«Избави Господи нас всех, православных христиан от такого жребия и такой злой участи!»

Протоиерей Георгий Городенцев о предательстве Иуды …

Иуда есть иуда, и раньше никто в этом не сомневался. Но в наше время, когда всякое зло идеализируется и прославляется, особенно средствами искусства, которое зло использует на манер косметики, пришла очередь и Иуды. Некоторые писатели и другие вольные художники и каменщики, объявили его «самым преданным» учеником Господа, который, якобы, знал, что Спаситель хочет принять крестную смерть ради спасения человечества, поэтому и предал Его на сию смерть, якобы, оказав Ему сим «услугу».

А как было на самом деле, что говорит об этом Св. Писание и Св. Предание? А Св. Писание говорит, что Иуда «был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин.12,6); по-видимому, присваивая себе часть этих пожертвований. Раздраженный тем, что «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса» (Ин.12,3), вместо того, чтобы это миро продать, после чего он бы смог бы присвоить себе нечто от сей продажи (Ин.12,1-6), Иуда из корысти задумал предать Учителя, вероятно, мечтая вернуть себе часть денег от своей мнимой «пропажи». «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф.26,14-16). И предал: «Вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав, Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» (Мф.26,47-50).

Но некоторые совопросники века сего сомневаются в корыстных мотивах этого предательства, ведь тридцать сребреников – это цена самого последнего раба, и, во всяком случае, сумма гораздо меньшая той, которую Иуда мог бы еще себе присвоить, оставаясь далее при Христе и продолжая воровать. А предав Учителя, он потерял источник своего нечестного дохода.

Но такой довод – неоснователен. Святые отцы объясняют это несоответствие следующим образом. Дело в том, что Иуда, будучи учеником Христа, не раз видел, как Он проходил между раздраженными Его учением и чудесами иудеями, желающими схватить Его, но не могущими это сделать. Ибо невидимая, но непреодолимая сила Божия мешала им преждевременно осуществить их богоубийственный замысел. Вот предатель и решил, что и после его предательства Господь поступит также: иудеи попытаются Его схватить, но не смогут этого сделать. Поэтому и тридцать сребреников, думал Иуда, у него останутся, а он сам и дальше останется при денежном ящике, продолжая из него воровать.

Но Господь судил иначе. Предав Себя иудеям именно в результате предательства Иуды, Он хотел этим побудить последнего к покаянию; хотел показать ему, к чему привел его грех сребролюбия. И действительно, если бы Иуда внял бы сему Господнему вразумлению, если бы он искренне покаялся в этих своих грехах, в том числе, и в предательстве, то, несомненно, Господь Иисус Христос простил бы его, оставив его в лике Своих учеников и апостолов. Ведь и апостол Петр предал Христа, трижды отрекшись от Него. Но Петр покаялся, поэтому остался апостолом и даже первоверховным. А Иуда лишь раскаялся; он, конечно, понял, что продал за бесценок Безценного, но понял это по своему, преимущественно, в смысле иудейского гешефта: мол, «просто продешевил, потеряв источник нечестного, но стабильного дохода». Вот и все раскаяние, в результате которого Иуда повесился: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную… И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф.27,3.4.5). Таким образом, потеряв и Христа, и жизнь временную, и вечную, и даже то, чего так вожделел, т.е. свои нечестные и нечистые стяжания.

Так и мы, когда оставляем Христа ради каких-то наших земных стяжаний и сладостей, тогда теряем не только Его, но часто даже и то земное, что думали иметь. Ибо, говоря евангельскими словами: «Всякому имеющему (Христа) дастся и приумножится, а у неимеющего (Христа) отнимется и то, что имеет» (ср.Мф.25,29).

Правда, на счет смерти Иуды есть древнее предание, что, когда он повесился, ветвь дерева оборвалась, и Иуда остался жив. Но вскорости заболел водянкой и распух так, что не мог пройти чрез ворота. Наконец, от водянки чрево его лопнуло, и он умер такой злой смертью! Как говорят Деяния Апостольские: «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян.1,16-18).

Избави Господи нас всех, православных христиан от такого жребия и такой злой участи!

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии