История храма

Видео-материал телеканала «Беларусь-3» о истории зембинского храма

Исторические данные

История начала существования Зембинской церкви недостаточно ясна: в работе «Описание церквей и приходов Минской епархии за 1879 г. сообщается: «…Церковь существовала здесь ранее 1752 г. … находилась в центре местечка». К сожалению, ни в названной работе, ни в других изданиях нет точной информации, в каком году была основана первая церковь и, кто был ее фундатором. Известно, что в 1809 г. уже не в центре, а на окраине местечка, была возведена новая деревянная церковь, освещенная во имя Святого Архистратига Михаила.

В «Историко-Статистическом описании Минской Епархии» составленным ректором Минской Духовной Семинарии Архимандритом Николаем в 1864 году читаем, что в местечке Зембин Борисовского уезда имеется деревянная Свято-Михайловская церковь, 5-го класса, 1811 года постройки на месте сгоревшей. Фундатором являлся помещик Франц Сержпутовский. Штатное годичное жалование причта составляло 236 рублей. При церкви мелось до 60 десятин земли усадебной, пахотной и сенокосной. благотворителями храма были господа Ратомские. Прихожан свыше 1000 душ из них мужского пола 530 душ и женского пола 590 душ.

Зембинскому храму также принадлежали Предтеченская деревянная церковь в деревне Любча и Димитриевская деревянная кладбищенская церковь в деревне Косцюки.

Из этого же описания видно, что на территории нынешнего Зембинского прихода действовали следующие храмы.
В селе Кимия была свято-Успенская деревянная церковь, 5-го класса с штатным годичным жалованием 236 рублей и усадебными, пахотными и сенокосными землями около 65 десятин. Здесь же сообщается, что часть сенокоса была отторгнута помещиком Равою. Прихожан 524 мужского пола и 603 женского пола.
Кимескому храму принадлежало четыре церкви. Кладбищенская, деревянная свято-Троицкая в деревне Поляны, Покровская, деревянная в д.Ганцевичи, кладбищенская, деревянная свято-Михайловская в д.Замошье и Предтеченская, деревянная церковь в поместье Смолярах (ныне д.Смоляны).
В селе Корсаковичи уже в 18 веке стояла Преображенская, 4-го класса, деревянная церковь, построенная помещиком Родзевичем. Здесь же читаем, что в 1754 году Стефан Белозор записал сей церкви 112 десятин земли, а в 1782 году один двор крестьян, в 1843 г. поступивших в казенное ведомство, а прежде его Карл и Казимир Белозоры были так же благотворили сей церкви. Штатного годичного жалования причту было 236 рублей. земли усадебной, пахотной и сенокосной около 60 десятин. Церковных крестьян мужчин и женьщин поровну всего 14 душ. Прихожан всего 1251 человек.
Храму принадлежали две церкви Благовещенская, деревянная в д.Будиничах построенная помещиком Иосифом Слизенем и Богоявленская, деревянная церковь в деревне Скоплине (ныне Скуплино).

В 1869 г. деревянная церковь в Зембине была капитально отремонтирована, обнаруженные в фонде «Церковно-строительного присутствия» Национального архива РБ чертежи и описание церковного здания по состоянию на 1862 г., позволяют представить, как выглядела зембинская церковь, существовавшая до начала XX столетия: прямоугольное в плане здание имело притвор и выступавшую апсиду: над крышей возвышались, завершающиеся куполами, башня — колокольня, расположенная со стороны главного; фасада и небольшая башенка с глухим куполом — в середине церковного здания. Окна были расположены в один ряд, имелось двое дверей. Снаружи здание было покрашено масляной краской.

    21 мая 1900 г. православною общину местечка Зембин постигло большое несчастье: во время пожара Михайловская церковь была уничтожена огнем. Храм и прежде подвергался пожару: например, известно, что Свято-Михайловская церковь была сильно повреждена пожаром, происшедшим 24 июня 1882 г., но после ремонта вновь освящена Борисовским Благочинным Протоиереем Пастернацким 12 сентября 1882г. Однако, майский пожар 1900 г. не оставил надежды на сохранение старого здания церкви, и поэтому встал вопрос о строительстве новой приходской церкви. Автором проекта стал минский епархиальный архитектор Виктор Струев (род.в 1864г.). Несмотря на то, что проект церкви и разрешение на ее постройку датированы 1901 г., закладка церковного здания состоялось лишь в июле 1903 г. — этот вывод можно сделать на основании текста телеграммы, адресованной Его Преосвященству: в ней содержится просьба разрешить закладку фундамента новой зембинской церкви. Разрешение было дано — началось строительство церкви: это видно из содержания «Приходно-расходных книг Свято-Михайловской церкви» первого десятилетия XX века. Однако сначала работы велись очень медленно и лишь в 1907 — 1908 гг. строительные мероприятия активизировались и не были прекращены даже, после освящения церкви, которое состоялось 19 октября 1908 г. Чин освящения храма совершил настоятель Свято-Воскресенского собора г. Борисова протоиерей Николай Фалевич.

   Историко-археологическим документом проливающим свет на время строительства храма можно считать и один из тёсанных фундаментных камней обнаруженном при реставрационных работах настоятелем иереем Андреем Капульцевичем в начале 2014 года. Дословно надпись на камне гласит: «Святый храм построен при священнике Костантине Шафаловиче 1904г.». Можно так же предположить, что данный фундаментный камень является закладным, тогда начало строительства церкви необходимо относить к 1904 году.

   Документы свидетельствуют, что в 1909 г. работы по устройству церкви продолжались: велась реставрация старых икон, поврежденных во время пожара, завершались столярные работы. В 1910 г., как зафиксировано в документах, «мастер-иконостасчик Ермолович за деланиеВ 1910 г., как зафиксировано в документах, «мастер-иконостасчик Ермолович за делание и доставку согласно условию» иконостаса получил 190 руб., а также 25 руб. за «делание херувимом над местными иконами и киотом св. Архистратига Михаила». В «Страховой оценке Архистратига-Михайловской церкви в м. Зембине» за 1910 г. имеется описание храма, а также других принадлежащих ей строений. Поскольку это одна из наиболее полных описаний исследуемого строения — считаем возможным, привести довольно значительную цитату из документов: «…Архистратиго-Михайловская церковь кирпичная на каменном фундаменте, снаружи и внутри оштукатурена и покрашена известковой краской, покрыта оцинкованным железом, пол цементный. Длина церкви, считая и колокольню — 45 арш.; на церкви имеются 2 большие главы, больших окон 21 шт., малых — 8 шт.; дверей наружных 3 двустворных и 1 одностворная; дверей внутренних — 4 двустворных и 1 одностворная; иконостас длиною 11 аршин, высотою 11 аршин. Колокольня в 3 яруса общей высотою до верха карниза 32 аршина. Ближайшая к церкви чужая постройка — народное училище — находится в сквере — с восточной стороны на расстоянии 14 аршин»

К сожалению, каких-либо документов, освещающих период существования Свято-Михайловской церкви 1920 — 1930-х гг., не сохранились. Однако, из рассказов старожилов Зембина известно, что официального Указа о закрытии церкви православная община не получала; но из-за постоянных угроз, из-за периодических арестов священника церкви, здание часто было закрыто, несмотря на сложную социальную и политическую ситуацию конца 30-х гг. XX ст. в храме продолжали совершаться обряды венчания, крещения и т. д. В ноябре 1942 года на Зембинский приход был назначен священник Димитрий Знаменский. Война батюшку Димитрия застала в Беларуси где он отбывал ссылку. На окупированной территории он окормлял некоторые приходы Борисовского благочиния Лошница, Дроздино, Ратутичи. По воспоминаниям прихожанки храма в деревне Дроздино отец Димитрий хотел вернуться в г. Иваново к семье, откуда его сослали к нам, но видно побоявшись подставить под удар  своих близких выехал в 1944 году из Зембина в Германию где служил в клире РПЦЗ вплоть до своей смерти в 1981 году. Несмотря на то, что в Зембине располагался гарнизон фашистов, отец Димитрий смело выполнял свой пастырский долг. Ещё живы люди принявшие Таинство Святого Крещения в Зембинском храме и помнявшие батюшку. Позже, вследствие активизации действий белорусских партизан и наступления войск Советской Армии, немцы приспособили здание церкви и прилегавшую территорию в свой оборонительный пункт; во время освободительных боев 1944 г. Зембин был сильно разрушен, хотя стены церкви пострадало незначительно. После окончания войны Свято-Михайловский храм не был возвращен православным верующим, а был приспособлен колхозом «Заря коммунизма» под склад для сельхозпродукции и молотилку, часть имущества Михайловского храма была передана в действующую Сморковскую церковь.

Но самый большой урон храм потерпел как ни странно не в военное время, а в мирные годы. В 1965 году снимался художественный фильм «Перекличка». В главных ролях снимались такие актёры как Никита Михалков, Евгений Стеблов, Татьяна Доронина и др. Согласно сценария, танк, экипажем которого командовал молодой Михалков на скорости должен был проломать алтарную стену и выбить засевших фашистов из храма, но старинный кирпич не поддавался и тридцать четвёрка как мячик отскакивала от полутора метровых стен. Вскоре выход был найден и на алтарь иллюзорного искусства была принесена жертва реальной святыни – алтарная стена взрывается и закладывается бутафорским кирпичом, после чего эффектные кадры врывающегося в храм танка и крушащего всё на своём пути были сняты. Эти вандальные и святотатские кадры до сих пор не могут без слёз смотреть зембинские старики. Некоторые их них были крещены в этой церкви, будучи детьми исповедовались и причащались в нём.

После взрыва стены непогода и атеистическая молодёжь довершила процесс уничтожения православной святыни. Их «послания к потомкам» до сих пор видны на стенах храма, причём география «паломников-шестидесятников» довольно обширна от Борисова и Минска до Смоленска и подмосковных Мытищ. К началу ХХI века Зембинская церковь представляла страшные руины внутри которых росли деревья. Первая попытка восстановления была предпринята священником Анатолием Лашкаевичем в конце девяностых начале двухтысячных годов, но отсутствие финансирования и смерть настоятеля свели все начинания на нет. С 2010 года строительно-реставрационные работы вновь возобновились при активной помощи многих меценатов, как из России так и из Белоруссии. Не участвуют в этом святом деле лишь бывшие актёры того злополучного фильма не смотря на всемирную известность и много миллионные доходы от фильмов на туже военную тему. Не раз Церковь обращалась за помощью к некоторым из них, но видно играть православных патриотов и быть ими это разные вещи. За короткий срок уже восстановлена колокольня и трапезная часть храма, восстановительные работы ведутся на правом Богородичном пределе церкви. Отдельная грусть у прихожан Свято-Михайловского храма это старинный приходской дом отобранный у церкви после октябрьского переворота в 1917 году. Столетнее деревянное здание использовалось и как школа и как больница и сельсовет. В настоящее время там пребывает часть Зембинских детишек детсадовского возраста. Мнение прихожан — историческая справедливость должна восторжествовать, а дети должны содержаться не в ветхом старинном помещении, а в достойном современном здании, причём в окрестностях за ненадобностью стоят закрытые и детсады и даже школы. История храма святого Архангела Михаила в деревне Зембин ещё не завершена и каждый желающий может вписать в неё свою строчку. В библии сказано: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни» (2Еккл.5.) хочется верить, что это время наступило.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


ВверхВверх