Что происходило в доме Ипатьева

Протоиерей Александр Шаргунов размышляет о смысле цареубийства и подвиге святых Царственных Мучеников …

Мы переживаем времена, когда многие в нашем народе все больше надеются только на чудо, потому что человеческие естественные силы и надежды уже как будто полностью исчерпаны. Подлинная надежда на чудо – это вера в Крест Христов. Недостает, к сожалению, готовности принять этот Крест как спасение.

Хочется обратить внимание еще на одно чудо, связанное с царственными страстотерпцами. В последнее десятилетие множество специалистов, журналистов, писателей внимательно изучают все подробности, связанные с екатеринбургским злодеянием. Рассматривают со всей тщательностью, кто был на самом деле исполнителем этого преступления, кто первый выстрелил, из какого оружия, на каком расстоянии стрелял, кто перевозил тела убитых, кто расчленял их, сжигал. И все прочие ужасающие подробности, так что создается впечатление, что они смакуют их.

Но для нас выяснить, как это происходило, значит достичь той глубины, где может быть дан ответ, почему это произошло.

Святые царственные страстотерпцы, как и все святые, настолько близки к подвигу Христа, что все, связанное с их мученичеством, исполнено пророческого смысла. Неслучайно они занимают центральное место в истории русской святости минувшего столетия.

И то, что происходило в доме Ипатьева, имеет таинственное продолжение в уже совершившихся и еще ожидаемых событиях в жизни нашей Церкви и нашего народа.

Когда царская семья оказалась в плену у безбожной власти, комиссары были вынуждены все время менять охрану. Потому что под чудесным влиянием святых узников, находясь с ними в постоянном контакте, эти люди невольно становились другими, более человечными. Здесь с самого начала – пророчество о том, что святые Царственные мученики могут оказывать благотворное влияние на весь наш народ, отступивший от Христа, предавший Помазанника Божия. И даже порою на тех, кто являлись исполнителями этого преступления.

В конце концов, большевики были вынуждены поставить стражниками людей особого типа, из так называемой красной гвардии. Типичным представителем их был комендант Ипатьевского дома Авдеев, бывший уголовник, запойный пьяница, который был ранее четырежды судим за кровавые убийства и грабежи, а теперь представлял себя «жертвой старого несправедливого режима». Большевики охотно доверяли подобным личностям охрану царской семьи, говоря, что такие люди им «социально близки».

Они были им близки духовно. Здесь можно усмотреть прямую параллель с тем, что сегодня происходит в России. Вчерашние руководители коммунистов явили нам, выражаясь их терминологией, «сращивание» с криминальными структурами, с уголовниками. Для них они оказались духовно близкими. И с помощью таких сил они надеются удержать власть над Россией.

Комендант Авдеев и его команда издевались над царственными страстотерпцами, над детьми, над чистыми невестами Христовыми, рисуя всякие непристойности на стенах дома Ипатьева, подписывая их скверными словами. Не проступает ли здесь та реклама растления и беззакония, которая наполняет улицы наших городов и входит в наши дома через телевидение? Сегодняшние христоненавистники у власти окружают этой уголовщиной всех детей России.

За двенадцать дней до расстрела царской семьи в свою очередь Авдеев и его подчиненные тоже были сменены. Новой охраной стала бригада интернационалистов из австрийцев, чехов, латышей, евреев – малограмотных, идеологически отравленных до мозга костей. В последние дни накануне страданий царственным страстотерпцам приходилось быть в этой атмосфере удушающей ненависти.

Не такая ли перспектива ожидает всю Россию в недалеком будущем, когда для нашего народа будут подобраны такие распорядители, для которых вообще ничто русское не будет иметь никакого значения?

Особое место в ряду этих преступников занимает фигура предводителя убийц Юровского. Он был постоянно на связи с Троцким, Лениным, Свердловым и прочими организаторами злодеяния. Именно Юровский в подвале Ипатьевского дома прочитал распоряжение Екатеринбургского исполкома и первый выстрелил прямо в сердце нашему святому царю. Он стрелял в детей и добивал их штыком.

После убийства святых царственных страстотерпцев в подвале Ипатьевского дома на стене была обнаружена надпись на немецком языке: «Царь Валтасар был убит своими слугами». Это дало повод для рассуждений, не было ли убийство ритуальным. Аргументы в этой полемике напоминали то, что говорилось во время знаменитых антисемитских процессов в начале XX века накануне революции. С той только разницей, что теперь евреи не были для русских людей жертвами и гонимыми, а гонителями и убийцами. Мы знаем, что большинство среди верхушки большевистской власти, а также органов репрессий, таких как зловещее ЧК, были евреи. Впоследствии на этом основании нацисты стали говорить об иудеобольшевизме, как главной опасности для человечества. Это была одна из самых излюбленных тем их пропаганды.

Конечно, то, что произошло тогда, было своего рода проекцией на установление «ига, лютейшего паче всякого иного», как говорится в молитве новым мученикам Российским. Здесь пророческое указание на явление из этой среды «человека беззакония», антихриста. Ибо антихрист, как учат святые отцы, будет по происхождению иудеем из колена Данова. И его появление будет подготовлено грехами всего человечества, когда темная мистика, разврат и уголовщина сделаются нормой и законом жизни.

Мы далеки от мысли, чтобы осуждать какой-либо народ за его национальность. В конце концов, Сам Христос по плоти вышел из этого народа, Его апостолы и первые христианские мученики были иудеями. Дело не в национальности: царь Николай II, как кто-то тщательно исчислил, имел только один процент русской крови. (Заметим, это одно из ярких доказательств того, что власть православного монарха не есть просто национальная традиция русского народа, а благодатное установление Божие.)

Вспоминается рассказ из тех времен, когда, согласно установке власти, «имя Божие должно было быть навсегда забыто на территории СССР». Одна девочка-первоклассница по секрету показала своей подруге лист, вырванный из художественного альбома с изображением Христа. «Кто это?» – спросила ее подруга. «Он чисто русский!» – ответила та с непоколебимой убежденностью. В этом наивном утверждении была глубокая истина: в каждом народе и каждом человеке подлинно только то, что принадлежит Христу.

Царь-страстотерпец особенным образом, духовно связан с русским народом. И судьбой своей, и служением, и готовностью принести себя в жертву за спасение России. Он это совершил. И мы молимся ему, отдавая ясный отчет в том, что грех цареубийства сыграл главную роль в страшных событиях XX века для Русской Церкви и для всего мира. Перед нами стоит только один вопрос: есть ли искупление этого греха и каким образом оно может быть осуществлено. Церковь всегда призывает нас к покаянию. Это значит, к осознанию того, что произошло и какое это имеет продолжение в сегодняшней жизни.

Если мы действительно любим нашего святого царя и молимся ему, если по-настоящему ищем нравственного и духовного возрождения нашего Отечества, мы должны не пожалеть никаких сил для того, чтобы преодолеть страшные последствия массовой апостасии (отступничества от веры отцов и попрания нравственности) в нашем народе.

Есть только два варианта того, что ожидает Россию. Либо чудом заступничества царственных страстотерпцев и всех новых мучеников Российских Господь дарует нашему народу возродиться ради спасения многих. Но это произойдет только при нашем участии – вопреки естественной немощи, греховности, бессилию и маловерию.

Либо, согласно Апокалипсису, Церковь Христову ждут новые, еще более грозные потрясения, в центре которых всегда будет Крест Христов. Молитвами царственных страстотерпцев, возглавляющих сонм новых мучеников и исповедников Российских, да будет дано нам выстоять в этих испытаниях и стать причастниками их подвига.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николы в Пыжах, член Союза писателей России

Русская народная линия