Протоиерей Андрей Лемешонок: «Главное, что в храме есть молитва за весь мир»

Не так давно митрофорный протоиерей  Андрей Лемешонок возглавил Божественную литургию в храме святого Архистратига Михаила в д. Зембин. По окончании Литургии духовник Свято-Елисаветинского монастыря отец Андрей,  посетил  Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы в д. Любча где обратился к насельникам Центра с назидательной проповедью.

«Сегодня отец Андрей, настоятель этого храма, преподнес такой рождественский подарок, и мы согрелись в этом новоосвященном приделе. Не только потому, что здесь истопник хорошо топит, а потому что действительно так здесь хорошо, легко молиться – всё сделано с любовью. И это не столица. Удивительно, когда приезжаешь и смотришь, что в деревне такой храм. Надеемся, что это благодаря молитве прихожан.

В этот день мы, конечно, должны обратить свои взоры, услышать, что сегодня память первомученика архидиакона Стефана, который первый погиб за Христа и который молился за то, чтобы Господь не поставил в грех его убийство.

И, конечно же, сегодня много братьев, ради которых мы здесь. И, понимаете, вот это то же самое. Вот на чем надо строить нашу Церковь! Один брат не выдержит, и что нам делать? Но он пришел, он, может быть, приполз. Мы не разрешаем этого делать, потому что человек должен брать себя в руки. Но какие наши силы, какие наши возможности? Что мы вообще можем и что не можем? Поэтому, конечно же, сила наша в немощи совершается. И поэтому, слава Богу, что все мы здесь, что все мы – причастники, что мы на Литургии сегодня, и мы молились. Ведь Литургия не в том смысле, что тысяча человек в храме или два. Главное, что в храме есть молитва за весь мир. Литургия – это тот стержень, который держит этот мир. Поэтому мир и не распадается, не сгорает от греха. Поэтому надо дорожить тем, что мы можем сюда прийти, Бога воспринимаем такими, какие мы есть. Потому что верим, что мы эту Любовь Христову не затопчем, верим, что она даст плоды.

Вчера у нас была Литургия на Лысой Горе. Братья знают, что это такое. Там уже больше ста сорока человек, представляете? Сколько нужно еще лет, чтобы человек впитал в себя эту Святыню, чтобы он отказался от греха, сказал: «Нет! Я больше ни капли алкоголя не буду употреблять». Когда мне сказали, что Александр строит семью, я просто был на десятом небе от счастья, — вот это положительный человек. В этом тоже есть какая-то маленькая наша победа. Такие победы у нас есть, и есть люди, которые восстановились, они живут на подворье или создали семьи, не важно. Главное, что они полноценно живут, не падая в грязь лицом. Но пока, конечно, большинство людей падает. Есть такое понятие карцер. Раньше всех выгоняли, а сейчас нельзя выгонять. А вдруг в тюрьму снова попадет, – протрезвеет – можно будет уговаривать: давай держись, мы поможем. Я понимаю, в Церкви всё строится на любви, на желании помочь. А если взглянуть глубже – все мы одинаковы. Все мы недостойны той Святыни, Которой прикасаемся. Будь то священник или прихожанин. Правда, священник еще больше недостоин. Это ужас: ты видишь, понимаешь, в каком ты должен быть состоянии, какой ты должен быть, а ты таким не являешься, потому что ты – лентяй, неизвестно кто. Но есть еще возможность исправиться. Вот я думаю, как мне исправиться в этом году? Как стать другим, немножко другим, по-другому относиться ко всему, людей любить? А в тебе же грех: ты обижаешься, у тебя нет времени, всегда нет. Понимаете, это все так не по-христиански. А Бог верит, что мы все-таки скажем: «Слава Богу за всё!» Потому что, конечно, нам всем надо сказать: «Слава Богу за всё!». Иногда сквозь зубы, иногда сквозь слезы, иногда сквозь туман греха, но надо все равно говорить Богу слова благодарности. И та служба, в которой мы все участвовали, называется Евхаристия – Благодарение. Потому что человек благодарный ни в чем не нуждается, у него всё есть. Если мы действительно нашли Бога, если мы действительно христиане православные, то у нас уже всё в жизни есть. Но если мы Его не нашли, то, конечно, нам не хватает то того, то сего, то квадратных метров, то каких-то денежных единиц, каких-то человеческих забот, внимания – у нас ничего нет, понимаете? А если мы христиане православные, то у нас всё есть: «Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог».

Будем благодарить Бога, и будем трудиться по мере сил, будем верить, что даже какие-то маленькие шаги к свету — тот дар, что мы опускаем в Божью копилочку, и они дают нам возможность верить и надеяться на нашу с вами будущую жизнь, на вечную жизнь, на спасение.

Наши сестры — многие уже более десяти лет — ходят в больницу, просто вычеркивая несколько вечеров из своей семейной жизни, идут в больницы, разные больницы. И потом приходят к выводу, что такое служение людям, прежде всего, необходимо им самим. Потому что в этом служении человек действительно начинает чувствовать присутствие Бога, Божью любовь, которая через тебя, даже, может, ты и не такой хороший проводник, ты унываешь, ты ропщешь, но через тебя Божья любовь изливается. Надо исповедоваться, надо человеку сказать доброе слово. И если мы будем не замыкаться в себе, в своих каких-то болячках, в своих проблемах, которым никогда не будет конца, а вот если увидим соседа, увидим соседку, каких-то людей, которым, быть может, тяжелее, чем нам, и не пожалеем себя, а пожалеем ближнего, у нас появятся силы жить. В этом и есть смысл жизни – отдавать свои силы другому. Пускай их не так много, а может, их вообще почти и нет. Но если мы даже скажем доброе слово кому-то, утешим, посмотрим на человека, и не плохое подумаем, а хорошее, – мы совершенно по-другому себя почувствуем. Надо начинать с малого. А начинающий с малого, закончит большим. Будем трудиться и дальше.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»