«Католический обычай совершать крестное знамение слева направо корней не имеет»

Диакон Владимир Василик о различиях в нанесении «знака Креста» у православных и католиков …

На сайте русской службы Радио Ватикана в рубрике «Трудные вопросы» размещен ответ на вопрос: «Почему католики и православные по-разному совершают “знак Креста”?»
 
«Знак Креста, или крестное знамение, совершалось в раннехристианской Церкви правой рукой (часто одним перстом) на разных частях тела – на лбу, на груди или на устах (подобно так называемому малому крестному знамению, которое католики латинского обряда совершают на Мессе перед чтением Евангелия). Крестное знамение постепенно сформировалось как знак благословения, и совершалось оно по-разному: одним или несколькими пальцами или целой кистью руки. На памятниках иконографии – как на Востоке, так и на Западе, – благословляющая рука Иисуса Христа, святых или священнослужителей изображена с вытянутыми средним и указательным пальцами (что символизирует две природы во Христе – человеческую и Божественную), в то время как остальные три пальца сложены вместе. Иногда крестное знамение совершалось тремя перстами – что символизирует Пресвятую Троицу. Таким образом, формы совершения крестного знамения были разными, и унифицировались они постепенно в рамках отдельных традиций. Так что правильно было бы говорить не столько о “католическом” и ” православном” крестном знамении, сколько о разных традициях: так, католики восточных обрядов совершают крестное знамение точно так же, как и православные. Во всех традициях сначала совершается вертикальное движение рукой сверху вниз, а затем горизонтальное: у некоторых слева направо, у других – наоборот», – говорится в сообщении на Радио Ватикана. 
 
«Первоначально на Западе крестное знамение совершалось почти так же, как и на Востоке: справа налево, тремя пальцами правой руки. Свидетельство этому можно найти в тексте папы Иннокентия III De sacro altaris mysterio. Со временем эта практика видоизменилась, и крестное знамение стало совершаться слева направо открытой кистью руки. После Тридентского собора (XVI век) этот жест был зафиксирован в документах», – говорится далее.
 
«В византийской традиции (у православных и католиков византийского обряда) крестное знамение совершается справа налево тремя пальцами, соединенными вместе – указательным, средним и большим, а три оставшихся перста при этом прижаты к ладони. Три соединенных пальца, согласно толкованиям, символизируют нераздельную Троицу, а два других пальца – две природы Христа. Ранее в византийской традиции существовала другая форма крестного знамения – двуперстие. Она сохранилась по сей день у старообрядцев. При двуперстии знак Креста совершается соединенными вместе указательным и средним пальцами, а к ладони прижаты три оставшихся перста. Двуперстие и было первоначальной формой крестного знамения, пришедшей на Русь из Византии. Греки впоследствии заменили двуперстие на троеперстие, а на Руси двуперстие сохранялось до реформы Патриарха Никона в XVII веке. Старообрядцы, которые отвергали реформы Никона, сохранили двуперстие», – отмечается в сообщении.
 
«Интересно, что в православной литературе даны различные толкования символики крестного знамения. В некоторых источниках утверждается, что прикосновение ко лбу означает освящение нашего ума, к животу – наших внутренних чувств, а к плечам – освящение телесных сил. Встречается и такое объяснение: чело означает небеса, чрево – землю, а горизонтальное движение от плеча к плечу – то, что Святой Дух объемлет все, от края до края. Что касается католических толкований символики Креста, то прежде всего они касаются самого смысла совершения этого знака. Так, Фома Аквинский писал: “Крестное знамение – это знак Страстей Христовых, который мы совершаем не просто для освящения или благословения, но для исповедания нашей веры в силу Страстей Господа”. Для католика совершение крестного знамения – в любой его форме, в любом обряде – означает прежде всего провозглашение принадлежности ко Христу. Крестное знамение – это также исповедание нашей веры в Пресвятую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа. Оно означает нашу готовность принять свой крест и последовать за Господом; всякий раз, совершая знак Креста, мы обновляем обязательства нашего Крещения», – говорится в сообщении на сайте Радио Ватикана.
 
О различиях в нанесении крестного знамения рассуждает в интервью «Русской народной линии» доцент Исторического факультета СПбГУ, к.филол.н. диакон Владимир Василик
Во-первых, форма крестного знамения менялась в течение эпох. Первоначально оно совершалось перстом на лбу. Свидетельство этому содержится у Тертуллиана, у святителя Иоанна Златоуста и в других источниках. С пятого века появляется двуперстное знамение как знак двух природ Господа нашего Иисуса Христа. В начале второго тысячелетия, не ранее 12 века, появляется троеперстное знамение, которое одновременно символизирует и Святую Троицу, и две природы нашего Господа. Первоначальное направление крестного знамения было вверх-вниз-справа-налево. Этому следовали и католики, которые затем изменили его. По каким соображениям – непонятно, возможно, чтобы отличаться от православных. Подобно тому, как они поменяли свой календарь, чтобы внести отличие от вселенской календарной практики.
Возникает вопрос, почему знамение совершается справа-налево. Это естественная символика. В псалме 112 говорится: «От восток солнца до запад хвально имя Господне». И движение от востока на запад естественно для солнца, для человека, и оно глубоко символично. Потому что «Христос Солнце Правды», «Восток Востоков» приходит к темному западу – к естеству нашему. Если католикам кажется, что солнце встает на западе, то это их проблемы. Крестное знамение – это сведение благодати Святого Духа и освящение нас и всей твари. Именно через крестное знамение освящается и крестная купель, и Святые Дары. Кроме того, Крест – это символ вселенского собирания. В Великую Пятницу Церковь поет: «Четвероконечный мир днесь освящается четвероконечным Крестом». Вся наша система координат построена на Кресте. Крест символизирует и человека. Как говорил Иустин Философ: «Человек несет в себе образ Креста».
Наш большой друг Сергей Николаевич Спицын, который недавно скончался, рисовал человека в образе Креста или в образе ангела с распростертыми крыльями. Поэтому символ Креста многообразен. В нём содержится христологическое, пневматологическое и космологическое значение. При совершении этого символа необходимо исходить из традиционных представлений в пространственной ориентации. Соответственно, то, что православные крестятся справа налево, является исконным для человеческой психологии и первичным судя по истории и традициям. Католический обычай совершать крестное знамение слева направо корней не имеет, как и многое из того, что они делают. При этом они сами сознаются, что это является нарушением предания Церкви. Учитывая множество догматических и канонических нарушений, которые присутствуют в римо-католическом мире, это, пожалуй, ещё самое малое, в чем они, к сожалению, погрешают против Священного Предания.