Ваше монументальное величество

За что в деревне Крайск любят Николая Второго и почему в Могилеве бюст русского царя так и не установили?

Деревня Крайск Логойского района по-своему уникальна. Здесь, в белорусской глубинке, молятся Николаю Второму и называют детей в честь царской семьи. А государь является крайцам во снах и помогает им во всех делах. Пока в Могилеве, где в свое время была Ставка Верховного командования русской армии, шли бурные дискуссии, устанавливать ли бюст императора, подаренный россиянами в 2009-м, в Крайске такой памятник стоял уже год. Первый и единственный в стране. Жители деревни прекрасно знают об эпитете «кровавый», который давно прописался в учебниках истории за последним русским самодержцем, но имеют на этот счет свое мнение.

«За многолетнюю Небесную помощь»

Деревня Крайск с населением в 340 жителей целиком оправдывает свое название: до райцентра — 40 километров, транспортное сообщение более чем неудобное. Но, тем не менее, география прихожан Свято-Николаевской церкви, на территории которой стоит бюст царя, признанного РПЦ святым, давно вышла за пределы Минской области.

Подхожу к бюсту. Царь в парадном мундире, при всех регалиях. Почти такой же, как и подаренный управой Соколиная гора Восточного административного округа Москвы могилевчанам. Только тому было уготовано стать всего лишь частью музейной экспозиции. Читаю на постаменте: «Сей бюст — наша благодарность Святым Царственным Великомученикам за многолетнюю Небесную помощь нам, верующим христианам и нашему Православному Крайскому приходу».

— Я очень переживала, примет ли меня царская семья? Ведь я родилась 7 ноября, и вдобавок нам с мужем в этом храме удалось повенчаться только с третьей попытки, — рядом со мной стоит прихожанка Надежда Труднова. — Молила Бога дать мне знак. И снится мне сон: идет наше венчание здесь, и мы пьем из кубка с красными камнями, а на клиросе стоит царь-батюшка и поет нам. Все мои уныния сразу прошли, ведь для меня царская семья — это свет, образец для подражания, пример чистых отношений между супругами.

«Это не совпадения»

Захожу в храм. Еще 17 лет назад здесь проводили дискотеки: святое место превратили в клуб. Только стараниями настоятеля Сергия Подольского церковь вернули верующим.

— Мы просим у царя помощи, и он нам ее дает, — рассказывает отец Сергий. — Даже вспомнить, как мы этот храм отвоевывали. Над нами все смеялись, даже священники говорили, что нам его никогда не отдадут. Районная власть не шла на уступки, дважды обращался в Администрацию Президента. И тогда в 1996 году в канун 3 ноября, дня восшествия императора на престол, под утро мне приснился сон. Как будто я стою в соседней Свято-Алексеевской церкви, и туда заходит Николай II в военной форме: он едет на фронт, а здесь проездом. Государь улыбнулся мне, поднял правую руку, показал четыре пальца и произнес: «Четыре». Ровно через 4 года, 29 октября, пройдя через все, казалось бы, непреодолимые трудности, мы освятили храм. Причем эта дата совпала с его первым освящением 123 года назад.

Таких совпадений за последние пятнадцать лет отец Сергий насчитал около 300. Все важные события для Крайского прихода происходят на даты, связанные с жизнью царской семьи.

Например, 17 июля 1998 года, в день их убийства, завод «Керамин» пожертвовал на возрождение храма 9 тысяч штук кирпича. В том же году 11 июня, в день рождения царевны Татьяны, из Логойска и Плещениц в Крайск один за другим приехали два крана, без которых завершить строительство было бы невозможно.

Предполагаю, что, может быть, слишком много «царских» дат…

— Это не совпадения, а язык небесный общения с нами. Вы, например, позвонили мне 15 марта, а это день свержения с престола царя Николая. Значит, и ваш приезд сюда не случаен.

Как человек светский, прошу рассказать о царской семье. Но отец Сергий ограничивается лишь парой слов о том, что это были глубоко верующие люди, которые вели праведную жизнь, но претерпели очень много страданий.

— Чтобы узнать их, нужно больше, чем одна беседа, — мы выходим на порог храма. — У них был свой фонд в 4 миллиона рублей, и, когда началась война, все деньги истратили на больницы и богадельни, где помогали раненым. А царь ходил в заплатанных шароварах и говорил о себе: «Я серый человек». Слишком много лжи о них, все это надо с себя смывать.

«Кровавое воскресенье никто не отменял»

В Могилеве главными противниками установки в городе бюста русского царя были коммунисты. Отправляюсь их искать в Крайске и знакомлюсь с Константином Коваленей, бывшим председателем Крайского сельсовета. В первые минуты разговора мой собеседник сообщает, что в церковь не ходит и верит только в самого себя.

— Я и сегодня коммунист, но, правда, крещеный, — признается Константин Александрович. — Нас в семье было девять детей, я старший. Отец всех в рядок выставил и встал рядом с ремнем. Я, конечно, противился, советское время же было, крест рукой отпихнул, а батюшка мне им — по лбу. Так и окрестили. Но что касается церкви, я думаю, что она должна быть в деревне, ведь для большинства храм — это спасение от пьянства и других напастей.

Интересуюсь мнением коммуниста о бюсте в деревне.

— Я так считаю: то, что расстреляли царскую семью, — это варварство, в чем были виноваты женщины и этот мальчик, царевич? Поэтому их можно причислить к мученикам, и меня не задевает ни бюст, ни то, что церковь освятили в честь их семьи. Но Кровавое воскресенье никто не отменял, и я думаю, что виноват в нем Николай.

Свою категоричную позицию Константин Коваленя перед отцом Сергием не скрывает, но у настоятеля на этот счет свои аргументы.

— Когда говорят о Кровавом воскресенье, не вспоминают, что со стороны демонстрантов была провокация: они первые начали стрелять по солдатам. И потом, царь в то время был не в Петербурге, а в Царском Селе, за 30 километров, — рассуждает отец Сергий.

Я не жду окончания беседы и отправляюсь в сельскую школу. Знакомлюсь с учителем математики и физики Александром Цалабановым, который вел танцевальный кружок в бывшем клубе.

— Страшно вспоминать, но мы, действительно, танцевали в церкви. Когда я приехал в Крайск в 1984 году, никто даже не говорил о том, что это был храм. Я был комсомольцем и, честно признаюсь, в первый раз перекрестился, когда митрополит Минский и Слуцкий Филарет освящал в 1995 году нашу вторую церковь — Свято-Алексеевскую. И когда на службе отец Сергий сказал, что есть деньги, за которые можно поставить бюст, было внутреннее борение, которое до конца не прошло. Мы все воспитаны так, что была кровавая неделя и царь кровавый. Но то, что он отрекся от престола, чтобы не было гражданской войны, — это большой подвиг. Так что раз стоит бюст — пусть стоит, я думаю, он, действительно, нам помогает.

Царская семья, как известно, была многодетной. Ищу такую же в Крайске и захожу в гости к Светлане Савицкой, маме шестерых ребят.

— Да, мы почитаем царскую семью. Наши дети родились на «царские» даты и названы в их честь. Вот Алексей, Ольга, а старший, Николай, прислуживает батюшке в храме. Мой первый муж был верующий, и однажды у него было видение царя Николая, в котором он его благословил. Муж вскоре умер. Я тогда ждала третьего ребенка, и было очень тяжело. Но всегда просила помощи у государя и получала ее. Сейчас я снова замужем, и второй супруг тоже любит детей.

Кто бы ни жил в Крайске, коммунисты, бывшие комсомольцы или истинно верующие люди, все они стали свидетелями одного случая, который отрицать никто даже не пытается. 12 лет назад, в день освящения Свято-Николаевского храма, образ царя замироточил. По всем христианским канонам произошло великое чудо. Знак того, что Божия воля свершилась.

————————————-

В тему

В 2009 году в Могилеве в университете продовольствия собрались журналисты, ученые и другие заинтересованные, чтобы обсудить назревший вопрос: а надо ли городу бюст Николая II? Организатор дискуссии — кандидат исторических наук Игорь ПУШКИН:

— Горожане неоднозначно отнеслись к идее установить у нас бюст Николая Второго. Ее поддержали верующие, некоторые ученые, специалисты туристической сферы, которые посчитали, что факт нахождения у нас царя и Ставки — это бренд города. Но были и противники, которые задались вопросом: зачем нам бюст русского царя, когда в городе нет памятников нашим именитым горожанам, которые много сделали для Могилева, например губернатору Александру Дембовецкому. Были мнения, что если мы хотим обозначить здесь факт нахождения Ставки, то почему это должен быть обязательно парадный бюст царя? Возможно, это могла быть другая композиция, эскиз которой должен обязательно предварительно выноситься на открытое обсуждение. В итоге сделали бюст частью экспозиции городского музея истории. Она достаточно популярна среди туристов, а также жителей города.