Подобного рода мероприятия не должны носить развлекательный характер

Православные священнослужители о распространенной на Западе традиции проведения культурной акции «Ночь церквей» …

6 июня в Риге впервые пройдёт культурное мероприятие «Ночь церквей» – своего рода аналог «Ночи музеев» и «Ночи библиотек», сообщает Regions.ru.
С 18:00 до 24:00 более чем в 40 храмах разных конфессий пройдут экскурсии и прозвучат рассказы, которые позволят всем гостям открыть архитектурные и художественные красоты храмов. Будут звучать духовные концерты хоровой, органной и инструментальной музыки. После заката храмы наполнит свет свечей, приглашая гостей побыть в тишине, размышлениях или молитве.
Своё участие в «Ночи церквей» подтвердили 42 рижских храма.
Такие «Ночи церквей» уже стали традициями во многих городах Европы. Отметим, что мероприятия вроде «Ночи музеев» оказались весьма успешными: их ждут и посетителей обычно очень много. Это обусловлено тем, что ритм жизни современного работающего горожанина плохо совместим с обычным расписанием работы музеев и библиотек (как, кстати, и церковных служб), а вечер пятницы, когда рабочая неделя уже закончилась, а впереди еще два выходных – как раз то время, которое этот горожанин стремится занять чем-нибудь запоминающимся.
«Как вы оцениваете идею «Ночи церквей»? Не следует ли ее перенять в России?» – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что, безусловно, ритм жизни Церкви и обычных мирян различается.
«Для меня лично это тоже камень преткновения, т.к. мне не всегда удается должным образом пообщаться с некоторыми людьми. Но разница ритмов жизни очень важна. Люди должны уйти от того ритма, в котором живут, чтобы прийти к тому, в котором живет Церковь. Будет ли польза от изменений церковных расписаний и мероприятий, если подстроить их под современного горожанина? Понятно, что нам надо приближаться друг к другу, но нельзя приспосабливаться абсолютно. Опыт показывает: когда пытаешься приспособить свою жизнь под чью-то, начинают требовать большего», – продолжил он.
«Ночь церквей», по его словам, – это интересно само по себе, с точки зрения культурной и познавательной будет иметь свое значение. «Но главное предназначение Церкви – ввести человека в иное измерение, в мир духовной жизни, и тут не Церковь должна приспосабливаться, пусть даже с помощью таких мероприятий, а мирской человек должен войти в это пространство», – добавил священник.
«Ночь церквей» – мероприятие культурологическое, пусть этим занимаются те, кто отвечает за отечественную культуру, а Церковь должна к этому относиться несколько отстраненно, заключил о. Александр.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», считает, что это очень хорошая идея, только необязательно объединять конфессии. Можно устроить «Ночь православных храмов», «В гостях у католиков» и т.п.
«Не думаю, что такое мероприятие привлечет больше людей в храмы: туда человек приходит, когда возникает духовная потребность. Если ее нет, никакая “Ночь церквей” не поможет. При этом в храме каждого должны встречать максимально приветливо и радушно, чтобы человек не чувствовал себя чужим и не боялся прийти из-за этого. Люди часто боятся прийти в храм из-за осознаваемой греховности, и это нормальный страх, но страх сделать что-то не так, когда не знаешь как себя повести, – его необходимо преодолевать», – продолжил он.
По словам священника, именно для этого не нужно проводить «Ночь церквей», надо делать иначе. «Например, известно, что храмы Москвы открыты с 9.00 и до 21.00. Почти в каждом есть дежурный священник, которому впервые зашедший человек может задать вопросы. И очень во многих храмах, памятниках архитектуры или крупных духовных центрах, есть паломнические экскурсионные службы», – заключил о. Максим.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что для людей, которых интересуют туристические объекты, это, конечно, полезно.
«А для людей, которые молятся и участвуют в таинствах, это немножко не соответствует принятым правилам. Если уж совсем некогда в храм ходить, а только по ночам, то данное мероприятие, конечно, подойдет. Лучше так, чем никак вообще», – продолжил он.
По словам священника, если там во время «Ночи церквей» будет проводиться духовная работа, это привлечет новых прихожан, в том числе молодежь. А если мероприятие будет носить только развлекательный характер, оно мало что даст.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, заметил, что если церкви рассматривать как памятники культуры – такое, наверное, приемлемо.
«Но православные церкви и так все время открыты, особенно на праздники. И ночные богослужения у нас по меньшей мере два раза в год бывают. Я не уверен, что нужно еще что-то добавлять. Кроме того, мне слышится в этой идее нехороший подтекст: дескать, Церковь, религия – это нечто отжившее и интересующее людей только как древность, как диковинка. Между тем центр жизни православия – это Литургия», – заключил он.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», полагает, что многое зависит от того, в чем смысл этой «Ночи церквей».
«В отличие от других конфессий, у нас есть нечто подобное, когда проходят ночные богослужения на Пасху и Рождество Христово. Особой необходимости в том, чтобы в другие дни держать церкви открытыми еще и ночью, я не вижу. Сейчас в Москве и других крупных городах храмы открыты на протяжении всего дня, в том числе в выходные и в праздники. Люди, которые хотят посмотреть на храм изнутри, может быть, поставить свечку, помолиться в тишине, беспрепятственно могут это сделать. Если на Западе за вход в некоторые храмы взимается плата (особенно это касается исторических храмов, которые нуждаются в сборе средств), у нас церкви бесплатные», – продолжил он.
По словам священника, устраивать «Ночь церквей» без проведения службы смысла нет. «И не уверен, что это мероприятие имело бы успех, например, в той же Москве. Если люди не могли бы получить впечатления о храме в другое время, наверное, эта идея была бы оправдана», – заключил о. Михаил.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил: «Нужно учитывать, что богослужебная практика Православной Церкви в сравнении с Западом имеет определенные отличия». «Мы сохранили в большинстве храмов ежедневное уставное богослужение, в то время как католики и протестанты часто служат только Мессу, то есть Литургию. Поэтому у них чаще всего отсутствует возможность богослужебной практики за пределами литургии. У православных христиан такая практика есть. Так что вряд ли нам нужно чему-то учиться у них, и нельзя сказать, что нам предлагают что-то неизвестное.  По сути, у нас каждый день в городских храмах проходит что-то подобное. Это называется вечернее богослужение, Всенощная.  С другой стороны, хорошо, если храмы работают допоздна, когда в городе есть храм, работающий круглосуточно», – добавил священник. Тем не менее, отметил он, существуют проблемы, связанные с безопасностью. Но такие круглосуточные храмы, скорее, можно сравнить не с «Ночью музеев», а с дежурной аптекой.
Священник Владислав Гончаров, пресс-секретарь Ижевской и Удмуртской епархии, отметил, что в его храме нет никаких перерывов. Он открыт с 7 утра до 19.00.
«Я считаю, храм должен быть открыт как можно дольше, чтобы человек, который стремится к Богу, имел возможность прийти в дом Божий и помолиться. Представляете, какое разочарование его постигнет, если он шел днем в храм, а тот по каким-то причинам оказался закрыт? Если б у меня была бы такая возможность, я, конечно, сделал бы так, чтобы храм был открыт и ночью, но такой возможности у меня, к сожалению, нет. Еще хочется сказать вот о чем: к сожалению, наша культура «хромает». В Греции много храмов, которые открыты ночью, и их никто не охраняет. Это говорит о том, что люди не посягают на святое, – но о наших гражданах такое, к сожалению, пока сказать нельзя», – заключил священник.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что Церковь существует для того, чтобы молиться Богу.
«Поэтому богослужение там совершается согласно уставу; существующему распорядку. В Православии есть свой литургический ритм – время для утренних, вечерних служб, ночные богослужения. Мне идея включить такое мероприятия в богослужебный календарь не очень понятна. Кстати, при прежнем патриархе была попытка сделать в храме Христа Спасителя что-то вроде шоу – с лазерами, светомузыкой. Но один раз попробовали – и не понравилось. В Церкви нужно молиться. Внебогослужебные мероприятия могут быть самые разные. В том же храме Христа Спасителя в Зале церковных соборов проходят выступления хоров, елки, другие мероприятия. Но смешивать одно с другим, наверное, не стоит. Богу – Богово, а любопытствующим – внеслужебные мероприятия», – заключил священник.