Чтобы сформулировать мнение, альтернативное католической теории пресуществления, сначала более подробно выясним, чем, в сущности, являются хлеб и вино, и каковы их основные (существенные) свойства. Причем, сделаем это в духе все той же философии Аристотеля, который обычно делал предметом умственного исследования совершенно естественные вещи, т.е. естественное употребление вещей и естественное словоупотребление.
Тогда, в соответствии с предметом нашего исследования, следует признать, что хлеб – это один из основных видов пищи, даже можно сказать – основной ее вид. А пища – это то съедобное, что необходимо человеку, во-первых, чтобы поддерживать укреплять свои телесные силы (ведь без пищи человек телесно изнемогает), но, главным образом, чтобы не умереть от голода. Эта общеизвестная (естественная) истина выражается и в таких, например, также общеизвестных афоризмах: «чтобы жить – надо есть» или: «кто ест – тот есть». Поскольку же пища и хлеб соотносятся как род и вид, то и о хлебе можно сказать, что он – основной вид пищи, укрепляющий телесные силы человека и, главное, избавляющий его от голодной смерти. Поэтому вышеприведенные афоризмы верны и в этом случае, но в такой форме: «чтобы жить – надо есть хлеб» и: «кто ест хлеб – тот есть».
Исходя из всего сказанного, можно определить, что хлеб по своей сущности – это основной вид пищи, поддерживающий телесную жизнь человека и избавляющий его от голодной смерти. А основным (существенным) его свойством является способность укреплять телесные силы человека. Ведь без хлеба и другой пищи человек сначала ослабевает телесно, а уже затем умирает.
Основания для такого мнения о сущности хлеба можно найти и в Св.Писании. Так пророк и псалмопевец Давид говорит: «Хлеб сердце человека укрепит» (Пс.103,15). Указывая этими словами на основное (существенное) свойство хлеба укреплять телесные силы человека, как и толкует сие место Св.Писания Ефимий Зигабен: «Хлеб укрепляет его (человека) во время измождения его от трудов и голода» (1). Это же (вроде бы) говорит и Господь, когда, после Своей проповеди народу у моря Галилейского, сказал Своим ученикам: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф.15,32). После чего Христос сотворил чудо, умножив семь хлебов так, что их хватило, чтобы насытить множество народа – «четыре тысячи человек, кроме женщин и детей» (Мф.15,34-38).
Приблизительно то же самое можно сказать и о вине. О нем также говорит псалмопевец Давид: «Вино веселит сердце человека» (Пс.103,15). А Ефимий Зигабен толкует это место так: «И вино, говорит, веселит сердце человека, успокаивая, питая, согревая и производя в нем удовольствие и радость» (2). Т.е. другими словами, вино дает человеку некую телесную радость, бывающую при легком опьянении. Но кроме этого в древнем мире сильно разбавленное вино еще часто употреблялось в качестве заменителя воды, поэтому слово «вино» здесь имеет смысл и полезного напитка, пития вообще. Как толкует это место Св.Писания (Пс.103,15) св.Кирилл Александрийский: «Естественное и трезвое и необходимое для жаждущих питие есть вода. А вино – полезно. И весьма хорошо смешивать вино с большим количеством воды. Ибо, будучи горячительно и заключая в себе приятные соки, когда растворяется в надлежащем количестве, своею теплотою разводит гнусные излишества, острые и худые соки растворяет своими благовонными» (3).
Итак, можно констатировать, что, в узком смысле, сущность вина в его способности доставлять некую телесную радость человеку. А в широком смысле, как пития вообще, в сущности – это один из основных видов пития, подобно хлебу поддерживающий телесную жизнь человека и избавляющий его от смерти по причине жажды. А основным (существенным) его свойством также является способность укреплять телесные силы человека. Ведь без достаточно разбавленного вина и других видов пития человек сначала ослабевает телесно, а уже затем умирает.
Впрочем, вместо всех этих «умных» рассуждений (а ля Аристотель), вроде бы подтверждаемых Св.Писанием и Св.Преданием, можно просто констатировать, что в естестве падшего человечества есть, хотя и вошедшие туда после грехопадения прародителей, но все же естественные и беспорочные страсти, которые называется – жажда и голод. Вот они-то своими действиями воспоминает человеку все вышесказанное и без всяких рассуждений и слов. Особенно актуален в этом плане для человека голод. Ибо хотя жажда куда тягостнее голода, да и умирает от нее человек быстрее, но вода достаточно распространена в природе, и утолить жажду ею, как правило, можно без особого труда. А вот хлеб человек добывает в поте лица своего, он достаточно дефицитен, особенно для бедных. Поэтому во время всеобщего голода, т.е. разных голодоморов, это приводит к смерти множества людей.
Думаю, что как раз все эти «умные» (или подобные им) рассуждения, а также действие естественной страсти голода, учел диавол, когда попытался искусить Господа в пустыне. Ибо когда Господь, «постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал», то «приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4,2-3).
Говоря это, диавол хотел воспользоваться естественной необходимостью человека вкушать пищу (в первую очередь, как выше было сказано, – хлеб), дабы не умереть от голода, чтобы чрез эту естественную необходимость, внушить нечто свое, противоестественное. Ибо как толкует сие место Св.Писания блаженный Феофилакт: «Вопрос: Но что за грех было претворить камни в хлебы? Ответ: Знай, что послушаться диавола в чем бы то ни было, грех. Притом диавол не сказал: «чтобы камень сей сделался хлебом», но «камни сии», желая вовлечь Христа в излишество, тогда как для голодного совершенно довольно и одного хлеба» (4).
Однако Господь всего лишь несколькими словами разрушил эту коварную сатанинскую хитрость, сказав: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,4). Как видим, удар врагу был нанесен там, где он совсем не ожидал! Христос не стал обличать диавольское коварство непосредственно, но Он этими несколькими словами ниспроверг саму основу хитрых («умных» а ля Аристотель) рассуждений сатаны, которые казались ему несомненными, и на основе которых он и строил свою сеть, уловляющую души в похоть плоти.
И действительно, эти слова Христа полностью ниспровергают все ту сеть якобы «умных» рассуждений, которые я привел вначале. Оказывается, питает человека, поддерживает его телесные силы и, вообще, дает ему жизнь не хлеб, а Бог. Сам Господь Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14,6). Это же свидетельствуют и апостолы. Так апостол Иоанн Богослов говорит о Боге Слово: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1,4); апостол Павел: «Мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17,28).
Это же апостолы, да и другие святые, особенно преподобные, свидетельствовали не только словами, но и своей жизнью, зачастую пребывая в пустынях и других местах без хлеба и другой пищи, однако чудесно питаемые Богом. Так и преподобная Мария Египетская, память которой будет через несколько дней, на вопрос старца Зосимы: «Не было ли тебе нужды пище?», – ответила ему этими же словами Спасителя: «Питаюсь и покрываюсь я всесильным словом Божиим, ибо не о хлебе едином жив будет человек!» (5). Святые отцы приводят еще и такой удивительный пример того, как Бог может пропитать человека без тленной пищи. Как известно, Енох и Илия были взяты с телом на небо, где земной пищи нет. И, однако же, Господь питает их там вот уже несколько тысяч лет!
Собственно, что питает и укрепляет нас Бог, а не хлеб, подтверждает и контекст 103-го псалма, из которого я намеренно вырвал цитаты о том, что «хлеб сердце человека укрепит», а «вино веселит сердце человека» (Пс.103,15-16). Но, как говорит Давид, прежде, чем хлебу укрепить, а вину веселить, сначала Бог «напаяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябай траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли» (Пс.103,13-14). Т.е. все это совершает (выращивает хлеб и виноградную лозу) Бог, Который, впрочем, может напитать и живить человека непосредственно, как питал и питает Своих избранных святых. Но после грехопадения Ему угодно питать и живить плотское человечество не непосредственно, а посредством хлеба и другой пищи, которую Он Сам сотворил нам в снедь, ибо Сам ее непрестанно создает и нам посылает.
Ведь «если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк.4,26-28), – точнее, все это устраивает Промысел Божий, т.е. Бог. А сам человек лишь «когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк.4,29).
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?…Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам» (Мф.6,25-27; 31-33).
Возникает вопрос: какое отношение все вышесказанное имеет к Таинству Евхаристии? Самое прямое! Во-первых, согласно этому учению Спасителя, так сказать, «аристотелевы» сущности хлеба и вина, якобы ежедневно «спасающих» нас от голодной смерти и жажды, оказываются ложными. Спасают нас от этого не они, а Бог посредством их. Но если данные сущности хлеба и вина – ложны, то они и не могут в католическом смысле пресуществляться в Тело и Кровь Христовы. На самом деле преложение (пресуществление в православном смысле этого слова) – нечто другое.
Во-вторых, как известно, учение Спасителя об этом Таинстве наиболее полно изложено в 6-й главе Евангелия от Иоанна. Обратим внимание на контекст этого места Св.Писания. Сначала Господь сотворил чудо, умножив пять ячменных хлебов и две рыбы так, что их хватило, чтобы напитать пять тысяч человек (Ин.6,13). «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин.6,14-15), – а затем чудесным образом, по морю, пришел в Капернаум (Ин.6,16-21). Но и здесь Его находит народ, и тогда в беседе с ним Христос излагает Свое учение о Таинстве Евхаристии, предварив его следующими словами, обращенными к народу: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6,26).
Очевидно, что никакого особого различия в том, чтобы чудесным образом превратить камни в хлебы или чудесным же образом умножить пять ячменных хлебов по последствиям сего хлебного изобилия – нет. Поэтому после последнего чуда сразу следует искушение от диавола, которому поддались плотолюбивые иудеи. Господь Иисус – это истинный Царь Израилев по причине того, что Он – истинный Мессия, т.е. Христос, что в переводе собственно и означает – Помазанник Божий, Царь Израилев. И свидетельствуют о сыновстве Богу Отцу и царском достоинстве Господа Иисуса Христа Его многочисленные чудеса, в частности, и сие чудо умножения семи хлебов. Но иудеи, угождая чреву, не на сие чудо смотрят, а надеются, что, если они нечаянно поставят Его царем, то Он и далее будет чудесно питать их хлебом. Таким образом, в глазах чревоугодливых иудеев тогда и до сих пор, так сказать, легитимность их Царя-Мессии определялась и определяется не помазанием Божиим и даже не тем, что Он – Сын Божий, а способностью снабжать Свой народ дармовым хлебом.
Что, конечно же, было неугодно Господу, и что Он, конечно же, не принял, избежав «нечаянного царства». Хотя по праву был и есть истинный Мессия – Царь Израилев. И к тому же, если бы Иисус Христос стал бы постоянно чудесным образом снабжать евреев хлебом, Он нарушил бы этим заповедь Бога Отца и Свою собственную, данную Богом впавшему в грехопадение человечеству: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3,19). «В поте лица твоего», – т.е. в трудах, а не даром, поэтому последнее, повторяю, было бы нарушением сей заповеди Божией. Но ведь Спаситель не «нарушить пришел… но исполнить» (Мф.5,17). Все те чудесные умножения хлебов и другой пищи, которые Христос совершил во время Своей земной жизни, были содеяны Им для людей, потрудившихся в слушании проповеди Спасителя. Что, очевидно, и можно считать трудом, за который дается хлеб. И кроме этого, то умножение пищи, о котором мы сейчас говорим, Господь соделал еще и для того, чтобы указать на мнимое значение хлеба и другой тленной пищи, а также изложить Свое учение и начать проповедь о пище нетленной, о хлебе, сходящем с небес.
Поэтому Он и начинает эту проповедь такими словами, обращенными к плотоугодливым иудеям: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец Бог» (Ин.6,27). И вначале сия проповедь формально почти не отличается от вышеприведенного учения, что не хлеб, а Бог питает и живит человека. Учения, которое сформулировано в словах: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,4).
Именно эти слова в неявной форме в начале своей проповеди также снова произносит Господь, когда на намек иудеев «отцы наши ели манну пустыне», – отвечает: «Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (Ин.6,31.32). Ведь слова «не хлебом единым» первым произнес во уши Израиля Моисей, произнес как раз в этом контексте и как раз по поводу сей манны: «Он (Бог)… питал тебя манною… дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа» (Втор.8,3).
Вообще надо сказать, что всей этой Своей проповедью (Ин.6,26-65 ) Господь раскрывает сущность Таинства Евхаристии как Таинства будущего века, в котором для всех станет очевидным, что «будет Бог всяческая во всех» (1 Кор.15,28). В том числе будет и истинной Пищей, и истинным Питием, и истинным Хлебом, как Он Сам и говорит: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6,55). Что по сути и означает «не хлебом единым», поскольку если в этом последнем изречении просто написать «Словом» с большой буквы, пропустив стоящее перед ним слово, то оное изречение примет именно сей, вышеозначенный смысл: «Не хлебом одним будет жить человек, но… Словом, исходящим из уст Божиих». Понятно, что здесь речь идет о том Слове, Которое «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1,14). И Которое в Царстве Небесном будет всяческая во всех, в том числе и Питающим, и Пищей!
Этой Своей проповедью о Таинстве Евхаристии Спаситель снова ниспровергает обычное для людей вышеприведенное учение о сущности хлеба насущного, который, якобы, спасает нас от смерти. Но на самом деле от нее не спас даже хлеб, непосредственно посланный евреям от Бога в пустыне, т.е. манна: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли» (Ин.6,49). Тем более, от нее не спасает и не спасет обычный хлеб! Ведь общеизвестно, что все его евшие либо уже умерли, либо со временем умрут. Таким образом, по этой общеизвестной причине обычный хлеб, по своей сущности претендующий на спасение нас от смерти, является ложным или не истинным.
Об этом также говорит Господь, сказав: «Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (Ин.6,32). Но если есть хлеб истинный, то есть и не истинный, коим и является наш обычный, земной хлеб. Как об этом свидетельствует преподобный Симеон Новый Богослов: «Христос Господь говорил: Аз есмь хлеб животный, и опять: Отец Мой даст вам хлеб истинный, не от земли, а с небесе. Говоря: хлеб истинный с небесе, показал тем, что хлеб, который от земли, не есть истинный, как не приносящий потребной пользы» (6).
Очевидно, что земной хлеб не есть истинный по той причине, что обещая избавить нас от смерти, он на самом деле этого не делает, поскольку все евшие его либо умерли, либо умрут. Слово же, ставшее Плотью, Господь наш Иисус Христос, Он есть Хлеб истинный, поскольку действительно избавляет нас от смерти. Как и Сам говорит: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6,48-51).
Думаю, что на основании именно этих слов Спасителя о Хлебе истинном и хлебе не истинном, а также из того, как они соотносятся между собой, можно высказать определенное мнение, позволяющее ответить на некоторые вопросы о Таинстве Евхаристии, волнующие не только православных на РНЛ, но и вообще многих православных христиан.
Примечания:
1. Ефимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Толкование на 103-й псалом. Киев. 1882 г., с.155
2. Там же, с.154-155
3. Там же, с.155
4. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл.4., М.,
2000 г., с.54
5. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Кн. 8-я, Апрель 1-е, М., 1906 г., с.18
6. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Слово 52,2
Продолжение-Третья часть