«Священником ты остаешься даже в обезличенных социальных сетях»

Известные пастыри о предложении разработать кодекс поведения в интернете для духовенства …

Современность все труднее понять, не зная, что такое «блогосфера», «Фейсбук» и «Твиттер», пишет Regions.ru. Людей, так или иначе представленных в Сети, становится все больше, и если старшее поколение присутствует там лишь отчасти, то люди помоложе – почти без исключений. 
 
В Русской Церкви могут разработать кодекс поведения священнослужителей в соцсетях, сообщили в пресс-службе Московского Патриархата. «Рекомендации подобного рода могут быть зафиксированы, если в этом будет очевидная необходимость. Документы должны быть выработаны полнотой церковного сообщества», — уточнил руководитель пресс-службы диакон Александр Волков. 
 
Против идеи «кодекса поведения священнослужителя в Сети» высказался протоиерей Димитрий Смирнов. «В кодексе всю жизнь нашу, своеобразную, не опишешь. На всякий чих не наздравствуешься. Нужно руководствоваться Священным Писанием и правилами Церкви», – считает о. Димитрий. 
 
«Нужен ли, на ваш взгляд, писаный кодекс поведения священнослужителей в интернете, или же разумнее положиться на здравый смысл клириков и на церковную дисциплину?» – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 
Протоиерей Александр Ткаченко, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге, сказал, что «возможно, такой кодекс и нужен как “маркер”, привлекающий внимание духовенства новой эпохи – и нашего поколения, и последующих – к этикету поведения в виртуальной реальности».
«Другой вопрос, – продолжил он, – что блогосфера – это лишь вывеска внутренней жизни человека. Если некто из духовенства позволяет себе вести определенный образ жизни, но не вывешивает сообщения об этом в интернет – его поведение так или иначе предосудительно. Более того, при современных средствах связи оно все равно вскоре станет достоянием общественности. Так что будем просто более внимательны к себе».
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты России, согласился с отцом Димитрием Смирновым: «специального кодекса морального или иного поведения не нужно. Просто всякому делу, даже доброму, надо учиться. Вы же не можете сесть за руль автомобиля, если не имеете прав на его вождение. Так и тут: чтобы сесть за компьютер, открыть социальную сеть и начать вести блог, требуется некоторое количество специальных навыков. Тем более, если кто-то пытается выступать от имени Церкви».
«Не надо забывать, что священником ты остаешься даже в, казалось бы, обезличенных социальных сетях, – призвал он. – Когда человек свидетельствует о православной вере, что в этом плохого? Тем более, в соцсетях сейчас представлена та же пресс-служба Московской Патриархии, да и очень многие священнослужители ведут блоги».
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», подчеркнул, что «в официальном комментарии пресс-службы Московского Патриархата говорится, что кодекс будет создан, только если это действительно потребуется. Пока что планов его создать, насколько я знаю, не существует, и никто разработкой кодекса заниматься не собирается. Церковь так вообще устроена, – и не только она, – что “рамочные” документы типа кодекса или какого-то канона поведения необходимо разрабатывать, когда в обществе или в Церкви возникает непонимание, как себя вести в определенном случае. Вот если бы возникло массовое неадекватное поведение клириков в интернете, и половина остальных клириков, архиереев и общества считали, что это нормально, тогда бы Церкви пришлось выработать такой кодекс. Именно так в исторической Церкви с первых веков появились догматы и каноны: когда возникают массовые заблуждения и неправильное поведение, когда черное вдруг начинают называться белым, а грех претендует на норму».
«Вот сейчас с точки зрения поведения клириков непонимания нет, – считает отец Максим. – Все осознают, что поведение священника и диакона неправильно. Даже и споров нет, правильно они поступили или нет. Вот если бы возникла дискуссия, то появилась бы и необходимость в кодексе».
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил, что в любой социальной сети есть правила поведения. «И если человек их нарушает, допускает нечто им не соответствующее, его страницу блокируют, – пояснил он. – Священники, присутствующие в социальных сетях, уже ставших неотъемлемой частью нашего общества, должны руководствоваться нормами, которые налагает на них священный сан. Любой священнослужитель, если он правильно понимает свое призвание, исходит именно из этого».
«Однако порой мы сталкиваемся с тем, что кто-то пренебрегает требованиями, предъявляемыми священнику, и ведет себя в соцсетях неподобающим образом. Эти людям необходимо объяснить: они неправы. Полагаю, кодекс поведения священнослужителей в соцсетях – один из вариантов такого разъяснения. А что будет дальше, покажет время. Возможно, клирики, которые пренебрегают своими священническими обязанностями и вносят соблазн в жизнь верующих, сами найдут способ изменить свое отношение к происходящему», – заключил пастырь.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, напомнил, что «еще в споре между западниками и славянофилами славянофил К.С. Аксаков писал, что невозможно создать идеальный закон, который учел бы все возможные нравственные коллизии. Так и есть: на такой контроль всей нравственной деятельности человека способна только совесть».
«Еще в самом начале христианской истории ап. Павел сформулировал правило публичного поведения христианина: если твое действие может смутить человека морально слабого, лучше его не совершай – ты можешь стать для него плохим примером. Многие вещи, сами по себе не предосудительные, становясь публичными, могут вызвать смущение, т.к. другой человек не знает внутренних мотивов твоего поведения. Именно поэтому священник, воспринимающийся как образец, должен просчитывать свои действия на несколько шагов вперед», – уверен отец Стефан.
«Я согласен с отцом Димитрием Смирновым – вместо того чтобы регламентировать поведение священнослужителей, необходимо обратить более пристальное внимание на нравственный аспект подготовки клириков перед рукоположением. С другой стороны, есть и еще одна проблема. Есть такое выражение: “не давать повода ищущим повода”. На самом же деле, кто ищет, тот всегда найдет. И может так оказаться, что нам придется писать другой документ: что священнику вообще позволено. Сколько уже копий сломано над тем, какая должна быть у священника машина (если таковая вообще имеется)! Можно договориться до того, чтобы сказать: “не нужна ему никакая машина, пусть священники ходят пешком”. Определить грань очень сложно. Как поступать, должна подсказать священнослужителю его совесть. Ведь доверяют же священнику служить, говорить проповеди, общаться с детьми в школах – как же не доверять ему в интернете? Поэтому, мне кажется, нам лучше обратить самое пристальное внимание на воспитание клириков», – предложил пастырь.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, сказал: «Я согласен с отцом Димитрием – зачем оговаривать специальным документом вещи, которые всем нам хорошо известны? Это все равно, что составить кодекс поведения священнослужителя в общественном месте».
«На мой взгляд, – продолжил он, – кодекс поведения священнослужителей в соцсетях не нужен – достаточно руководствоваться Евангелием, Священным Писанием. Если принять такой документ, это, помимо всего прочего, может спровоцировать тех, кто пожелает священнослужителей опорочить. К примеру, на видео бородатый человек в подряснике, представившись клириком одной из епархий, будет нести какую-нибудь чушь. Думаю, такие люди найдутся. Поэтому, мне кажется, нужно оставить это на совести священнослужителей и не изобретать велосипед».
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, также согласился с отцом Димитрием Смирновым. Он отметил, что «все вопросы регламентировать невозможно. Не хочется никого осуждать, но и среди духовенства иногда попадаются, скажем так, экзальтированные личности, не ведающие, что творят. В случае с этими двумя священниками наше священноначалие отреагировало быстро и правильно. Думаю, это послужит примером для всех остальных, кто не понимает, что такое интернет».
«Как себя вести в интернете? – задается он вопросом. – Я думаю, нормальный человек прекрасно понимает: любая его фотография, выставленная на страничке, становится общим достоянием. Ее можно растиражировать и отправить по различным адресам. По-моему, священнослужитель должен использовать соцсети в миссионерских целях – как место для проповеди, благой вести. Я воспринимаю интернет именно так, и, собственно, этим в нем и занимаюсь: создан сайт нашего прихода, у меня есть своя страница в “Одноклассниках”, которую охотно просматривают мои односельчане и жители района. Они оперативно получают все новости о приходской жизни».
«Когда я начинал этим заниматься, мне объяснили мои товарищи, что дискутировать и ввязываться в диспуты в интернете – бессмысленная трата времени. И, к сожалению, я замечаю, как некоторые люди тратят много сил на доказательство своей правоты виртуальным собеседникам, тогда как те просто их искушают. Конечно, лучше знать, с кем ты разговариваешь. В интернете мы такой возможности зачастую лишены. Поэтому священнослужители должны уважительно относиться ко всем, кто заходит на наши странички, и помнить молитвы Господни, чтобы не вводить никого в искушение. В Писании говорится: «горе тому, кто малых сих введет в соблазн»», – напомнил пастырь.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал: «Я вхожу в комиссию Межсоборного Присутствия по информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ. Недавно прошел пленум, где были приняты некоторые документы, но перед ним президиум Межсоборного Присутствия принял план работы на ближайшие годы (до 2018 года). Нашей комиссии было предложено для разработки четыре документа. Скорее всего, руководитель пресс-службы Московского Патриархата имеет в виду документ, рабочее название которого “Этическое измерение присутствия священнослужителей и мирян в традиционных и новых медиа”. Меня из всех четырех документов этот заинтересовал больше всего».
«Я неоднократно говорил в своих публикациях о моральном облике священников. К сожалению, – посетовал он, – внимание средств массовой информации привлекают не самые лучшие представители духовенства: СМИ интереснее что-нибудь скандальное. В Священном писании есть такие слова: “не давайте повода ищущим повода”. Мы, духовенство, призваны быть образцом поведения для христиан. Именно поэтому я поддерживаю заявление руководителя пресс-службы Александра Волкова – в актуальности такого документа сомневаться не приходится. Лично я сделаю все от меня зависящее, чтобы в нем были учтены все стороны присутствия православных христиан и в социальных сетях, и в традиционных медиа. Этому документу потом предстоит широкое обсуждение, в том числе на интернет-площадках. Его разошлют и по епархиям. Каждый сможет высказаться по этому поводу. В результате общецерковного обсуждения спорные моменты уберут, что-то, наоборот, добавится».
«Кстати, вопрос о Евхаристии (Причастии) обсуждали два года, зато потом приняли полновесный документ. Он, в том числе, дает советы, как поступать священнику в спорных случаях. Думаю, так будет и с разрабатываемым сейчас документом. Я знаю, многие к нему относятся скептически – как, например, отец Димитрий Смирнов. Но в любом случае Церковь должна наметить основные вехи, на которые необходимо ориентироваться. Эти ориентиры, мне кажется, просто необходимы некоторым священнослужителям», – убежден отец Святослав.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что «все зависит от того, за что и каким образом будут наказывать, иначе ради чего кодекс вводить? Чтобы определить грань допустимого и недопустимого? А как определить эту грань? В интернете может быть смелая, но приемлемая шутка, которая покажет, что в Церкви живут живые люди, а вот греха не должно быть. И отец Димитрий абсолютно прав: как эту разницу в кодексе оговоришь?»
«Так что есть смысл в том, чтобы доверить этот суд архиереям. Можно разве что сделать какой-то наблюдательный орган, который смотрел бы, как развивается дискуссия в православном интернете, где участвуют священнослужители. Потому что есть священники, поведение которых весьма достойно в сети. А представьте себе: на уровне епархии у такого священника окажется враг, а у архиерея времени нет сидеть в интернете и все отслеживать. Вот тут и должен быть компетентный наблюдательный орган, сотрудники которого владыке подскажут, что в этом случае батюшка ведет себя достойно. То есть надо не только карать и одергивать, а более того – давать некоторым священникам карт-бланш, потому что действительно огромное количество молодежи пользуется интернетом, и они задают на сайтах вопросы пастырского характера», – заключил отец Георгий.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил: «Казалось бы, вопрос технический: подумаешь, кодекс на бумажке написать. Но тут есть глубокий мировоззренческий смысл. Я полностью согласен с отцом Дмитрием Смирновым. Мы видим новое средство связи и оказываемся поневоле рабами этой техники. Раз есть социальная сеть, то мы якобы должны что-то по-новому организовывать. Ничего подобного: какая бы техника ни была: телеграф, телефон, интернет – но принципы человеческих отношений, норма цивилизованного поведения остается неизменной».
«Есть другая позиция: раз есть интернет, можно вести себя, как угодно, – быть, например, свиньями. Так вот в случае с диаконом и священником митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский должен так их прищучить, чтобы мало не показалось. И интернет тут ни при чем. Они себя вели безобразно, тем самым подвергли хуле Святую Церковь, и за это должны получить. И осудить их надо не по правилам интернета, а по правилам цивилизованного общества и Святой Церкви», – заключил отец Макарий.