«Человеку должна быть оставлена свобода выбора»

Православные священнослужители об электронных документах, удостоверяющих личность …

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал защитить права православных христиан, которые по религиозным соображениям не хотят пользоваться электронными документами, такими как ИНН или СНИЛС, сообщает Regions.ru.
В православной среде, а еще больше – в околоправославной, довольно распространены панические слухи, что ИНН и электронные документы – это и есть упомянутая в Апокалипсисе «печать Антихриста»: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр., 13: 16-18). Стало быть, рассуждают некоторые, принять ИНН или электронную карту – все равно, что отречься от Христа.
Официальные представители Церкви не раз говорили, что это не так: отречение от Христа есть сознательное действие, а пока такого отречения не было, никакие «сатанинские знаки», которые некоторые старательно выискивают в штрих-кодах, в защитных знаках документов и т.п., душе повредить не могут.
В то же время религиозные и общественные деятели указывали, что введение электронных документов таит в себе опасность: они делают возможной столь полный контроль за всеми сторонами человеческой жизни, какой прежде был неосуществим даже при самых тоталитарных режимах. А этим могут воспользоваться как «частные» злоумышленники, поскольку гарантировать полную защиту личной информации не может никто, так и власти – например, если в результате каких-либо перипетий «у кормила» окажутся очередные сторонники идеологизированной диктатуры. В этом смысле можно сказать, что электронный документ делает возможным описанное в Апокалипсисе царство Антихриста.
Отказываясь от «личного кода», выраженного в цифрах на каждом электронном документе, эти люди стараются защитить свою частную жизнь, отметил о. Всеволод. Но из-за отсутствия этих документов верующих зачастую лишают медицинской помощи, пенсионных выплат и разнообразных льгот. К тому же они не могут поступить учиться или устроиться на работу, поскольку статьи трудового кодекса предполагают предоставление при приеме на работу СНИЛС и ИНН. «Если человек отказывается предоставлять эти документы, работодатель делает выбор в пользу другого соискателя, а центры занятости отказываются ставить их на учет», — сказал протоиерей.
Отец Всеволод признался, что он сам не имеет ИНН, однако законным образом получает зарплату и отчитывается перед налоговыми органами. «Люди, у которых нет ИНН, могут жить и вступать в гражданские отношения и без него. Отсутствие электронного документа у человека не может являться основанием для нарушения его трудовых прав», — заметил представитель РПЦ. По его словам, «Союз православных юристов» собрал уже более 10 тысяч фактов нарушений конституционных прав граждан, связанных с отказом от использования электронными документами.
РПЦ настаивает на внесении изменений во все социально значимые законы страны и предлагает исключить из них положения об обязательности наличия у человека СНИЛС и других цифровых идентификаторов личности. Кроме того, православные христиане требуют закрепить в федеральном законодательстве положения об обеспечении прав граждан, не имеющих СНИЛС, на пенсионное обеспечение, выплату пособий, оказание медпомощи, распоряжение собственностью, трудоустройство. Кроме того, в РПЦ предлагают утвердить новый традиционный бланк паспорта без личных кодов и других средств автоматической идентификации личности.
«Насколько осмысленным вам кажется отказ от электронных документов и личных кодов? Видите ли вы угрозу в их распространении?» – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты РФ, отметил, что есть заявленная позиция Русской Православной Церкви по отношению к электронному документообороту, которую он полностью поддерживает.
«Человеку должна быть оставлена свобода выбора, и правительство обещало, что наряду с электронными носителями будет использоваться и старый вариант бумажных документов. Важно, чтобы наши новые молодые законодатели, которые не так давно в Думу пришли, помнили о своих обещаниях. Никакие электронные системы не обладают полной защитой и не являются гарантией стабильности и безопасности. Например, недавно слышал мнение экспертов в одной из телепрограмм, что дата-центры, где хранится большое количество серверов, беззащитны перед целым рядом вирусов, которые могут быть специально туда засланы. Где гарантия, что все эти носители не отключатся в какой-то момент? Чем больше вариантов хранения сведений на разных носителях, тем выше уровень безопасности страны. Вот взять ситуацию с картами Visa и MasterCard: если бы правительство не договорилось, то у людей были бы большие проблемы. Многие пользуются этими картами, и если бы их закрыли в один момент, сколько людей оказалось бы без средств к существованию? В связи с последними санкциями в отношении России вопросы безопасности встают во главу угла, и требуется оставить все возможные виды хранения информации. Отказываться от бумажных и прочих носителей в угоду только электронным – это даже контрпродуктивно», – подчеркнул священник.
Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, заявил, что поддерживает отца Всеволода в этом вопросе.
Он напомнил, что когда в начале XVIII века Петр Первый впервые ввел в России паспорта – бумагу с номером и печатью, – менее образованные современники восприняли это как «печать Антихриста» и отказывались принимать это нововведение. «Далее на протяжении веков изготовление документа, удостоверяющего личность, усложняется, сам он со временем приобретает современный вид – сегодняшнего паспорта, пластиковых карт с электрочипами. Сейчас появились биометрические загранпаспорта, которые, как утверждают, содержат уникальные данные о каждом человеке. Сказать, что и тогда, и сейчас это было пришествием Антихриста, мы не можем. С другой стороны, мир конечен. Христиане верят, что в конце этого мира – царство Антихриста. Оно наступит, и мы это знаем точно. Наша задача – противопоставить приближающемуся царству зла что-то другое. Очевидно, что тенденции, которые мы сейчас наблюдаем в мире – создание универсальных всеобъемлющих баз данных – приближает это единое сверхгосударство, охватывающее всю землю, которое и есть царство Антихриста. Мы знаем, что где-то, в другом полушарии, уже начали вживлять человеку микрочипы. С техническим прогрессом у нас все в порядке. Но, несомненно, право человека выбирать, какой документ он хочет использовать. Дело не в том, будет ли у меня паспорт, а у других, скажем, пластиковые карточки. Мне как раз удобнее с последним вариантом: я часто хожу в походы, и с пластиковой карточкой ничего не случится, она не утонет, не размокнет… Проблема в другом – в создании глобальной базы данных людей. Глобальной системы контроля. Мне кажется, отказ принимать во всем этом участие должен быть конституционно гарантированным правом человека», – заключил священник.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), отметил, что «со времен грехопадения в этом мире ничего в порядок не приходит – наоборот, ситуация усугубляется и все идет к концу этого мира».
«Конечно, электронные документы существенно облегчают нашу жизнь. Мы можем работать, не выходя из дома, получать зарплату на карточку, оплачивать услуги, делать покупки. Но это все звенья одной цепи, мир неизбежно движется к концу света. Эту телегу, катящуюся в пропасть, уже не остановить. Можно бежать рядом, можно попытаться на нее вспрыгнуть, а можно стоять в сторонке. Я думаю, ужасного преступления в том, что мы пользуемся электронными документами, нет. Наши братья-христиане, которые живут на Западе, уже давно пользуются этими благами цивилизации. Я тоже никогда в своей жизни не писал заявление на получение ИНН, но любому человеку, который получает официальную зарплату, ИНН присваивается автоматически, вне зависимости от его желания. Единственное, что мы можем сделать в этой ситуации – выразить свое отношение к происходящему. Мы можем написать заявление, а можем и не писать его. Возможность не писать уважает свободу волеизъявления любого человека. Мне это кажется не очень серьёзной проблемой, но если человек не хочет иметь электронные документы, писать заявление на получение ИНН, такая возможность, я считаю, ему должна быть обязательно предоставлена», – заключил о. Агафангел.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, отметил, что «принимать или не принимать электронные документы – выбор каждого конкретного человека».
«Если ему это удобнее, пусть берет. Нет – ничего страшного не случится. И ребенку понятно: с помощью электронных документов устанавливается тотальный контроль над личностью человека. Я бы не хотел каждую минуту своей жизни быть «на крючке», чтобы кто-то мог контролировать, куда я пошел, что купил, где расплатился, чтобы моя личная жизнь была прозрачна для сотрудников спецслужб. Государство должно уважать мой выбор как гражданина Российской Федерации и предложить мне альтернативу. Право выбора должен иметь каждый. Господь, который создал человека, не ограничивает его права выбора, а почему соответствующие службы должны вносить эти ограничения? Я не хочу быть несвободным человеком в свободной стране», – продолжил он.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, напомнил, что «Богу-Богово, а кесарю-кесарево». Наличие электронных документов вовсе не означает, что на человеке теперь стоит «печать Антихриста, считает священник.
«Да, глобализация – это не всегда хорошо, но главное – уважать свободу людей. Государство должно предоставлять им выбор. Если человек не хочет принимать электронные документы, не нужно на этом настаивать. У каждого человека должно быть право выбора. При этом, принимая электронные документы, он не совершает никакого греха», – заключил он.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школ, отметил, что у Русской Православной Церкви есть официальная позиция, которой он придерживается.
«Я не вижу Антихриста в электронных документах, – хотя с другой стороны понятно, что новые технические возможности так или иначе приближают его приход. Кроме того, они действительно позволяют всех людей поставить под тотальный контроль, так и происходит глобализация: когда есть единый центр сбора информации, а потом постепенно будет создаваться единое правительство, единые органы контроля, – будет единое государство, что, конечно же, впоследствии уничтожит культурное разнообразие и, в том числе, религиозное», – заключил священник.