Возвращение календаря

Перейдя на Юлианский календарь, мы подчеркнули бы особость нашей цивилизации. Помимо религиозного фактора, существенен и фактор научный: известно, что Юлианский (особенно Новоюлианский, предложенный в 1924 году архиепископом Христозомом) стиль в сравнении с Григорианским астрономически более точен.

Вчера группа депутатов, среди которых были вице-спикер Сергей Бабурин и депутаты из фракции “Народная воля — СЕПР — Патриоты России” Александр Фоменко, Николай Безбородов и Сергей Глотов, внесла на рассмотрение Государственной Думы законопроект “О возвращении российской Федерации на летоисчисление по Юлианскому календарю. Новую-старую систему летоисчисления предлагается ввести с 1 января 2008 года. Также законопроектом предусматривается переходный период в количестве 13 дней с 31 декабря 2007 года по Григорианскому календарю до 1 января 2008 года по Юлианскому календарю, во время которого летоисчисление будет осуществляться по двум календарям одновременно.

По словам Александра Фоменко, принятие этого закона позволит россиянам праздновать Новый год после окончания Рождественского поста. “Сейчас православные вынуждены терпеть вакханалию встречи Нового года в последнюю неделю поста, что является ненормальным”, — считает депутат.

Помимо религиозного фактора, существенен и фактор научный: известно, что Юлианский (особенно Новоюлианский, предложенный в 1924 году архиепископом Христозомом) стиль в сравнении с Григорианским астрономически более точен.

“Кроме того,- как напомнил Фоменко,- все важнейшие события российской истории фиксировались по Юлианскому календарю, включая Октябрьскую революцию, впоследствии его отменившую. Православие было и остается духовной скрепой российской государственности. Перейдя на Юлианский календарь, мы подчеркнули бы особость нашей цивилизации”.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что общепризнанного “мирового” календаря в настоящее время просто не существует: иудеи используют лунный календарь, у мусульман летоисчисление ведется по Хиджре, то есть от переселения Магомета из Мекки в Медину в 622 году, свои календари есть у японцев, китайцев и африканских народов, и только восточные европейцы живут по “чужому, навязанному им календарю”.

Действительно, до самого последнего времени у каждой самостоятельной цивилизации был свой календарь, являвшийся далеко не последним признаком ее самоидентификации. Поэтому неслучайно, что одним из первых деяний большевиков, рассматривавших Россию лишь как плацдарм для мировой революции и ставивших классовую принадлежность человека выше его религиозной и национальной самоидентификации, — стала календарная реформа. В наше время возвращение России к Юлианскому календарю стало бы еще одним, притом очень важным шагом на пути к обретению своей исторической сущности.

Главным доводом противников возвращения к старому стилю является то, что, дескать, весь мир живет по Григорианскому календарю, и поэтому при переходе возникнет огромное количество трудностей и неудобств. Однако пример Русской Православной Церкви, уже много десятилетий живущей по отличному от всего окружающего мира календарю, показывает, что больших сложностей тут нет, в конце концов, никто не мешает использовать в международных документах двойную датировку.

Как известно, сейчас лишь три православных церкви — Русская, Сербская и Грузинская — живут по Юлианскому календарю, остальные в первой половине прошлого столетия, поддавшись соблазнам «мирового сообщества», перешли на новый стиль. Платой за это решение стали многочисленные расколы. Календарная реформа в России, без сомнения, послужила бы уврачеванию многих из них. Наверняка переход России на Юлианский календарь мог бы стать прецедентом для многих православных стран, что могло бы привести к возрождению былого единства Восточно-христианской цивилизации.

Но переход на Юлианский календарь — это ещё и вызов всему секулярному миру, который, по слову св. ап. Иоанна Богослова,«лежит во зле» (1 Ин.5: 19). Для православных христиан важен пример св. Максима Исповедника, сказавшего, что «даже если вся вселенная причастится с еретиками, то я буду один, кто не причастится». В современном мире, где само понятие истины многим кажется смешным, странным и непрагматичным, возвращение России, несмотря на все практические неудобства, которые это влечет за собой, к календарю, по которому жили поколения наших предков, стало бы свидетельством вневременных устремлений Святой Руси, окончательные цели которых лежат уже за пределами любых хронологий.

ПРАВАЯ.RU
12 января 2007 г.