещать деревни. Позвонили и потребовали прекратить совершать богослужения в деревнях. Мы тогда ответили, что никакие богослужения не совершаем, а просто посещаем верующих в домах по их просьбе, что соответствует Уставу церкви. В райисполкоме нам не поверили и решили удостовериться и уточнить информацию у вышестоящего начальства в Гомеле: верно ли, что священники могут посещать верующих по их желанию. Им ответили: «Да, могут». Я на следующий день пришел в исполком и сказал, что не в обиде на власть: «Правильно делаете, что проверяете, потому что под видом священника неизвестно какие люди могут приходить в дома деревенских жителей». А время было еще неспокойное. Не так давно закончилась война. В городах и деревнях было немало хулиганов, бандитов, на руках у которых имелось оружие.

        Разные еще были случаи. Вот, к примеру, такой. Мне разрешили пристроить к причтовому дому трёхстен. Кто-то сказал, что там, якобы, будет строиться еще одна церковь. Когда я был в академии, подогнали бульдозер и этот трёхстен развалили. Приехав домой, я пошел в исполком и говорю, что у меня на трёхстен есть разрешение. Подал документы в суд, а суд говорит: «Извините, у нас церковь отделена от государства». Суд, наверное, не хотел связываться, потому что у меня разрешение на пристройку было, а вот документа на его разрушение ни у кого не было. Дело все же получило огласку, кое-кто в исполкоме был наказан, но и от меня решили освободиться. Власти стали просить владыку, чтобы меня убрали из Речицы. Сделали все мирно – мы добровольно поменялись местами с настоятелем Свято-Успенской церкви в г. Лоеве. Это было в октябре 1961 года».

         С 1966 по 1968 г. служил вторым священником в Свято-Михайловском соборе Мозыря. 11февраля 1967 г. отец Иоанн окончил Ленинградскую духовную академию.

           

         С 1968 по 1971 г. опять служил в Калинковичах настоятелем Свято-Успенского молитвенного дома. Следующие десять лет (до 1981года) – настоятелем Свято-Михайловской церкви в г. Климовичи Могилевской области, потом шесть лет служил настоятелем Шкловской церкви Могилевской области.

         В сентябре 1986 года был назначен настоятелем Свято-Ильинской церкви в Орше. Но долго там не пробыл.

 

         Из воспоминаний:

           «В молодые годы я увлекался цветоводством. В городе Климовичи участвовал в городских выставках цветов, за что был отмечен грамотами. Кроме цветоводства, всю жизнь я увлекался голубями и пчеловодством. Во всех приходах, где я служил, у меня была небольшая пасека, удивительно, что пчелы не нападали на людей и были очень миролюбивы».

 

           31 августа 1980 года Климовичский райсовет Белорусского общества охраны природы наградил отца Иоанна Мисеюка дипломом 3-й степени за достигнутые успехи в озеленении города и выращивании цветов.

            В 1988 году отец Иоанн был переведен в Борисов, где стал настоятелем Свято-Воскресенского кафедрального собора и благочинным Борисовского церковного округа.

           

Из воспоминаний:

           «После моего назначения я основал 10 приходов. Много пришлось потрудиться в деревне Барань, где решили строить монастырь.

           Как-то с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, мы пошли осматривать место для будущего монастыря. Узнав о том, что сюда прибыл владыка, его окружили православные верующие и стали говорить, что в Барани нет церкви. Владыка повернулся ко мне и сказал: «В первую очередь надо построить в деревне церковь». И я занялся ее строительством. Названа она была Покровской.

          Для монастыря передали нам старую школу. Вскоре мы образовали сестричество, и постепенно сестричество превратилось в монастырь. Много работали по строительству монастыря председатель церковного совета Инесса и ее муж. На территории монастыря была небольшая капличка, но она находилась в ветхом состоянии. Часто приходилось совершать службу во дворе.

         Когда я приехал в Борисов, здесь была только одна церковь. Постепенно появилась церковь в Зембине. Под руководством батюшки Анатолия Лашкевича начались работы по восстановлению разрушенного храма Архангела Михаила. Но денег не было, и они остановились. Только когда настоятелем стал отец Андрей Капульцевич, дело сдвинулось.

        Построили церкови в Велятичах, в Ухолоде, в Загорье, восстановили храм в Бытче. Здесь, в Борисове, началось строительство храма Рождества Христова. Начинал его Михаил Волосач, а потом по благословению Владыки Филарета послали туда молодого священника отца Александра. И сейчас этот храм – один из красивейших храмов города. В Крупках и Березино тоже много было сделано. Раньше эти города входили в Борисовское благочиние. И все это было при мне.

        Но годы давали о себе знать, и я стал проситься у владыки освободить меня от должности благочинного. На свое место я порекомендовал отца Александра Вербило и не ошибся в выборе. Его назначили благочинным, и он много делает по обновлению церковной жизни в городе и районе».

Материал подготовлен Медельцовым А.Ф./ Фото из личного архива Серафимович Т.